Interested Article - Салих аль-Йамани

Салих аль-Йамани или Салих ибн Махди ибн Али ал-Макбали ас- Санани ал- Макки ( араб. صالح بن مهدي المقبلي ‎; 1637 , Макбал, Каукабан , Эялет Йемен , Османская империя 1696 , Мекка , Османская империя ) — йеменский исламский салафитский учёный-богослов, муджтахид .

Биография

Родился в деревне Макбал округа Каукабан в Йемене в 1637 году .

Сведения о шейхе сохранились в книге учёного Мухаммада аш-Шаукани . По его данным, Салих аль-Йамани получил хорошее образование у йеменских учёных, среди которых был Мухаммад ибн Ибрахим ибн аль-Муфаддал в городе Шибам , куда Салих добирался каждый день из города Суля . Упорствовал в получении знаний, достиг больших успехов в изучении и усуль ад-дина , и усул ал-фикха . Хорошо знал арабский язык , экзегез , хадисы . После обучения у ибн аль-Муфаддала переехал в Сана , где вступал в дискуссии с местными учёными . Долгое время жил и преподавал в Мекке . По словам аш-Шаукани, Салих « часто снижал достоинство мутазилитов по некоторым догматическим вопросом и ашаритов по другим, суфиев по большинству их вопросов, факихов по многим их выводам, хадисоведов за некоторые их излишества » .

Считал, что необходимо следовать путём саляфов , вместо традиционных в местности учёных , из-за этого местные богословы-традиционалисты приписывали его к зиндикам . Выступал за абсолютный иджтихад . Получил почётный статус муджтахида . Учеником аль-Йамани был крупный дагестанский богослов Мухаммад аль-Кудуки . Согласно описанию биографа Назира ад-Дургели , некоторые взгляды Салиха противоречили четырём мазхабам, из-за чего тот попал под критику некоторых исламских учёных . К примеру, согласно мазхабам, для расторжения брака муж может единовременно трижды дать жене развод и это будет считаться действительным, а по мнению аль-Йамани, между тремя этими действиями должен быть промежуток времени . Аль-Йамани критиковал мазхабизм, так как видел в этом дробление мусульман на секты, и сравнивал таклид за мазхабами с тем, как иудеи и христиане впали в ширк из-за слепого следования священникам, как об этом сказано в Коране .

Дагестанский учёный Гасан Алкадари пишет, что до него дошёл рассказ об аль-Йамани :

В одном сборнике их рассказов я видел, что султан-хункар послал в Мекку, чтобы проверить знания шейха Салиха, учёных каждого из четырёх мазхабов для дискуссии с ним. Они нашли у него безбрежное море знаний и обнаружили, что его взгляды не выходят за пределы четырёх мазхабов, и потому согласились назвать его «Хашмал», чтобы указать на то, что он принадлежит к шафиитскому , ханифитскому , маликитскому и ханбалитскому мазхабам.

Похожий рассказ присутствует и у аш-Шаукани .

Умер в Мекке в 1108 году хиджры — 1696/1697 году по григорианскому календарю .

Библиография

Известны 7 его книг .

  • «Фонарь для поиска драгоценностей в море изобилия» ( араб. «المنار في المختار من جواهر البحر الزخار» ‎) — сочинение представляет из себя комментарий на извлечения большого свода канонического права, написанного зайдитским имамом в Сана Ахмадом ибн Йахья ибн Муртада, под названием «Волнующееся море с объединением толков учёных крупных городов». Этот труд получил популярность, в частности, в Дагестане, где местные учёные перенимали его идеи в течение XVIII века и в начале XX века, хвалебно о нём высказывался Хасан Алкадари . Ради книг аль-Йамани дагестанцы путешествовали в Аравию .
  • «Высокое знамя в предпочтении истины над отцами и шейхами» — критика догматиков и суфиев .
  • «Успех ищущего в компендии ибн аль-Хаджиба» — сочинение по обоим усулям .
  • «Подарок изучающим аль-Кашшаф » — критика аз-Замахшари за его мутазилитские рассуждения
  • «Веющие духи» — издано в Каире в 1328 году по хиджре. Рассуждения на тему экзегеза, хадисов, фикху, усулям
  • «Прямо устремлённые исследования из различных наук». Как и предыдущее произведение, посвящено экзегезу, хадисам, фикху, усулям и прочему
  • «Страстная любовь к „Достижению цели“» — вероятно, посвящено сборнику хадисов ибн Хаджара .

Писал также стихи и прозу .

Семья

Дочь звали Зейнаб, его семья жила в мекканском доме, который примыкал к мечети аль-Харам .

Примечания

Комментарии
  1. в 1047 году по хиджре
  2. то есть османский султан
Примечания
  1. , с. 181.
  2. , с. 577.
  3. , с. 45.
  4. , с. 145.
  5. , с. 578.
  6. , с. 182.
  7. , с. 56.
  8. , с. 579.
  9. , с. 575.
  10. , с. 581.
  11. , с. 584.
  12. , с. 580.

Литература

Источник —

Same as Салих аль-Йамани