Interested Article - Сердюков, Николай Владимирович

Николай Владимирович Сердюко́в советский и российский художник — график, гравёр, мастер черно-белой и цветной ксилографии , линогравюры , литографии , живописец, промышленный-дизайнер, педагог изобразительного искусства. Художник во втором поколении. Специализировался на ксилографии (гравюрe на дереве) Х 2 и цветной литографии. Основная тема в творчестве — « Ленинградские пейзажи». Известен как основатель уникальных экспозиционных комплексов и музеев печатной графики . Своей педагогической, творческой и трудовой деятельностью оказал большое влияние на развитие русской школы гравюры и печатной графики . Делом жизни художника является развитие и популяризация традиционных для Санкт-Петербурга техник печатной графики — литографии, ксилографии, офорта. Мастер много и плодотворно работает в литографии и ксилографии. Его графические работы помимо участия в художественных выставках, хранятся в собраниях и фондах Государственного Эрмитажа , Государственной Третьяковской галереи , Государственного Русского музея , Государственного музея истории Санкт-Петербурга и других музеев, частных коллекциях более 100 стран мира.

Биография

Сердюков Николай Владимирович родился 4 марта 1952 в Ленинграде в семье художников Сердюкова Владимира Ивановича и Новосельской Нины Николаевны . Родители работали дома. Вся работа шла у него на глазах, он очень рано стал рисовать и уже с 4-х лет стал заниматься гравюрой, в 5 лет вырезал первую гравюру на дереве.

Учеба

ВНИИТЭ

  • После учебы был распределен во Всесоюзный научно исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ). (советского промышленного дизайна)
  • Самым значительным его проектом напольный ручной пылесос ПНВ-600 «Электросила — 2» ( ГОСТ 10280-83 и ТУ 16-634.871-86 ) Особенностью данной модели являлось компоновочное решение, его футляр был решен в виде пуфа — это решение позволяло пылесосу занимать меньше места, особенно в малогабаритной квартире. В нерабочем состоянии пылесос мог быть использован в качестве сидения.

Пылесос, спроектированный Николаем Владимировичем, впоследствии получил золотую медаль ВДНХ и выпускался с 1989 г. заводом ЛПЭО «Электросила» им. С. М. Кирова . Но внедряли пылесос в производство 9 лет. Пылесос «Электросила — 2» имел несколько модификаций: «Электросила — 2М» , «Электросила — 3» . Во ВНИИТЭ Николай Владимирович успешно проработал дизайнером до 1979 года . Поняв бесперспективность трудов в , Николай Владимирович стал преподавать.

80-е годы

С 1992 года ЛХУ им. В. А. Серова переименовано в Санкт-Петербургское художественное училище им. Н. К. Рериха. В 1981 году встал вопрос, чем заниматься дальше. Г. Н. Антонов дал совет заниматься творчеством и в 1981 становится членом творческого объединения молодых художников при ЛОСХ СССР.

  • В 80-е годы художник создает много цветных ксилографий. По стилю его работы похожи на гравюры отца, Владимира Ивановича , но при более внимательном взгляде, виден и иной композиционный строй, иное решение планов, иная графика.
  • В 1984 году выходит совместная с отцом работа — альбом цветных ксилографий «Ленинград» . Выпускает альбом издательство « ».

Альбом цветных ксилографий был удостоен серебряной медали Всесоюзной книжной выставки. До начала 90-х годов художник занят черно-белой и цветной гравюрой, книжной иллюстрацией. В тяжелые времена « Перестройки » жизнь заставила освоить профессию реставратора.

  • С 1987 работает руководителем реставрационной мастерской СПКО «Оригинал» , а с 1991 года в реставрационно-производственной мастерской российско-финского предприятия СП «Ленфинстрой» .

90-е годы

  • В 1992 году начинается большая работа по реставрации и приспособлению 4-х казематов Невской куртины Петропавловской крепости . слева от Невских ворот, под «Печатню» — уникальную действующую мастерскую старинных видов графики.

В музее был представлен широкий ассортимент эстампов. У посетителей была возможность самостоятельно отпечатать оттиск гравюры на станках 1834 , 1906 и 1919 годов или поучаствовать в мастер-классе по монотипии и литографии, получив на станках оттиски собственных рисунков. Печатня — являлась первым местом в Петропавловской крепости, где была восстановлена двухэтажная система внутренних помещений (в конце XIX века во всей крепости первый этаж был засыпан грунтом). Именно поэтому в первом каземате представлена историческая экспозиция включающая фотографии, планы, экспонаты и некоторые факты об истории Невской куртины и Петропавловской крепости в целом. В залах на 1-м и 2-м этаже были представлены работы Петербургских художников, выполненные в различных техниках печатной графики — гравюры, офорты, литографии и монотипии. А кроме того, можно было увидеть старинное оборудование, на котором эти эстампы создавались. Посетителям предоставлялась возможность напечатать оттиски самостоятельно. На втором этаже можно посмотреть фильм про техники печатной графики — в нём показан процесс печати чёрно-белой и цветной гравюры, мастер-классы по монотипии и литографии и процесс печати литографии. В Печатне предлагалось для печати 11 сюжетов — Гравюра «Заячий остров» , «Грамота о посещении Петропавловской крепости» Н. В. Сердюкова и 9 чёрно-белых видов города выполненных В. И. Сердюковым (гравюры созданы с 1956 по 1971 год ) Печать осуществляется на станках 1834 , 1906 и 1919 годов .

  • С 1997 2012 год , 15 лет «Печатня» успешно работает, но руководство музея Истории СПб в апреле 2012 закрывает её, предпочтя иное использование занимаемых помещений.
  • В 1998 году Н. В. Сердюков становится ректором «Института декоративно-прикладного искусства» (В настоящие время Институт дизайна, прикладного искусства и гуманитарного образования (ИДПИГО) ). Преподает рисунок и композицию, но невозможность свести концы с концами, ввиду очень низкой зарплаты, заставляет его прекратить данное занятие.
  • С 1998 года Н. В. Сердюков работает вначале художественным руководителем, в с 2000 года — генеральным директором « » . Понимая, что печатная графика остро нуждается в реализации, он занят открытием реализационных точек.
  • В 1998 году открыта торговля в аэропорту «Пулково-I» .
  • В 1999 году открыта мастерская печатной графики в « Гатчинском дворце » с литографским станком и печатью *** графики.

2000-е годы

В 2000-х Николай Владимирович открывает ряд уникальных торговых точек в которых каждому посетителю предлагается самостоятельно напечатать небольшую гравюру на действующем печатном станке с готовой печатной формы и забрать получившийся оттиск с собой! Практика торговли показала что интерес у посетителей вызывает демонстрация процесса печати и возможность самому напечатать графическое произведение. Одному эстампу трудно конкурировать на рынке, рентабельность торговой точки достигается тогда, когда кроме произведений печатной графики — гравюр, офортов, литографий, в ассортименте есть предметы декоративно-прикладного искусства, авторская сувенирная продукция высокого художественного уровня.

Печатня в «Меншиковском Дворце»

  • В 2002 году открыт сувенирный киоск в « Меншиковском Дворце » , где демонстрируется ручной позолотный пресс 1880 года был изготовлен ещё в конце XIX века в Германии для печати ксилографий. В Печатне можно было отпечатать вид здания «Меншиковский дворец» на период начала 1710-х годов на основе печатной формы — гравюры выполненной Н. В. Сердюковым в 2002 году .

Торгово-выставочный зал на Охте

  • С 1998 года работает торгово-выставочный зал на Охте с багетной мастерской. В выставочном зале представлены живописные и графические работы художников Санкт-Петербурга. Торгово-выставочный зал работает по настоящее время.

Стенд в гостинице «Прибалтийская»

Торговая точка в гостинице «Москва»

Магазин «Уникальное место» на Гороховой улице

  • В 2012 году был открыт магазин «Уникальное место» на Гороховой улице . В котором работал ПЕЧАТНЫЙ СТАНОК, каждый посетитель мог самостоятельно напечатать небольшую гравюру и забрать оттиск с собой! В 2013 году магазин «Уникальное место» был закрыт.

Отдел в магазине «Лавка Писателей» на Невском проспекте

Лавки Мини-Печатни в Угличе, Переславле Залесском, Кирилло Белозерском монастыре, Ярославском музее

Музей-печатня «Страницы истории печатного дела»

Однако по настоящему интересное предложение и действительно большое дело затевается в « ИКК „Вятское . Создатель и руководитель комплекса Олег Анатольевич Жаров не только с интересом воспринял идею „Печатни“, но и решил вложить в это дело значительные средства.

  • В 2013 году в селе Вятское, в помещении политехнического музей работает один, а позднее два позолотных пресса на которых посетители сами могут напечатать гравюру с видом „Вятского“ и отпрессовать монету „Вятское“ с изображение Церкви Воскресения Христова и Успения Божией матери .
  • В 2016 ведутся строительные, проектные работы по реставрации и приспособлению помещения бывшего особняка купца ( (умер в Москве в 1926 или 1927 гг.)) под „Печатню“ — Музей „Страницы истории печатного дела“ .
  • 29 декабря 2016 года музей был открыт и стал двенадцатым работающим музеем расположенным на территории музейного комплекса „Вятское“. Годом ранее, 2015 году историко-культурный комплекс „Вятское“ получил Гран-при международного фестиваля „ “ как лучший музей года в России.

На 2-м этаже здания размещается экспозиционно-выставочный зал где представлены графические работы семьи Новосельских-Сердюковых . Это линогравюры, ксилографии и литографии, выполненные с середины 50-х годов XX века. Выставка погружает посетителя в тему и на примере прекрасных работ, многие з которых находятся в ведущих музеях страны, знакомит посетителей с произведениями печатной графики. В 2-х залах 2-го этажа музея *** решено было в условно воссозданных интерьерах, показать реконструированные станки, которых в России нет. Центральным экспонатом музея является ручной деревянный печатный пресс Ивана Федорова . Пресс, как и все станки в „Печатне“ действующий.

На нем любой посетитель музея может напечатать „Памятный лист о посещении Вятского“ со своим именем. Печатная форма выполнена Н. В. Сердюковым на самшитовой доске. Пресс и элементы интерьера, его окружающие выполнены по мотивам античных изделий второй половины XVI века .

Офортный станок и интерьер — это конец XVII века. Примерно такой станок был в мастерской Андриана Шхонебека — голландского офортиста, под руководством которого, в Амстердаме, в конце XVII века русский царь Петр I создал офорт „Торжество православия над магометанством“.

В „Печатне“ на станке печатаются не только офорты, но и линогравюры и монотипии. представленный во 2-м зале, создан во Франции в 1826 году .

Во всем мире работают немецкие станки фирмы „ “ (1), а такие станки были сделаны во Франции и работают там до сих пор. Во 2-м зале обращает на себя внимание класс, созданный для занятий печатной графикой. В экспозиции — действующие печатные станки: оригинальные машины и реконструированные по старинным чертежам. Выставлены произведения, выполненные в различных техниках печати — гравюра, литография, офорт.

Здесь работает „ “ и проходят мастер-классы для всех желающих. Если на 2 этаже реконструированы станки, выпущенные малыми тиражами, то на представленными на 1-с этаже станки самые старые, которых относятся к 1880 году, выпущенными десятками тысяч, а (резак сабельный) „Краузе“ конца 1920 -х годов имеет #182102. На литографских станках печатают литографии современных художников-графиков и учащихся, на офортном станке — копии старинных и современных офортов, на позолотных прессах — графика на дереве, линолеуме и металле, а также выдавливают сувенирную монету „Вятское“. Здесь можно не только самому печатать гравюру, офорт или литографию, но и приобрести уже готовые графические работы. Мы достаточно подробно описываем „Печатню в Вятском“, ибо к созданию её Николай Владимирович Сердюков имеет непосредственное отношение. Все что мы видели в „Печатне“ придумано им и сделано под его руководством и непосредственном участи. Сейчас Н. В. Сердюков является директором музея Печатня в Вятском.
Дочь Наталья Николаевна Сердюкова с апреля 2018 года возглавляет „ЦГИ“ „Центр Графического Искусства Санкт-Петербургского Союза Художников“ . Работы Н. В. Сердюкова выполненные в техниках цветной и черно-белой гравюры на дереве, пластине и металле, автолитографии и представлены в „Печатне“ Вятского. С августа 2015 Н. В. Сердюков житель Ярославской области и надо сказать, ни разу в этой жизни, столь легко и свободно ему не работалось и дышалось, как в Вятском .

Семья

  • Прадедушка по отцовской линии — Сердюков Максим Акимович
  • Прабабушка по отцовской линии — Сердюкова Анна
  • Дедушка по отцовской линии — Сердюков Иван Максмович
  • Бабушка по отцовской линии — Зубова Юлиания Яковлевна
  • Дедушка по материнской линии — Новосельский Николай Маркович (1897—1975) — защитил диссертацию на тему „Анализ статистико — экономических показателей жилого фонда“ (28 ноября 1946), написал книги: Наглядные пособия по курсу теории статистики, М. , Союзоргучет, 1938 г. ; Выборочное наблюдение, его применение в торговле : Выборочное пособие по общему курсу статистики для студентов заочного обучения ЛИСТа им. Ф. Энгельса / Е. М. Новожилова; Редактор: Н. М. Новосельский; Ленинградский институт советской торговли им. Ф. Энгельса.
  • Бабушка по материнской линии — Новосельская Нина Федоровна
  • Мать — Новосельская Нина Николаевна — (1926—1987) советский и российский художник -график, иллюстратор, мастер черно-белой и цветной линогравюры Х 3 . Член Союза художников СССР. Представитель . Известна как мастер большеформатной линогравюры и книжной иллюстрации .
  • Отец — Сердюков Владимир Иванович (1924—2003) — советский и российский художник-график, мастер ксилографии и книжной графики, живописец, иллюстратор и реставратор ксилографии. Занимался книжной иллюстрацией и эстампом. Специализировался на ксилографии (гравюре на дереве) Х 2 . Основная тема в творчестве — „Ленинградские пейзажи“ .
  • Сын — Cеpдюкoв Владимиp Hикoлaeвич.
  • Дочь — - художник-график , мастер черно-белой и цветной линогравюры и офорта, педагог печатной графики в » в Санкт-Петербурге. Продолжает и развивает традиции печатной графики.

Образование

Педагогическая деятельность

  • Преподавал рисунок и композицию в « Ленинградское художественное училище (ЛХУ) имени В. А. Серова » (с 1992 года — Санкт-Петербургское художественное училище им. Н. К. Рериха)
  • Ректор и педагог рисунка и композиции в «Институте декоративно-прикладного искусства» (В настоящие время Институт дизайна, прикладного искусства и гуманитарного образования (ИДПИГО) ).

Творчество

Николай Сердюков по преимуществу ксилограф, представитель многотрудной и благодарной графической специальности.

Серии художественных работ

  • Триптих «Освенцим (Аушвиц)». Цветная линогравюра. Год создания
    • «Хатынь»
    • «Освенцим» (Труд приносит свободу) — центральный лист триптиха.
    • «Саласпилс» (Саласпилсский концлагерь «Куртенгоф»)
  • Альбом «Ленинград. 20 гравюр на дереве В. И. и Н. В. Сердюковых» — Печатная книга. Формат издания 70x90/4. Издательство Художник РСФСР . Год выпуска 1984 . В серии гравюр изображены городские пейзажи Ленинграда 1980-х годов. Гравюры напечатаны вручную в несколько цветов типографской краской на белой бумаге. Альбом «Ленинград» состоит из двадцати цветных ксилографий, список работ:
  1. «Штаб Октября. Смольный»
  2. «Аврора»
  3. «Триумфальная Арка главного штаба»
  4. «Октябрь. Дворцовая площадь»
  5. «Площадь Ленина»
  6. «Музей революции»
  7. «Медный всадник. Невское утро»
  8. «Петропавловская крепость. Морозное утро»
  9. «Ледоход на Неве. Стрелка Васильевского острова»
  10. «Зимний Летний сад (Летний дворец Петра I)»
  11. «Летний Сад»
  12. «Крюков канал»
  13. «Старо-Калининский мост»
  14. «Пискаревское мемориальное кладбище»
  15. «Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы»
  16. «Площадь Стачек»
  17. «Город-порт. Памятник Крузенштерну»
  18. «Морской вокзал»
  19. "У кинотеатра «Прометей»
  20. „Праздничный Невский“

Художественные работы

Линогравюры

Цветные линогравюры

  • Цветная линогравюра „Хатынь“
  • Цветная линогравюра „Освенцим“ (Труд приносит свободу) — центральный лист триптиха.
  • Цветная линогравюра „Саласпилс“ (Саласпилсский концлагерь „Куртенгоф“)

Ксилографии

Цветные ксилографии

  • Цветная ксилография „Петродворец. Нижний парк“

. ( 1986 г.) Размер листа — 30х37,6 см. Размер изображения 17х27,7 см

  • Цветная ксилография „Морской вокзал“ . ( 1983 г.) Размер листа — 35 х 44,7 см. Размер изображения 24 х 29,9 см
  • Цветная ксилография „Дом на Болотной улице“ . ( 1986 г.) Размер листа — 24 х 35,9 см. Размер изображения 14,9 х 18,6 см
  • Цветная ксилография „Павловск“ . ( 1981 г.) Размер листа — 30,1 х 33,6 см. Размер изображения 16 х 21 см
  • Цветная ксилография „Петергоф“ . ( 1981 г.) Размер листа — 25,8 х 33,6 см. Размер изображения 13,8 х 21,1 см
  • Цветная ксилография „Салют“ . ( 1987 г.) Размер листа — 25,8 х 19,7 см. Размер изображения 13,3 х 9,8 см
  • Цветная ксилография „Петродворец. Верхний парк“ . ( 1988 г.) Размер листа — 30 х 30 см. Размер изображения 17,8 х 18,4 см
  • Цветная ксилография „Летний сад зимой“ . ( 1985 г.) Размер листа — 25,8 х 33,6 см. Размер изображения 13,8 х 21,1 см
  • Цветная ксилография „Праздничный вечер“ . ( 1985 г.) Размер листа — 27,8 х 33,7 см. Размер изображения 13,7 х 21,1 см
  • Цветная ксилография „Ленинград. Банковский мостик“ . ( 1985 г.) Размер листа — 29,9 х 39,7 см. Размер изображения 18,3 х 18,9 см
  • Цветная ксилография „Ленинград. Иоановский мостик“ . ( 1985 г.) Размер листа — 25,8 х 30,9 см. Размер изображения 13,9 х 21,7 см
  • Цветная ксилография „Ленинград. Львиный мостик“ . ( 1986 г.) Размер листа — 29,7 х 29,8 см. Размер изображения 17 х 18,4 см
  • Цветная ксилография „Ленинград. Мост Пестеля“ . ( 1986 г.) Размер листа — 25,8 х 30,7 см. Размер изображения 14,8 х 22 см
  • Цветная ксилография „Ленинград. Крюков канал“ . ( 1981 г.) Размер листа — 30,7 х 25,7 см. Размер изображения 18,5 х 14,9 см
  • Цветная ксилография „Ледоход на Неве“ . ( 1981 г.) Размер листа — 29,7 х 35,9 см. Размер изображения 17,8 х 24,5 см
  • Цветная ксилография „Крюков канал. Зима“ . ( 1981 г.) Размер листа — 29,7 х 35,9 см. Размер изображения 17,8 х 24,5 см
  • Цветная ксилография „Дворец Монплезир, Петергоф“ . ( 1981 г.) Размер листа — ** х ** см. Размер изображения ** х **5 см
  • Цветная ксилография „Медный всадник. Невское утро“ . ( 1984 г.) Размер листа — 29,7 х 35,9 см. Размер изображения 18 × 29 см см
  • Цветная ксилография „Пантелеймоновский мост“ . ( 1986 г.) Размер листа — ** х ** см. Размер изображения ** х ** см
  • Цветная ксилография „Фонтан Самсон, Петергоф“ . ( 1986 г.) Размер листа — ** х ** см. Размер изображения ** х ** см
  • Цветная ксилография „Меншиковский дворец“ . ( 2002 г.) Размер листа — ** х ** см. Размер изображения 12,5 × 17 см ( 2002 г.)
  • Цветная ксилография „Старо-Калининский мост (Старо-Калинкин мост)“ . ( 1984 г.) Размер листа — 22 × 31 см. Размер изображения 18 × 27 см Старо-Калинкин мост — соединяет между собой Коломенский остров и Безымянный остров через реку Фонтанку в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Трехпролётный мост, пролёты перекрыты коробовыми каменными сводами, средний пролёт перекрыт пологой циркульной аркой. Башенные надстройки выполнены в виде открытых беседок, состоящих из слабо рустованных колонок ромбического сечения, поддерживающих антаблементы дорического ордера и завершённых сферическими куполами с шаровидными золочёными урнами.)

Литографии

Чёрно-белые литографии

  • Чёрно-белая литография «Нева. Дворец Меншикова. Начало XVIII века» ( 2002 г.)
  • Чёрно-белая литография «Пианистка» ( 2020 г.)
  • Чёрно-белая литография «Часовщик» ( 2020 г.)

Цветные литографии

  • Цветная литография «Портрет Марины Цветаевой» 74 × 52 см ( 1980 г.) Совместная работа Нины Николаевны Новосельской и Сердюкова Николая Владимировича.
  • Цветная литография «Спас на крови» 25.5 х 21 см ( 2003 г.)
  • Цветная литография «Вольф и Беранже. Невский проспект. 1830-е годы»
  • Цветная литография «Зимний вечер, Петропавловский собор»
  • Цветная литография «Зимний дворец» ( 2006 г.)
  • Цветная литография «Знаменская церковь» ( 2007 г.)
  • Цветная литография «Пианистка» ( 2020 г.)
  • Цветная литография «Часовщик» ( 2020 г.)

Иллюстрации

Экслибрисы

  • Экслибрис . ( 2001 г.)
  • Экслибрис . ( 2014 г.)

Другое

  • «Токарь» . ( 1986 г.)
  • «Токарь» Пособие новому рабочему . ( 1986 г.)

Реконструкции

«Ручной книгопечатный пресс» из дуба

  • 2015 «Ручной книгопечатный пресс» для высокой печати. Материал дуб. Реконструкция печатного станка XV—XVI вв — первопечатника Ивана Федорова и его ближайшего сподвижника Петра Мстиславеца . Подобный станок был в Москве в Печатне в XVI веке. Станок сделан из дуба. Основная деталь — дубовый винт , который вращается внутри дубовой гайки. Давление которое создает станок на талер порядка 8 тонн. Нижний талер задвигается под верхний. На нижний талер кладется печатная форма набитая типографской краской. Сверху на форму кладется лист бумаги. За один прогон станок печатает всего одну страницу.

Печать осуществляется с помощью вращения рычага вдоль горизонтальной плоскости. В данной модели станка был специально удлинён рычаг, для того чтобы могли печатать даже дети, поэтому рычаг вращается довольно легко, но со скрипом XVI века. Совершая обратный поворот рычага — верхний талер поднимется. После можно выдвигать нижний талер.

«Ручной офортный станок» из дуба

  • «Ручной офортный станок» для глубокой печати. Станок имеет два металлический вала весом по 10 кг каждый.

«Ручной литографский станок» из дуба

  • «Ручной литографский станок» для плоской печати — печати с литографского камня. Станок имеет дубовый талер

Реставрационные работы

Видеорепортажи

Эпизоды с участием Сердюкова Николая Владимировича

  • 14 ноября 2014
  • 2 мая 2017 — станок для высокой печати.
  • 2 мая 2017 — станок для глубокой печати.
  • 2 мая 2017 — станок для плоской печати, печати с литографского камня.
  • 20 января 2020 — На подобном станке Иван Федоров печатал свою первую русскую книгу « Апостол » в 1563 1564 годах . Сейчас напечатаем грамоту о посещении Вятского которая решена в стиле титульного листа книги Апостол Ивана Федорова. …Мы даем набрать свое имя. Этого вполне достаточно, чтобы понять. — Я набираю одно имя в течение 5-10 минут. Как же Федоров печатал книгу в 534 страницы? Сколько-же он набирал?

Видеорепортажи

Награды

  • 1984 г. Серебряная медаль Всесоюзной книжной выставки за Альбом цветных ксилографий «Ленинград» , созданный вместе с отцом В. И. Сердюковым и выпущенный издательством Изокомбинат «Художник России».
  • 1989 г. Золотая медаль ВДНХ за разработку дизайна пылесоса «Электросила — 2» выпускаемого ЛПЭО «Электросила — 2» им. С. М. Кирова.

Ссылки

  • — Ленинград : КГИ ЛОХФ РСФСР, 1982. — Цв. ксилогр.; 13,7 х 21,1 (изобр.) ; 30 х 31 см (лист).]

Выставки

Художественные работы в коллекциях музеев

Примечания

  1. . Дата обращения: 17 января 2021. 8 декабря 2020 года.
  2. Энциклопедия молодой семьи, Беларуская Советская энциклопедия, 1989
  3. Краткая энциклопедия домашнего хозяйства, 1988
  4. . Дата обращения: 17 января 2021. 21 января 2021 года.
  5. . Дата обращения: 17 января 2021. 21 января 2021 года.
  6. Дата обращения: 17 января 2021. 24 января 2021 года.
  7. . Дата обращения: 17 января 2021. 29 января 2022 года.
  8. от 29 января 2022 на Wayback Machine „В Новый год с новым музеем!“ — с таким девизом встречать новолетие в селе Вятское стало доброй традицией. 30 декабря 2016
  9. . Интернет-портал «Культура.РФ». Дата обращения: 6 марта 2020. 23 октября 2019 года. ]
  10. защитил диссертацию на тему „Анализ статистико — экономических показателей жилого фонда“. Официальными оппонентами были: д-р эконом. наук И. А. Ротштейн; д-р эконом. наук. проф. В. П. Новожилов; кандидат эконом. наук доц. Р. Н. Зельдович 1946 Вестник Ленинградского университета]
  11. Н. М. Новосельский, Ю. Я. Подольский ; Под ред. проф. А. И. Ротштейна.]
  12. Ленинградский институт советской торговли им. Ф. Энгельса.]
  13. телеканала „Алмазный край“ 25 марта 2019 г]
  14. . Дата обращения: 21 января 2021. 13 апреля 2021 года.
  15. . Дата обращения: 21 января 2021. 13 апреля 2021 года.
  16. . Дата обращения: 21 января 2021. 20 сентября 2020 года.
  17. . Дата обращения: 21 января 2021. 12 апреля 2021 года.
  18. . Дата обращения: 21 января 2021. 12 апреля 2021 года.
  19. . Дата обращения: 21 января 2021. 17 апреля 2021 года.
  20. . Дата обращения: 21 января 2021. 17 апреля 2021 года.
  21. . Дата обращения: 21 января 2021. 17 апреля 2021 года.
  22. . Дата обращения: 21 января 2021. 17 апреля 2021 года.
  23. . Дата обращения: 21 января 2021. 13 апреля 2021 года.
  24. . Дата обращения: 21 января 2021. 17 апреля 2021 года.
  25. . Дата обращения: 21 января 2021. 12 апреля 2021 года.
  26. . Дата обращения: 21 января 2021. 17 апреля 2021 года.
  27. . Дата обращения: 21 января 2021. 17 апреля 2021 года.
  28. . Дата обращения: 21 января 2021. 17 апреля 2021 года.
  29. . Дата обращения: 21 января 2021. 17 апреля 2021 года.
  30. . Дата обращения: 21 января 2021. 17 апреля 2021 года.
  31. . Дата обращения: 21 января 2021. 17 апреля 2021 года.
  32. . Дата обращения: 21 января 2021. 12 апреля 2021 года.
  33. . Дата обращения: 21 января 2021. 12 апреля 2021 года.
  34. [Изоматериал] : [эстамп] / худож. Сердюков Н. В. — Ленинград : КГИ ЛОХФ РСФСР, 1986. — Цв. ксилогр.; 17 х 27,7 (изобр.) ; 30 х 37,6 см (лист). На изобр. слева внизу подпись-монограмма и дата: „СН 86“, под изобр. справа каранд. подпись художника]
  35. . Дата обращения: 21 января 2021. 13 апреля 2021 года.
  36. [Изоматериал] : [эстамп] / худож. Н. Сердюков. — Ленинград : Изокомб. „Художник РСФСР“, 1983. — Цв. ксилогр.; 24 х 29,9 (изобр.) ; 35 х 44,7 см (лист). Под изобр. справа каранд подпись художника]
  37. [Изоматериал] : [Ленинград] : [эстамп] / худож. Н. Сердюков. — Ленинград : Изокомб. „Художник РСФСР“, 1980. — Цв. ксилогр.; 14,9 х 18,6 (изобр.) ; 24 х 35,9 см (лист). На изобр. справа внизу монограмма: „СН“, ниже, под изобр., каранд подпись художника и дата]
  38. [Изоматериал] : [дворец] : [эстамп] / худож. Сердюков Н. В. — 2-е изд. — Ленинград : КГИ ЛОХФ РСФСР, 1983. — Цв. ксилогр.; 16 х 21 (изобр.) ; 30,1 х 33,6 см (лист). Слева внизу грав. монограмма и дата: „1981 SN.“, под изобр. справа каранд подпись художника]
  39. [Изоматериал] : [эстамп] / худож. Сердюков Н. В. — 2-е изд. — Ленинград : КГИ ЛОХФ РСФСР, 1983. — Цв. ксилогр.; 13,8 х 21,1 (изобр.) ; 25,8 х 33,6 см (лист). Справа внизу грав. дата и монограмма: „81НС“, ниже, под изобр., подпись художника]
  40. . Дата обращения: 21 января 2021. 13 апреля 2021 года.
  41. [Изоматериал] : [Ленинград] : [эстамп] / худож. Сердюков Н. В. — Ленинград : КГИ ЛОХФ РСФСР, 1987. — Цв. ксилогр.; 13,3 х 9,8 (изобр.) ; 25,8 х 19,7 см (лист). Под изобр. справа каранд. подпись художника]
  42. [Изоматериал] : [эстамп] / худож. Сердюков Н. В. — Ленинград : КГИ ЛОХФ РСФСР, 1988. — Цв. ксилогр.; 17,8 х 18,4 (изобр. по рамке) ; 30 х 30 см (лист). Под изобр. справа каранд подпись художника]
  43. . Дата обращения: 21 января 2021. 13 апреля 2021 года.
  44. [Изоматериал] : [Ленинград] : [эстамп] / худож. Сердюков Н. В. — 2-е изд. — Ленинград : КГИ ЛОХФ РСФСР, 1985. — Цв. ксилогр.; 24,5 х 22,4 (изобр.) ; 37,8 х 33,7 см (лист). Под изобр. справа каранд. подпись художника]
  45. [Изоматериал] : [Биржевая площадь : Ленинград] : [эстамп] / худож. Сердюков Н. В. — Ленинград : КГИ ЛОХФ РСФСР, 1987. — Цв. ксилогр.; 13,7 х 21,1 (изобр.) ; 27,8 х 33,7 см (лист). На изобр. справа внизу грав. подпись-монограмма и дата, под изобр. справа каранд подпись художника]
  46. . Дата обращения: 21 января 2021. 13 апреля 2021 года.
  47. [Изоматериал] : [эстамп] / худож. Сердюков Н. В. — Ленинград : КГИ ЛОХФ РСФСР, 1985. — Цв. ксилогр.; 18,3 х 18,9 (изобр.) ; 29,9 х 39,7 см (лист). Под изобр. справа каранд. подпись художника]
  48. . Дата обращения: 21 января 2021. 13 апреля 2021 года.
  49. [Изоматериал] : [эстамп] / худож. Сердюков Н. В. — Ленинград : КГИ ЛОХФ РСФСР, 1985. — Цв. ксилогр.; 13,9 х 21,7 (изобр.) ; 25,8 х 30,9 см (лист). На изобр. справа внизу монограмма и дата: „СН 85“, ниже, под изобр., каранд. подпись художника]
  50. [Изоматериал] : [эстамп] / худож. Сердюков Н. В. — 2-е изд. — Ленинград : КГИ ЛОХФ РСФСР, 1986. — Цв. ксилогр.; 17 х 18,4 (изобр.) ; 29,7 х 29,8 см (лист). На изобр. слева внизу монограмма и дата: „СН 86“, под изобр. справа каранд. подпись и дата]
  51. . Дата обращения: 21 января 2021. 13 апреля 2021 года.
  52. [Изоматериал] : [эстамп] / худож. Сердюков Н. В. — Ленинград : КГИ ЛОХФ РСФСР, 1986. — Цв. ксилогр.; 14,8 х 22 (изобр.) ; 25,8 х 30,7 см (лист). На изобр. слева внизу дата, ниже, под изобр., каранд. подпись художника]
  53. . Дата обращения: 21 января 2021. 17 апреля 2021 года.
  54. [Изоматериал] : [эстамп] / худож. Сердюков Н. В. — 2-е изд. — Ленинград : КГИ ЛОХФ РСФСР, 1985. — Цв. ксилогр.; 18,5 х 14,9 (изобр.) ; 30,7 х 25,7 см (лист). В правом нижнем углу изобр. грав. монограмма и дата: „СН81“, под изобр. справа каранд. подпись художника]
  55. [Изоматериал] : [эстамп] / худож. Сердюков Н. В. — 2-е изд. — Ленинград : КГИ ЛОХФ РСФСР, 1985. — Цв. ксилогр.; 17,8 х 24,5 (изобр.) ; 29,7 х 35,9 см (лист). Под изобр. справа каранд подпись художника]
  56. . Дата обращения: 21 января 2021. 17 апреля 2021 года.
  57. . Дата обращения: 21 января 2021. 17 апреля 2021 года.
  58. . Дата обращения: 21 января 2021. 13 апреля 2021 года.
  59. . Дата обращения: 21 января 2021. 12 апреля 2021 года.
  60. . Дата обращения: 21 января 2021. 17 апреля 2021 года.
  61. . В. Сердюков. — Москва : Гос. изд-во оборонной пром-сти, 1943. — 94 с. : ил.; 20 см. — (Библиотека нового рабочего судостроительной промышленности).]
  62. Пособие новому рабочему / Н. В. Сердюков. — 3-е изд. — Москва : изд. и тип. Оборонгиза, Глав. ред. авиац. лит-ры, 1945. — 116 с. : ил., черт.; 21 см.]
  63. . Дата обращения: 17 января 2021. 20 августа 2023 года.
  64. . Дата обращения: 17 января 2021. 20 августа 2023 года.
  65. . Дата обращения: 17 января 2021. 20 августа 2023 года.
Источник —

Same as Сердюков, Николай Владимирович