Татья́на Васи́льевна Гзо́вская
(урождённая
Исаче́нко
, 18 марта 1901, Москва — 29 сентября 1993, Берлин) — артистка балета, хореограф и педагог, преимущественно работавшая в Германии; одна из наиболее значительных фигур немецкого балета XX века. Сестра слависта
Александра Исаченко
, зятя и ученика князя
Н. С. Трубецкого
, супруга балетмейстера
Виктора Гзовского
.
Содержание
Биография
В 1908 году, в возрасте 7 лет, начала заниматься классическим танцем в петербургской студии
Евгении Соколовой
. Позднее занималась свободным танцем в студии
. Некоторое время работала в
Мариинском театре
.
После
гражданской войны
работала в Краснодарском театре, где начала пробовать свои силы как педагог. Там она встретила
Виктора Гзовского
, которого знала с детства, и вышла за него замуж.
В 1925 году супруги смогли покинуть советскую Россию и, в конце концов, оказались в Берлине. В эмиграции Татьяна занималась у
Лаврентия Новикова
, Матятина,
, а также в парижской студии
Ольги Преображенской
. Училась в
институте Эмиля Жак-Далькроза
в Хеллерау.
Поначалу Татьяна преподавала классический танец и ставила танцы для варьете. В 1928 году супруги открыли собственную танцевальную студию, а также организовали труппу «Балет Гзовских», которая выступала в Берлинском Зимнем саду. В январе 1932 года вместе с труппой гастролировали в Париже с программой «Историческое ревю танцев и костюмов 1830—1930».
С 1935 года начала балетмейстерскую деятельность, поставив в Эссене балет «Дон Жуан».
В 1937 году Виктор покинул Германию и переехал в Париж, Татьяна же осталась в Берлине, где несмотря на военное время, продолжала свою работу педагога и балетмейстера.
В 1943 году в театре Фольксбюне состоялась премьера её балета «Гойески» на музыку
Гранадоса
. Нацистская цензура объявила спектакль антипатриотическим и дегенеративным
:323
, сама Татьяна за свои «вырожденческие» постановки оказалась в «чёрном списке» геббельсовской цензуры. Однако, уехав из столицы, она смогла поставить несколько спектаклей в Лейпциге.
С именем Татьяны Гзовской связаны возрождение и расцвет немецкого балета в период после Второй мировой войны: в 1945—1952 годах по приглашению советской военной администрации она руководила балетной труппой
Немецкой государственной оперы
, находившейся на территории советского влияния в
Восточном Берлине
.
В результате конфликта, случившегося у Гзовской с руководством ГДР, запретившим постановки балетов на музыку
Блахера
и
Стравинского
и требовавшим придерживаться стиля
социалистического реализма
, она вместе с частью артистов балетной труппы переехала в
Западный сектор
Берлина. В 1952 году на городском театральном фестивале представила мировую премьеру балета
Х. В. Хенце
«
» по роману Ф. М. Достоевского.
В 1950—1951 годах работала в Буэнос-Айресе, в
театре Колон
, где наряду с переносом своих спектаклей «Иоанн Царисский», «Гамлет» и «Ромео и Джульетта», поставила новую работу — балет «Шахматы». В 1953—1956 годах сделала несколько постановок для миланского театра
Ла Скала
. С 1954 по 1966 руководила балетной труппой
Немецкой городской оперы
(Западный Берлин).
В 1955 году организовала компанию «Берлинский балет», с которой многократно гастролировала и совершила турне по Южной Америке
. С 1959 по 1966 руководила балетной труппой во Франкфурте.
В 1960 году перенесла на сцену
Парижской оперы
расширенную версию своего балета «
»
.
Постановки
Татьяна Гзовская поставила около 150 балетов, многие из которых были впервые поставлены в Германии или являлись мировыми премьерами. Либретто к своим балетам она зачастую писала самостоятельно. В поисках новых партитур привлекала к работе ведущих европейских композиторов своего времени.
Как балетмейстер Татьяна Гзовская работала преимущественно в неоклассическом стиле.
В то же время, соединяя школу русского классического балета с приёмами свободного танца и стремлением к максимальной свободе выразительности, она выработала собственный стиль драматического танцевального спектакля — лаконичного, но в то же время остросюжетного и наделённого трагическим пафосом.
Городской театр, Эссен
1935 — «Дон Жуан»
К.-В. Глюка
(1946 — Немецкая опера, Берлин), «Славянские танцы»
А. Дворжака
(1938 — Немецкая опера, Берлин)
1945 — «
Спящая красавица
» П. И. Чайковского (1949 — Немецкая опера, Берлин, 1955 — Городская опера, Зап. Берлин, 1960 — Балет Франкфурта)
Немецкая государственная опера, Восточный Берлин
1946 — «
Болеро
» (1954 — Городская опера, Зап. Берлин, 1963 — Балет Франкфурта) М. Равеля, «Стрелы» Ф. Вальтера (
F. Walter
), «Ноблиссима визионе»
П. Хиндемита
, «
Петрушка
» И. Стравинского
1954 - «Пеллеас и Мелизанда» М. Г. Баумана, «Красный плащ»
Л. Ноно
(1961 – Балет Франкфурта)
1955 — «Орфей» на музыку Ф. Листа (1955 – Берлинский балет)
1956 — «
Лебединое озеро
» (II акт) П. И. Чайковского, «
» Б. Блахера (1961 — Городская опера, Зап. Берлин, 1962 и 1964 — театр Колон, Буэнос-Айрес)
1958 — «Медуза» Г. фон Эйнема, «
» И. Стравинского (1959 – Балет Франкфурта), «Последний цветок»
Н. Набокова
, «Зверинец» Г. Клебе (1963 — Балет Франкфурта)
1959 — «Ундина» Х. В. Хенце (1963 – Балет Франкфурта), «Чёрное солнце» Хартига
1962 — «Загадка сфинкса» А. Соге, «Четыре видения Гойи» Гранадоса, «
В исправительной колонии
» Хартунга (
E. Hartung
, по новелле Ф. Кафки, также — Академия искусств, Берлин)
1964 — «Лабиринт истины»
Э. Вареза
(1964 — театр Колон, Буэнос-Айрес)
(*) — мировая премьера
(**) — первая постановка балета в Германии
Педагогическая деятельность
Долгие годы Гзовская преподавала в собственной «Школе сценического танца». Также она возглавляла балетную школу при Немецкой городской опере (Западный Берлин). Среди её учеников – ведущие танцовщики Германии Гизела Деге (Gisela Deege),
, М. Пиль и
.
Признание
1963 — премия имени С. П. Дягилева
1955 — Почётный член Академии искусств Западного Берлина
Композитор
Борис Блахер
посвятил Татьяне свою «Поэму для расширенного оркестра» (1974)
Библиография
Татьяна Гзовская — автор книги «Балет в Германии» (Берлин, 1954).
Михаэль Уэрманн. «Татьяна Гзовская и драматический балет. Берлинский стиль от „Идиота“ до „Тристана“»
, 2001
(нем.)
Max W. Busch.
Tatjana Gsovsky. Choreographin und Tanzädagogin. — Alexander Verlag Berlin, 2005. — 330 с. —
ISBN 978-3-89581-105-0
.
Михаэль Хойерманн.
Татьяна. Жизнь и творчество хореографа и педагога Татьяны Гзовской. — Мюнхен: издательский дом К. Кайзер, 2007.
Адреса
Начиная с 1 мая 1931 года и до конца своей жизни Татьяна жила в берлинском районе
Шарлоттенбург
по адресу Фазаненштрассе, д. 68, там же располагалась её «Школа сценического танца». В настоящее время на здании расположена памятная доска.