Этнокультурный туризм в России
- 1 year ago
- 0
- 0
Этнокультурный туризм ( англ. ethnocultural tourism ) — одно из направлений современного туризма, включающее в себя этнический, этнографический, эколого-этнографический, антропологический (туризм образа жизни), этнопознавательный и ностальгический туризм . К этой же категории можно отнести аборигенный туризм и джайлоо-туризм .
Этнический туризм
(
англ.
ethnic tourism
) часто называют музейным, так как считается, что национальная самобытность сохранилась лишь в тех местах, которые по своей сути являются музеями открытого плана — деревни, этнографические комплексы и т. д.
. Может быть интересен для любой категории туристов: иностранцам и местным жителям; молодёжи, интересующейся историей, традициями, бытом предков, и людям старшего возраста
.
Этнографический туризм
(
англ.
ethnographic tourism
) — разновидность культурно-познавательного туризма, связанная с посещением объектов традиционных культур, этнографических деревень, включающая знакомства с этническими традициями и промыслами
. Главная функция этнографического туризма — культурная, её суть заключается в сохранении традиций и передачи их будущим поколениям (что особенно важно для малочисленных народностей), формировании национального самосознания, а также в ознакомлении с традициями этноса широких масс
.
Эколого-этнографический туризм
(
англ.
ecological and ethnographic tourism
) — путешествия в районы с традиционными формами хозяйства для изучения и содействия в сохранении этнографического наследия территории, с соблюдением природоохранных норм, местных законов и обычаев
.
Аборигенный (туземный) туризм
(
англ.
aboriginal, indigenous tourism
) — разновидность этнотуризма, определяющая главной целью — знакомство с «экзотическими» народами («экзотические» в данном контексте — проживающие в отдалённых от места проживания туриста районах), а также посещение сообществ с
первобытной культурой
. При этом виде туризма коренные народы непосредственно вовлечены в организацию туристической индустрии
. Экскурсионная программа проводится аборигенами, туристы посещают деревни, знакомятся с местной историей, культурой и традициями
.
Различие этнического и аборигенного туризма в том, что первый основан на интересе к жизни народов, в данный момент проживающих на какой-либо определённой территории, а второй предполагает знакомство с коренным народом, изначально и до сих пор проживающим на данной территории (лат. aborigine — от начала)
.
Джайлоо-туризм
(
англ.
jailoo tourism
) — путешествие в населённые коренными народами труднодоступные места, не тронутые цивилизацией, где зачастую нет электричества и мобильной связи
. Название происходит от киргизского слова «жайлоо», означающего альпийский луг, горное пастбище
. Джайлоо-туризм зародился в Киргизии в конце 1990-х годов, когда местному туроператору пришло в голову предложить туристам из западных стран пожить некоторое время в юртах жизнью горного чабана
.
Антропологический туризм
(
англ.
anthropological tourism
) предполагает знакомство с культурой исчезнувших или находящихся на грани исчезновения этнических общностей, посещение стран, на территории которых они проживали, или проживают в настоящее время
; последнее можно отнести к тем разновидностям этнокультурного туризма, где пересекаются два его подвида: аборигенный и антропологический туризм.
Этнопознавательный туризм
(
англ.
cognitive-ethnic tourism
) — путешествия с целью комплексного изучения этнических культур в исторической ретроспективе, где мотивацией выступает интерес к истории, археологии, этнографическому наследию, образу жизни населения соответствующих территорий
. Важную роль в этнопознавательном туризме играют
культурные ландшафты
.
Ностальгический туризм
(
англ.
nostalgic tourism
) предполагает посещение людьми мест своего исторического проживания
. Во многом перекликается с этническим туризмом.
Этносоциальный туризм
(
англ.
ethnosocial tourism
) — путешествие, включающее знакомство с бытом и укладом жизни народов, населяющих рекреационную территорию, организованное на современном уровне
.
Этногеография — наука, представляющая интерес для разработки теоретических и практических основ этнокультурного туризма. Значительное влияние на развитие этнографических исследований оказали труды Н. Н. Миклухо-Маклая , Н. Н. Чебоксарова , Б. В. Андрианова , В. В. Покшишевского .
В последнее время появляется много работ, где описано большое количество определений разновидностей этнического туризма
. Однако до сих пор нет единого мнения, что следует понимать под этим названием, поэтому зачастую этнотуризмом считают один конкретный его вид
.
На примере анализа предложений отечественных турфирм, занимающихся этнографическим туризмом, видно, что диапазон представленных туристских продуктов гораздо шире рамок
дефиниции
названного вида туризма
. Тем не менее организаторы предпочитают пользоваться узким определением «этнографический туризм», реже — более предпочтительным термином «этнический туризм», при этом избегая более объемных формулировок
.
В частности, официальные документы, регулирующие развитие туристской сферы в России, не употребляют термин «этнокультурный туризм»
.
В советское время термин «этнический туризм» не использовался, его заменяло понятие «этнографический туризм», которое и сейчас употребимо в научной среде
. В иностранной литературе этнический туризм отделяется от культурного и исторического
.
Интерес к знаниям об этническом разнообразии населения земного шара, попытки ознакомления с другими культурно-антропологическими сообществами людей ознаменовали себя ещё в первобытную эпоху . В дальнейшем, посредством эволюции общества, объёмы эмпирических данных в этнологии возрастали. Представления об этнических различиях были присущи мировосприятию человека с незапамятных времён . Противопоставление своей общности другим группам стало началом зарождавшейся идентичности . Однако накоплению объективных знаний этнического характера препятствовал этноцентризм , о чём свидетельствуют этнонимы многих народов мира, которые дословно переводятся как «люди», «настоящие люди» и даже «самые настоящие люди» .
Континент располагает неисчерпаемыми возможностями, но частые военные конфликты отталкивают туристов, играя отрицательную роль . Для стран Тропической Африки этнокультурный туризм — приоритетная отрасль специализации . Многие, популярные у туристов этнические группы, стараются придерживаться обычаев и традиций, несмотря на улучшения материального благосостояния жителей . Но процесс этнокультурной интеграции не останавливаясь, двигается вперёд, что наталкивает на мысль о едва ли не последней возможности для туристов убедиться в уникальности уходящих культурных традиций .
Индейское наследие
стран Карибского бассейна
представляет значительный интерес для этнокультурного туризма
. В этом убеждает обращение к индейской тематике организаторов экскурсий на
Кубе
, в
Доминиканской Республике
.
На территории
Мексики
расположены руины доколумбовых городов, привлекающие туристов историческим и культурным прошлым проживавших здесь народов
.
Из-за общего наследия
майя
Мексика и
Гватемала
являются конкурентами на туристическом рынке
. Но в отличие от Гватемалы, или менее известного постройками древних майя
Гондураса
, у Мексики помимо майя есть наследие
ацтеков
и других народов
доколумбовых цивилизаций
.
В прошлом центральные и южные области современной Мексики и часть стран Центральной Америки составляли
Мезоамерику
— историко-культурный регион, обладающий в наше время одним из самых больших во всем западном полушарии потенциалом к развитию этнокультурного туризма, так как здесь представлены практически все его подвиды
.
Китай — одна из немногих стран мира, обладающих богатым природно-историческим наследием; здесь проживает внушительное число этносов и ярко проявляется лингвистическая разнородность населения . Носители языков сино-тибетской семьи соседствуют с народами алтайской семьи . Помимо Китая многие другие страны региона имеют репутацию уникальных или специфических с этнокультурной точки зрения, яркий пример тому — Камбоджа , где историко-культурные ресурсы приносят значительный доход от туризма .
В Австралии проживают сотни народов, при этом
австралийцы
выделяются наивысшим разнообразием, специфичностью и уникальностью различных стилей образа жизни
.
В последние годы возрос поток иностранных туристов с этнокультурной мотивацией, направляющихся в
Новую Зеландию
. В отличие от соседней Австралии в этой стране гораздо выше доля коренного населения (12—13 %)
.
Океания традиционно рассматривается как рай для туризма: сказывается влияние фактора территориальной удаленности большинства архипелагов от ведущих очагов — доноров туристских потоков
.
Цель этнокультурного туризма — знакомство с племенами , живущими в первобытных условиях, сохраняя свой традиционный облик (в то время как народы , коими они же и являются, представляют узкоспециализированный интерес только для этнологов и этнографов ). Индивид африканского племени из глубинки, в традиционном (книжно-телевизионном) понимании европейца, выглядит облаченным в набедренную повязку из пальмовых листьев, или в одежды, шитые из кусков звериных шкур, в то время как его столичный соплеменник — может носить строгий костюм и галстук, работая в офисе. Представители племён, зная об интересе туристов, нередко используют своё «дикарство», извлекая выгоду: возможность запечатления аборигенов в традиционной одежде на фоне глиняных и соломенных хижин, а также осмотр мест их компактного проживания без использования фото- и видеотехники зачастую имеют свой прейскурант цен. В некоторых странах есть целые деревни — музеи под открытым небом, население которых придерживается сложившихся в веках традиций и пропагандирует себя с этой позиции: аборигены деревни Бунлап на острове Пентекост ( Вануату ), бушмены этнического поселка «Трэйлблейзерс» близ города Ганзи в Ботсване и т. д.
Антропологический туризм охватывает изучение культур исчезнувших этнических общностей и мест их прежнего проживания для знакомства с современной культурой; а также предполагает посещение пунктов компактного проживания малочисленных народов и находящихся под угрозой исчезновения . Примерами изучения исчезнувших общностей могут быть экскурсии в Перу с целью знакомства с культурой инков, в Крыму — с культурой скифов ; некоторой популярностью пользуются экскурсии к крымским караимам , находящимся под угрозой исчезновения .
Рассматривая этнические поселения аборигенов в качестве объектов этнокультурного туризма, таковые можно условно разделить на две группы: расположенные в труднодоступных районах (их посещение характерно для джайлоо-туризма), и — в удобных для туристических визитов местах, связь с которыми осуществляется налаженным движением общественного транспорта, или экскурсионных автобусов (иногда такие селения создаются специально с целью одновременного проживания и получения аборигенами прибыли от туризма). Второй случай, более массовый, востребован любителями отдыха, а первый — представляет интерес для тех, кто тяготеет к науке, знаниям и обладает выносливостью.
Ботсвана
Примером искусственно созданной этнической деревни может служить поселение
бушменов
«Трэйлблейзерс», расположенное неподалёку от городка
Ганзи
. Здесь натуралистично воссоздана атмосфера быта и условий проживания людей племени сан, обитатели хижин из глины и
самана
крытых соломой могут предложить национальные блюда бушменской кухни и исполнить традиционные танцы
.
Туристов, как правило, интересуют лишь те представители бушменов, которые сохранили первобытный облик, в то время как отдельных индивидуумов этого народа, одетых по-европейски можно видеть на улицах города Ганзи.
Китай
Старинное село
Хунцунь
находится в 11 километрах от уезда
Исянь
городского округа
Хуаншань
.
Деревня была основана в эпоху правления южной
династии Сун
, история этого места насчитывает более 900 лет
[
источник не указан 482 дня
]
.
Посетители попадают на территорию, купив билет в рядом расположенной кассе. Жители деревни и их жилища служат предметом интереса многочисленных туристов.
Кения
Одна из деревень
масаев
, расположена на трассе
Найроби
—
Момбаса
, — пассажиры проезжающего транспорта видят её из окон. Оплату за посещение принимает человек из общины.
Масаев в национальной одежде можно видеть на улицах городов в Кении и Танзании, этим они отличаются от других этнический групп, представители которых, переезжая в крупные населённые пункты, меняют внешний облик.
Лаос
Рядом с водопадом Па-Суам, в южной части страны, расположена этническая деревня (выстроенная с целью демонстрации туристам) народности лава, куда посетителей, по обыкновению, привозят в составе организованного тура
[
источник не указан 482 дня
]
.
Эфиопия
Долина реки Омо — самое труднодоступное место на африканском континенте; здесь живут 16 племён, относящихся к разным этническим и языковым группам, которым удалось сохранить свою культуру и образ жизни
. Среди них: арборе, ари,
бена
, боди,
дасанеч
, дорзе, кара,
мурси
, ньянгатом, сури, хамар
[
источник не указан 482 дня
]
.
Особый интерес для туристов представляют женщины племени мурси, которые, согласно традиции используют в качестве украшения керамические блюдца: 12-13-летним девушкам вставляется в разрез на нижней губе небольшая деревянная шайба, размер которой постоянно увеличивают, растягивая губу и, впоследствии, заменяют шайбу блюдцем, иногда для этого приходится выбивать нижние зубы
.
Мурси
живут в Нижней долине реки Омо на юго-западе Эфиопии и насчитывают менее 10 000 человек
. Они занимают территорию площадью около 2000 км² между реками
Омо
и
.
Племя хамар (или хамер) лидирует по яркости своей одежды и украшений: браслеты и бусы — из бисера, им же расшиты козьи шкуры. Женщины носят длинные волосы, из которых при помощи глины формируют
дреды
. Мужчины выстраивают из волос некое подобие шапки, украшая причёску птичьими перьями и бисером
. В число традиции этого племени входят скачки по спинам быков среди мужчин, и ритуальное избиение прутьями — для женщин (на которое они идут добровольно)
.
Уганда
Карамоджонг
(или карамоджо) — нилотский скотоводческий народ, населяющий северо-восточную часть Уганды
. Население собственной страны считает их отсталыми
. За последние сто лет, с тех пор как карамоджо стали известны европейцам, их образ жизни почти не изменился: как и прежде ходят голыми, покрывая голову чем-то вроде парика, сплетенного из подручной растительности
.
Тва
или батва — одна из самых известных групп
пигмеев
, разбросанных по экваториальной Африке
. Как и все другие африканские пигмеи, тва, средний рост которых составляет около 5 футов (1,5 м), являются людьми смешанного происхождения, вероятно, потомками коренных жителей экваториальных тропических лесов
. Небольшая община представителей этого племени живёт в тропическом лесу, в двух километрах от просёлочной дороги, соединяющей города
Форт-Портал
и Бундибугио.
Намибия
Химба
описаны в туристической литературе как «народ каменного века»
. Место компактного проживания племени — провинция
Каоколенд
, расположенная на севере страны близ границы с Анголой
. Первобытный образ жизни остался для этих людей естественным: они ведут полукочевое родоплеменное существование в зонах почти совершенно безжизненной пустыни, в условиях жесточайшего дефицита воды
. Химба живут скотоводством. Продавая в редких и особых случаях скот, добывают немного денег. Используемая посуда — сосуды из тыквы, иногда заменяемые большими пластиковыми бутылями из-под питьевой воды
.
Танзания
Племя скотоводов барабаиг, проживающее главным образом в той части Северного вулканического нагорья, где доминирует Гора Хананг, является наиболее известным и многочисленным субплеменем этнической группы
датога
.
Барабайг строят загоны из колючего кустарника в форме восьмерки, причем одна петля используется как
крааль
для скота, а другая, по обыкновению, облицована хижинами с плоскими крышами
.
Кения
МОСАРЕТУ
— содружество четырёх племён, обитающих на берегу озера
Туркана
, в районе населённого пункта
Лойянгалани
:
эль-моло
,
самбуру
,
рендилле
и
туркана
. Туристы попадают в эти места двумя способами: вместе с кеннийцами на «общественном транспорте» — больших грузовиках с товаром, располагаясь поверх груза; либо на арендованном джипе. Посещение народа эль-моло, находящегося на грани исчезновения, можно отнести к тому не частому случаю, когда аборигенный (туземный) туризм пересекается с антропологическим.
Лесото
Интересен народ
басуто
, проживающий в нечасто посещаемой туристами стране с не очень благоприятными температурными условиями и сложным рельефом (вся территория находится выше 1400 м над уровнем моря)
[
источник не указан 1224 дня
]
.
Западное Папуа
Дани
, или ндане — народ, сохранивший традиции, проживающий в центральных высокогорных районах Западной Новой Гвинеи. Немногочисленные туристы и местные жители попадают в эти места воздушным транспортом, — наземного пути нет. Дороги туда ещё не построили, но в Вамене есть большой аэропорт
.Их любовь к «переодеванию» проявляется во время войны: бивни кабана в носу и головные уборы из перьев райских птиц
. Единственный элемент одежды мужчин — длинные и тонкие
котеки
; женщины носят короткие юбки, ниже ягодиц, сотканные из волокон орхидеи, украшенные соломой, и незаменимые тканые сумки, называемые «нокен», на спине
Вануату
На острове
Пентекост
, в небольшой деревне
Бунлап
, куда попасть можно только по узкой горной тропе из деревни Ранвас, проживают люди, сохранившие традиции предков. Это самая известная из множества
традиционных деревень
(
бисл.
kastom villages
), жители которых стремятся сохранить свой образ жизни с минимальным влиянием Запада
. В отличие от некоторых других подобных селений, которые остаются строго закрытыми для иностранцев, Бунлап в последние годы получил большую прибыль от туризма
.