Interested Article - Любаев, Сергей Викторович

Сергей Викторович Любаев (род. 26 марта 1960, Московская область, город Люберцы ) — российский художник, книжный иллюстратор и дизайнер. Один из немногих современных российских книжных художников, создающий образ книги как цельное произведение, сочетающее в себе замысел, конструкцию, шрифтовой и изобразительный ряд.

Биография

Родители: отец — Виктор Петрович Любаев, инженер-транспортник; мать — Лидия Фёдоровна Любаева(Архарова), воспитательница детского сада. В 1974—1977 учился в Московской городской художественной школе № 1 (ныне имени В. А. Серова ), совмещая занятия искусством с учёбой в люберецкой средней школе № 5.

Окончил дневное отделение промышленной графики Московского государственного художественного училища памяти 1905 года (1977—1981), где преподавателями его были Ю. Н. Ларин, Д. А. Воронцов и Э. Б. Миниович. С 1982 по 1988 год учился в Московском полиграфическом институте на факультете художественно-технического оформления печатной продукции у Д. С. Бисти и В. В. Кортовича.

Совместно с учёбой в институте, с 1981 года работал в Комбинате художественных работ Московского областного художественного фонда (секция промышленной графики и плаката). Создавал фирменный стиль , серию плакатов, графическое оформление различных изданий для Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника .

В 1989 году вступил в Союз художников СССР (ныне Союз художников России ). Состоит в книжной секции Московского Союза художников . С 1984 году начал заниматься книжным дизайном в издательствах «ВААП-ИНФОРМ» и «Планета» . Как дизайнер и иллюстратор сотрудничал и продолжает работать с различными издательствами: « Арбор », « Терра », « Рипол-классик », « Молодая гвардия », « Детская литература », « Дрофа », «Б. С. Г. — ПРЕСС», « Иностранка », « Издательство Ивана Лимбаха », « Книга », « Московский рабочий », «Красный пароход» и другими. Оформлял и иллюстрировал книги Д. Толкиена , Р. Киплинга , М. Твена , Т. Уайта , А. Блока , Н. Гоголя , Л. Толстого , С. Есенина , И. Стоуна , Э. Хемингуэя , К. Чуковского , К. Паустовского , А. Аверченко , А. Гайдара , Я. Перельмана , В. Пескова , Г. Кружкова , В. Орлова и других писателей. Автор оформления серии «Повседневная жизнь человечества», выходящей в издательстве «Молодая гвардия» . Занимался также иллюстрированием и макетированием учебников для начальной и средней школы.

Участник международных, всероссийских художественных и книжных выставок.

Трилогия Дж. Р. Р. Толкиена «Властелин колец»

Говорит художник:

"Изобразительный язык рождался в первую очередь из богатейшего наследия европейского романского средневековья. «Романистика» предельно приближена к легенде, сказанию, имеет архаико-орнаментальный облик, выразительную грубость и плоскостность. Полосы набора забирались в сюжетно-орнаментальную раму, зеркально-симметричную в развороте (все разные!). Вообще же должны были появиться три «средневековообразных» фолианта , три монументальных «книжищи с алыми и чёрными буквицами» о которых мечтал Сэм, которые прочтут у камина или у настольной лампы с абажуром. Современные по конструкции и стилистике переплёты оттенили внутреннюю стилизацию средневековья — крытые бархатистым, глубоким по цвету материалом сторонки с грубыми толстокожими корешками вступили во взаимодействие. Кожаные медальоны с золотым тиснением вмонтированы в оптический центр лицевой сторонки, на корешках факсимиле писателя и номер тома. Тома вкладываются в футляры с двусторонними орнаментальными иллюстрациями. В 2005 году три тяжёлых тома лежали передо мной на столе…"

Марк Твен «Приключения Тома Сойера. Приключения Гекльберри Финна»

Говорит художник:

"Мне близко и любимо незамученное, стремительное рисование, но с необходимой сюжету и настроению детальной оснасткой, отображение темы не в лоб, часто через изобразительные синонимы. И цвет не должен был рвать страницу, а изображение, притонув, сидело бы в бумаге. Тут хотелось бы сказать, что очень помогло многолетнее натурное рисование на Украине , в Крыму . Природа тех мест — реки, плавни, растения — очень многое похоже на окрестности Миссисипи . Солнечный свет, пронизанный им прибрежный ивняк и камыш, блеск воды — всё это стояло перед глазами…"

Николай Гоголь «Старосветские помещики», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

Говорит художник:

«Состав книги — светлая, сдобренная лирическим юмором, печаль — „Старосветские помещики“, народный сказочно-эпический ужас — „Вий“, едкая, ядовитая сатира — „Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем“. „Вий“ должен быть посредине двух смеховых моделей — как сало между белым и чёрным хлебом. Чтобы сильней отличаться, „Вий“ задумывался как „книга в книге“. Он монохромен, лубочен, груб изобразительным языком, наконец, набран в старой русской орфографии крупным шрифтом. Он как страшная сказка, рассказанная ночью. Весь этот „мирок“ сопровождает жизнь миргородских обывателей, неразрывен с ним. Только „Вий“ свободен от предметного плана — он обложен им. В работе очень пригодились натурные рисунки, сделанные на Украине. Во время рисования „Вия“ пришлось побывать в местах под Киевом , у Днепра примерно в местах мытарств Хомы Брута. Эту „натуральность“ невозможно высосать из пальца. Типажи тоже приходили из жизни…»

Дипломы и призы

  • Лучшая книга 2002 года в номинации «Искусство книги»: Григорий Кружков . Лекарство от Фортуны. Поэты при дворе Генриха VIII, Елизаветы Английской и короля Иакова. — М; Б. С. Г. — пресс, 2002.
  • Диплом Московской международной книжной ярмарки 2004 года в номинации «Иллюстратор»: Единорог. Английские и ирландские стихи и сказки. — М; Молодая гвардия , 2003.
  • Диплом первой степени Конкурса искусства книги, проводимого Ассоциацией книгоиздателей России, в 2004 году: Д. Р. Толкиен . Властелин колец. — М.: Терра-Монплезир.
  • Корней Чуковский . Собрание сочинений в 15 т. — М.: Терра . Издание номинировалось на «Книгу года» оргкомитетом 22-й Московской международной книжной выставки-ярмарки 2009 года.
  • На IV Всероссийском конкурсе книжной иллюстрации « Образ книги » (2011) в номинации «Лучшие иллюстрации к Non/fiction» лучшей была признана работа — оформление и макет книги Я. Перельман . Занимательная физика. — М.: Арбор, 2010.
  • На V Всероссийском конкурсе книжной иллюстрации « Образ книги » (2012) в номинации «Лучшая иллюстрация к произведениям художественной литературы» лучшей была признана работа — Марк Твен . Приключения Тома Сойера. Приключения Гекльберри Финна. — М.: Арбор, 2011.
  • Гран-при конкурса имени Ивана Фёдорова «Искусство книги. Традиции и поиск» за иллюстрации к книге Лев Толстой . Война и мир, 2013.
  • На VII Всероссийском конкурсе книжной иллюстрации « Образ книги » (2014) в номинации «Лучшие иллюстрации к Non/fiction» дипломом отмечены иллюстрации к книге Бокин П. Н. Подвижные игры. Руководство для детей и родителей.
  • В 2014 году выдвинут и вошёл в шорт-лист на соискание Международной премии памяти Астрид Линдгрен .
  • В 2015 году вторично выдвинут и вошёл в шорт-лист на соискание Международной премии памяти Астрид Линдгрен .
  • В 2016 году в третий раз выдвинут и вошёл в шорт-лист на соискание Международной премии памяти Астрид Линдгрен .
  • На Х Международном конкурсе книжной иллюстрации « Образ книги » (2017) в номинации «Лучшие иллюстрации к произведениям для детей и подростков» дипломом лауреата отмечены иллюстрации к книге: Григорий Кружков . За двумя зайцами .
  • В 2018 году Любаеву присуждена премия Александра Солженицына — «за преданную любовь к литературной классике и её конгениальное книжное оформление, за богатейший изобразительный язык, превращающий книгу в дизайнерский шедевр» .
  • В 2019 году на ежегодном международном конкурсе « Образ книги » в номинации «Лучшие иллюстрации к произведениям художественной литературы» дипломом лауреата отмечены иллюстрации к книге Н. В. Гоголя «Повести» — М.: Нигма, 2018.

Перечень основных произведений

Примечания

  1. Из статьи для Российской государственной детской библиотеки (РГДБ), 2014.
  2. Из ответов на вопросы журнала «ХиП» № 15, 2013.
  3. от 18 февраля 2020 на Wayback Machine |Astrid Lindgren Memorial Award, 2015.
  4. от 21 октября 2015 на Wayback Machine |Astrid Lindgren Memorial Award, 2016.
  5. от 16 ноября 2016 на Wayback Machine |Astrid Lindgren Memorial Award, 2017.
  6. . Дата обращения: 7 января 2018. 8 января 2018 года.
  7. Зайцев П. : [ 3 марта 2018 ] // Российская газета — столичный выпуск. — 1.3.2018. — № 7509 (46).

Ссылки

  • Биография на сайте «Библиогид».
  • Редьярд Киплинг (перевод Г. Кружкова, М. Бородицкой) «Пак с холма Пука», первое издание на сайте «Библиогид».
  • «Затерянный Киплинг», Лиза Биргер о «Паке с Волшебных холмов» и «Подарках фей» , журнал «Weekend», 2010.
  • Двадцать карандашей для «Войны и мира» Интервью журналу «Русский мир».
  • Лев Николаевич Толстой «Война и мир», художник Сергей Любаев на сайте издательской группы «Арбор».
  • Марк Твен «Приключения Тома Сойера. Приключения Гекльберри Финна», художник Сергей Любаев там же.
  • Николай Васильевич Гоголь, художник Сергей Любаев там же.
  • «Единорог», английские и ирландские стихи и сказки, перевод Григория Кружкова, художник Сергей Любаев там же.
  • Пётр Николаевич Бокин «Подвижные игры. Руководство для детей и родителей» там же.
  • Официальный сайт премии имени Астрид Линдгрен от 18 февраля 2020 на Wayback Machine
  • Официальный сайт премии имени Астрид Линдгрен
  • Официальный сайт премии имени Астрид Линдгрен
  • «Вот вам загадка, она непроста...» Статья в «Независимой газете» ( Ex Libris ) 26.09.2019
Источник —

Same as Любаев, Сергей Викторович