Interested Article - Умалат-бек Буйнакский
- 2020-06-28
- 1
Умалат-бек Буйнакский ( кум. Умалат Бек Бойнакълы ), в русских источниках известен также как Аммалат-бек — кумыкский военно-политический деятель времëн Кавказской войны , Тарковский шамхал (провозглашён имамом Гази-Мухаммадом в 1831 году), наиб Северо-Кавказского Имамата. Активный участник восстания 1818—1819 годов (один из предводителей акушинцев в битве с Ермоловым ), движения Бейбулата Таймиева 1825 года, предводитель восстаний в Шамхальстве и 1831 годов.
Происхождение и ранние годы
Умалат-бек происходил из рода кумыкских правителей Шамхалов , был сыном крым-шамхала (титул, даруемый наследнику шамхальского трона) Шабаза Тарковского. Последний был старшим в роду и должен был наследовать трон, но Российская империя поддержала линию Мехти Тарковского — человека менее способного, но более преданного России. Умалат-бек стал зятем Мехти II, однако развёлся с дочерью шамхала после того, как она ослепла, порвав тем самым с шамхальским домом .
Буйнакцы помнят славного наездника, вспоминают его отвагу и ловкость и охотно рассказывают о его набегах, при которых только одно удальство помогало ему прятать концы и выходить из воды сухим по отношению к русским.
Умалат-бек вынужден был довольствоваться скромным титулом Буйнакского эмира . В скором времени, он начал переговоры с аварским ханом Султан-Ахмедом , который по происхождению так же из кумыкского рода шамхалов , унаследовал трон аварских ханов, женившись на вдове умершего аварского хана, до этого являвшись князем мелкого кумыкского владения Параул , Умалат этими переговорами рассчитывал вернуть себе законное владение. Кроме того, по некоторым данным, Умалат-бек влюбился в дочь хана Салтанет, славившуюся своей красотой.
Кавказская война
Антиермоловская коалиция
Ахмед-хан Аварский и его брат Хасан-хан Мехтулинский стали собирать под своими знаменами всех недовольных русской властью. В рядах дагестанцев оказался, помимо Умалат-бека, и изгнанный ширванский хан Ших-Али . Склонялись к союзу северные кумыки (аксаевцы и эндиреевцы), недовольные постройкой русских крепостей, Акушинский союз ответил отказом на просьбу Ермолова дать аманатов (заложников) в обеспечение верности России. Боевые действия начались в Кайтаге, где объединённые дагестанские войска (в том числе и Умалат со своими сторонниками) осадили русский гарнизон в кумыкском ауле Башлы (1818 год). Русский отряд под командованием Пестеля был вынужден отступить от Башлы, потеряв 500 человек. Победа горцев произвело громадное впечатление не только на местное население, но и на настроения в Иране. Ермолов принял решительные меры против восстания: был снаряжён поход в Мехтулинское ханство , сожжены крупные центры восставших - Параул и Дженгутай. Умалат-бек уходит в Акушу и возглавляет горцев в сражении акушинцев с Ермоловым . После поражения, акушинцы покорились и выдали зачинщиков восстания (в основном, мехтулинцев), в том числе, и Умалат-бек. Пленные были приговорены к казни, но Умалат-бек восхитил А.П.Ермолова. Вот как описывает этот эпизод Василий Потто :
Как уроженцу шамхальства ему угрожала позорная казнь, и если он не был повешен, то только благодаря заступничеству Верховского и необыкновенному присутствию духа и презрению к жизни, выказанным им перед главнокомандующим. Когда тот, грозно упрекая его за измену, объявил, что он будет повешен, Амалат,– рассказывает Цылов,– продолжал хладнокровно гладить собаку Ермолова и потом, вежливо поклонившись ему, молча и гордо отошёл к ожидавшим его солдатам. Говорят, что Ермолов, пораженный этим спокойствием, сказал: “Да сохранит меня Бог лишить жизни человека с таким возвышенным духом!”
Евстафий Верховский взял под опеку Умалат-бека, рассчитывая сделать из него человека полезного для России.
Убийство полковника Верховского
Умалат-бек, казалось бы, поддавался влиянию Верховского, однако это было лишь лицевой стороной медали. Буйнакский бек по-прежнему желал занять шамхальский трон. Постепенно отношение к Верховскому стало ухудшаться, и Умалат-бек начал переговоры с аварским ханом,обещавшим помочь с завоеванием Шамхальства. Катализатором для активных действий стало известие о том, что шамхал пытался склонить Верховского к убийству Умалата, а Верховский, не согласившись на убийство, решил увезти Буйнакского бека в Сибирь. Обер-квартирмейстер Грузинского полка действительно собирался покинуть Дагестан для женитьбы. По мнению Василия Потто, это была искусная интрига аварского хана, пытавшегося таким образом склонить Умалата на свою сторону . Султан-Ахмед Аварский в скором времени встретился с Умалат-беком, сказав о том, что его дочь Султанетта засватана за врагом бойнакского бека сына Мехти II Абу-Муслима, а получить Султанетту Умалат-бек сможет только после того, как принесёт голову Верховского в качестве калыма. Подходящий случай подвернулся во время похода царских войск на взбунтовавшееся аварское селение Аймаки :
С восходом солнца, девятнадцатого июля отряд Верховского выступил из Карабудакента. Утро было свежее и ясное, туманы ещё лежали в удолиях, и Верховский, въезжая на вершины, каждый раз останавливался, чтобы полюбоваться окрестными видами. Его сопровождали штаб-лекарь Апшеронского полка Амарантов и переводчик, а шагах в пяти сзади ехал Амалат со своими двумя нукерами. Амалат был, видимо, в волнении; он несколько раз пускал своего коня вскачь, как бы стараясь заглушить в себе кипевшее чувство мщения, и опять подъезжал к Верховскому, мучимый сомнениями и нерешимостью. А тот спокойно ехал, грустный и задумчивый. Быть может, и его сердце томилось тайным и горьким предчувствием. Наконец, между селениями Губден и Атемиш, Амалат-бек в последний раз пустил своего коня во весь опор и вдруг, обернувшись в седле, выстрелил в Верховского. Пуля поразила его прямо в сердце, и он молча, медленно свалился с седла. Пользуясь замешательством, Амалат указал своим изумленным нукерам на ущелье и как стрела, ринулся в горы.
Убежав в горы, Умалат-бек с помощью «подкупленного татарина» проник на кладбище в Дербенте и выкопал голову Верховского, которую нужно было доставить в горы. Но в Хунзахе его ждал страшный удар. Султан Ахмед-хан умер через 11 дней после убийства Верховского, а вдова аварского хана Паху-Бике приняла пророссийскую позицию . Умалат-бек остался ни с чем.
Шамхальское восстание 1823 года
Смерть аварского хана помешала лишь совместному выступлению феодалов. Недовольство среди широких слоев населения Тарковского шамхальства слабовольным Мехти II , державшимся на троне только благодаря поддержке Российской империи, достигло своего пика. Недовольные строгостью русского пристава, таркинцы убили его и двух казаков и, собравшись в количестве трёх тысяч, атаковали крепость Тарки . Таким же образом и развивались события и в кумыкских аулах Эрпели и Каранай , в которых были убиты пристав, известный своими злоупотреблениями, и его переводчики. Умалат-бек оказался предводителем восставших. Против восставших была снаряжена экспедиция под командованием генерал-майора фон Краббе .
29 июля 1823 года фон Краббе штурмом взял аул Каранай , испепелив его. Главные силы мятежников расположились в Эрпели , более пригодном для защиты из-за его нахождения в лесистой местности, что ограничивало применение артиллерии. На следующий день фон Краббе напал на Эрпели, но встретил там упорнейшее сопротивление. Русским удалось овладеть половиной аула, однако к вечеру они были вынуждены поспешно отступить и преследовались горцами до самой Темир-хан-Шуры. Умалат-бек разбил войска фон Краббе. По версии фон Краббе, все мятежники были истреблены, а аулы разрушены. Однако по оценке известного кавказоведа Н. И. Покровского , в реальности генерал-майор потерпел под Эрпели жестокое поражение. На неудачу похода фон Краббе обращали внимание В.А.Потто и английский учёный Джон Баддели .
Мятеж, действительно, подавлен не был; напротив, он угрожал разгореться с большой силой. По дорогам повсюду стали появляться вооруженные толпы аварцев, койсубулинцев, приезжих чеченцев и даже хищников из южных татарских областей. Возмутились снова и жители Мехтулы, нашедшие сочувствие к себе среди шамхальцев. Пристав Батырев явился в Дженгутай и, собрав старшин, стал грозить им саблею; они выхватили свои – и Батырев с двумя казаками были изрублены. Амалат в это время уже был среди койсубулинцев, которые приняли его с торжеством в Унцукульской мечети, отвели ему помещение и назначили содержание. Положение становилось все серьезнее и серьезнее.
Горцы атаковали русский отряд под командованием Евреиновым под Кафыр-Кумуком, но потерпели чувствительное поражение. В скором времени, в район восстания прибыл А.П.Ермолов с подкреплениями. Среди восставших мехтулинцев и койсубулинцев стали появляться партии, призывающие к миру. Умалат-бек был вынужден удалиться в общество Анди.
Умалат-бек в войсках Имамата
В 1825 году вспыхнуло антирусское восстание Бейбулата Таймиева , быстро охватившее Чечню и Кумыкскую плоскость. Умалат-бек с 200 верными людьми (также прибыл аварский хан и гумбетовский кадий с 4100 пехотинцами) прибывает к повстанцам, дабы показать участникам восстания , что они не одиноки в борьбе против Российской Империи .
Во время Русско-персидской войны Умалат-бек принял меры к возмущению горцев против царских войск. Так, в августе 1828 года он прибывает в Дагестан в качестве представителя Аббаса-Мурзы для найма горцев в персидскую армию и выступления их против русских войск :
Так, в половине августа, явился в Дагестан, посланный Аббас-Мирзою, известный нам Умалат-бек (Амалат-бек) с 12,000 туманов (12,000 руб.) для найма горцев в персидскую армию и вообще для возмущения их.
Но в Дагестане возникла новая сила, противодействующая Российской Империи — мюридизм. Имам Гази-Мухаммад вёл давнюю пропагандистскую работу в горах Дагестана и в Шамхальстве (им было создано общество духовных проповедников — шихов). После начала активных боевых действий Умалат-бек становится вернейшим наибом Гази-Мухаммада, поучаствовав во многих сражениях горцев, и занимается вербовкой кумыков в Шамхальстве. Наиб совершал успешные набеги в продовольственных целях (в одном из них у Сулейман-паши Тарковского было угнано 2500 баранов) .
Н. А. Волконский писал :
Отсюда он ( Гази-Мухаммед ) отправился в Гимры , оставив за себя в шамхальстве Умалат-бека. Последний до того стеснил не только шамхала, но даже и крепость Бурную своими разъездами и пикетами, что гарнизон лишился возможности выпускать на пастьбу скот, добывать себе дрова, перевозить провиант с берега моря и, наконец, показываться непосредственно за стенами крепости
После смерти Ирази-бека Бамматулинского во время осады Внезапной Гази-Мухаммад провозгласил шамхалом Тарковским Умалат-бека . 22 октября 1831 года Умалат-бек Буйнакский, вновь собрав на территории шамхальства 10 тыс. повстанцев, укрепился в Эрпели . Начальник штаба Отдельного Кавказского корпуса Н. П. Панкратьев , подавивший восстание в Кайтаге и Табасаране, атаковал аул с 2,5 тыс. человек пехоты, 1,5 тыс. человек кавалерии при подавляющем превосходстве над восставшими в артиллерии (12 орудий). После двухчасового боя повстанцы были разбиты, а аул сожжён. В скором времени, восстание в Шамхальстве было подавлено.
Дальнейшая судьба Умалат-бека точно неизвестна. По некоторым данным, после поражения при Эрпели он бежал в Османскую империю, где принимал участие в подготовке новых восстаний горцев Абхазии .
Память
- Русский писатель Александр Бестужев в 1831 году опубликовал повесть «Аммалат-бек», где образ главного героя выведен в художественной романтизированной форме.
См.также
Примечания
- ↑ Василий Потто. Кавказская война. Том 2. Ермоловское время. М.: Центрполиграф, 2008 г
- Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Том VI СПб.: Тип. Скороходова, 1888 г.
- Н.И. Покровский Кавказские войны и имамат Шамиля. – Москва: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000. - С. 135-137
- Баддели, Джон. - Завоевание Кавказа русскими. 1720-1860 / Джон Баддели. - Москва : ЛитРес [поставщик], 2011
- ↑ Из истории войны и владычества русских на Кавказе (Кази-мулла, как родоначальник мюридизма и газавата) // Военный сборник, № 3. 1891
- ↑ Война на Восточном Кавказе с 1824 по 1834 г. в связи с мюридизмом // Кавказский сборник, Том 13. 1889
- Н.И. Покровский Кавказские войны и имамат Шамиля. – Москва: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000. - С.207-216
- от 7 января 2019 на Wayback Machine // Кумыкский мир. Культура, история, современность.
- 2020-06-28
- 1