Лингва франка
- 1 year ago
- 0
- 0
Силия Франка ( англ. Celia Franca , настоящая фамилия Франкс ) — английская артистка балета и хореограф , работавшая в Великобритании и Канаде. Художественный руководитель Национального балета Канады в 1951—1974 годах, компаньон ордена Канады , лауреат Премии Молсона и Премии генерал-губернатора .
Силия Франкс родилась в Лондоне в бедной еврейской семье . Начав заниматься танцем с четырёх лет , она училась в Гилдхоллской школе музыки , а затем в Королевской академии танца , на обучение в которой получила стипендию и где среди её учителей были Мари Рамбер , и Энтони Тюдор . С 1936 года она танцевала как Силия Франка в нескольких балетных труппах, включая « Балет Рамбер » и Балет Сэдлер-Уэллс , выступления в котором пришлись на военные годы. После войны, в 1947—1951 годах, была прима-балериной труппы «Метрополитен-балет» , а также занимается преподаванием и постановкой балетов. В 1949 и 1950 годах она стала первым хореографом, ставившим балеты для телевизионных программ Би-Би-Си .
В 1951 году Сильвия Франка принимает предложение возглавить создаваемый Национальный балет Канады . В следующие 24 года она является его бессменным художественным директором, режиссёром, а до 1959 года также и исполнительницей главных партий, среди которых выделяются Жизель в одноименном балете и Одилия в « Лебедином озере » . В 1959 году при её участии основана Национальная балетная школа Канады , которую возглавила её подруга Бетти Олифант. Она формирует репертуар Национального балета с опорой на классические произведения — этот факт вместе с авторитарной манерой управления принес ей ярлык «культурного колонизатора», неспособного понять особенности канадской культуры и сделавшей из национальной балетной труппы копию Балета Садлер-Уэллз . Когда в 1961 году Совет Канады , принимая решение о том, поддерживать ли канадские балетные труппы, приглашает экспертов с международной репутацией оценить их уровень, Национальный балет получает уничтожающие отзывы . Тем не менее установка на классический репертуар принесла плоды и вывела Национальный балет Канады в число ведущих танцевальных трупп мира. В 1970 году телевизионная постановка балета « Золушка » в хореографии Франки приносит Канаде первую премию « Эмми ». Среди других примечательных работ Национального балета в годы руководства Франки — « Ромео и Джульетта » (приз Рене Бартелеми наМеждународном телевизионном фестивале в Монте-Карло, 1966 год), «Лебединое озеро» (номинация на «Эмми», 1968 год) и « Спящая красавица » с Рудольфом Нуреевым (лауреат «Эмми», 1973 год) . Именно Франка распознала таланты и Карен Кейн , предложив им уже на заре их карьер роли Джульетты и королевы лебедей в «Лебедином озере» .
После ухода в 1974 году из базирующегося в Торонто Национального балета Силия Франка вначале направилась в КНР, где помогала восстанавливать классический балет после культурной революции , а позже поселилась в Оттаве, где её третий муж (до него она была замужем за танцором Балета Рамбер Лео Керсли, а затем за Бертом Андерсоном ) был первым кларнетом оркестра Национального центра искусств . В эти годы она сотрудничала с Оттавской школой танца как художественный директор и преподаватель, а в 1985 году в школе была учреждена стипендия, носящая её имя. С 1979 года действует также Фонд Силии Франки, ставящий перед собой задачи поддержки талантливых танцоров . Франка также дважды избиралась в правление Совета Канады по искусству .
Силия Франка умерла в Оттаве 19 февраля 2007 года, на 86-м году жизни, пережив своего последнего мужа на десять лет .
В 1967 году Силия Франка была произведена в офицеры Ордена Канады (с 1985 года — компаньон Ордена Канады, его высшая степень). В 1974 году Франка становится лауреатом Премии Молсона , а в 1994 году лауреатом Премии генерал-губернатора . Она также являлась почетным доктором нескольких канадских университетов и почетной гражданкой Вашингтона и Майами .