Interested Article - Трапеция (балет)

Трапе́ция ( фр. Trapèze ) — одноактный балет в восьми частях в постановке русского балетмейстера Б. Г. Романова на музыку С. С. Прокофьева 1925 года по либретто хореографа. Премьера состоялась 6 ноября 1925 года в Гота ( Германия ) при участии труппы Русского романтического театра . По первоначальному замыслу музыка к балету задумывалась как квинтет , ор. 39. Относится к редко исполняемым сочинениям композитора.

История создания

Заказ на создание музыки к балету «Трапеция» поступил Прокофьеву летом 1924 года от русского хореографа Бориса Романова. В 1915 году Романов должен был ставить первый балет композитора « Ала и Лоллий » по заказу С. П. Дягилева . Предложение Романова совпало с желанием Прокофьева «написать что-нибудь для малого ансамбля» . Изначально музыка к балету задумывалась композитором как квинтет из 6 частей, о чём он писал Н. Я. Мясковскому .

20 июня 1924 года был заключён контракт на условиях передачи Романову исключительных прав на представления балета сроком на 2 года (1925—1926) и с возможностью для Прокофьева концертного исполнения музыки к нему с осени 1925 года; обозначен краткий сценарий произведения . На следующий день после подписания контракта семейство Прокофьевых отправилось на отдых в деревню Сен-Жиль ( фр. St. Gilles-sur-Vie ). Первую тему для балета композитор сочинил «перед отъездом в Париже, идя по улице, и записал под фонарём», а 26 июня сделал запись в «Дневнике»: «<…> я засел за балет для Романова, который я окончательно решил писать для квинтета и даже, сочиняя, иметь ввиду и балет, и концертный квинтет» . В период работы над музыкой к балету Прокофьев отзывался о своём сочинении как о квинтете.

Хореограф решил использовать собственное старое либретто к балету «Что случилось с балериной, китайцами и прыгунами» на музыку Владимира Ребикова . Работа над квинтетом была завершена 14 августа 1924 года . Премьера балета «Трапеция» в постановке Б. Романовым планировалась на ноябрь 1924 года в Париже . Но постановка задерживалась из-за финансовых затруднений Романова, затем серьёзно заболела его жена Е. С. Смирнова , исполнявшая главные партии в представлениях труппы Русского романтического театра. Позже предполагалось провести премьеру в мае 1925 года в Париже . В итоге премьера была перенесена на осень 1925 года.

В июле 1925 года Б. Г. Романов расширил либретто балета и просил Прокофьева дополнить квинтет двумя номерами, но к тому времени ещё не определился с названием . Тогда же Дягилев предложил Прокофьеву заняться «большевицким балетом» (будущий « Стальной скок »). Композитор сочинил две дополнительные части — Увертюру и Matelote (матлот — матросский танец), и музыка к балету стала состоять из 8 частей. Таким образом, музыка к балету отличается наличием первых двух частей (Увертюра и Матлот), отсутствующих в Квинтете , op. 39. Эскизы художника Льва Зака понравились композитору.

Части

Внешние изображения
Балет «Трапеция» на музыку С. С. Прокофьева
Пластинка фирмы «Мелодия» 1971 года
Людмила Власова в партии Балерины, телебалет « Трапеция », 1970

Действующие лица и исполнители на гастролях в Турине

Персонажи на площади ( Personaggi sulla piazza )
  • Матрос ( Le Matelot ) — Борис Романов
  • Парижанка ( La Parisienne ) — Н. Арнат
  • Венка ( La Viennoise ) — Н. Тихонова
  • Итальянка ( L'Italienne ) — С. Андреева
  • Чистильщик обуви ( Le Nettoyeur de bottes ) — М. Ладре, Б. Зисаневич
  • Продавец лимонада ( Le Vendeur de limonade ) — Д. Гречихин
Персонажи цирка ( Personaggi del circo )
  • Танцовщица на проволоке ( La Danseuse du fil de fer ) — Анна Эчби
  • Укротительница ( La Dompteuse ) — Эльза Крюгер
  • «Король Атмосферы» ( Le „Roi de l'Atmosphère“ ) — А. Обухов
  • Акробаты ( Les Acrobates ) — М. Ладре, Лисаневич [Зисаневич?]
  • Клоуны ( Les Clowns ) — П. Александрова, С. Орлова, Л. Обыденная, И. Кедрова, О. Тарасова

Указано согласно программе выступлений в марте 1926 года в Турине

Постановки

Премьера балета «Трапеции» состоялась 6 ноября 1925 в немецком городе Гота . Тогда же вместе с «Трапецией» труппа Русского романтического театра представила балет «Посвящение Шуберту» на музыку сюиты С. С. Прокофьева Ф. Шуберт для фортепиано в 2 руки (1920) и хореографическую фантазию фр. La Pâtisserie enchantée на музыку П. И. Чайковского . К настоящему времени данные И. В. Нестьева и энциклопедии «Русский балет» о премьере «Трапеции» в Берлине устарели. В 2002 году Ноёль Манн писала о фотографии представления балета, на обратной стороне которой рукой Лины Прокофьевой было написано, что премьера прошла в Гота, и эта запись подтвердилась обнаруженными упоминаниями о премьере 6 ноября 1925 года в газете города Гота Gothaisches Tageblatt . 9 и 11 ноября труппа Романова представляла «Трапецию» на выступлениях в Ганновере , а с 4 по 12 марта 1926 года — в Турине . Сохранилась программа выступлений Русского романтического театра Романова в Турине . Судя по заметкам Gothaisches Tageblatt , балет походил на цирковое представление, был «смешной, фантастический, клоунский». Но выступления не обрели значительного успеха. По окончании гастролей и возвращении в Берлин труппа была распущена . Вскоре театр Романова прекратил существование, а балет «Трапеция» был забыт. Несмотря на неудачу «Трапеции», Прокофьев был удовлетворён изданием партитуры квинтета для его концертного исполнения. Две первые части музыки к балету (Увертюра и Матлот) не были включены в Квинтет, op. 39, но вошли в Дивертисмент для оркестра, op. 43 и Дивертисмент для фортепиано, op. 43 bis .

Партитура оригинальной версии балета была забыта на долгие годы и не издавалась. В начале XXI века Увертюра и Матлот были заново оркестрованы с рукописи партитуры для фортепиано. 31 января 2003 года в Манчестере состоялась мировая премьера восстановленной музыки к балету «Трапеция» в исполнении симфонического оркестра BBC Philharmonic . Новая премьера балета «Трапеция», приуроченная к 50-летию со дня смерти композитора, состоялась 8 апреля 2003 года в Лондоне в постановке Кристофера Хэмпсона ( Christopher Hampson ) коллективом Английского национального балета ( English National Ballet ). В реинтерпретации «Трапеции» было занято 6 танцовщиков. Атмосфера нового балета полна «нарциссизма, ревности и соперничества» . Кроме этого современный зритель может судить о балете «Трапеция» также по вариантам реконструкций в постановке Натальи Рыженко телебалета « Трапеция » 1970 года или Натальи Кайдановской в 2009 году .

Записи музыки к балету «Трапеция»

Фильмография

См. также

Примечания

  1. , 1924. 2 июня, с. 262.
  2. , 199. С. С. Прокофьев — Н. Я. Мясковскому, 15 июля 1924 года, с. 200.
  3. , 1924. 20 июня, с. 269.
  4. , Boris Romanov and the Russian romantic theatre.
  5. , 1924. 26 июня, с. 270.
  6. , The Ballet: Scenario and Music.
  7. , 1924. 14 августа, с. 277.
  8. , 206. С. С. Прокофьев — Н. Я. Мясковскому, 5 марта 1925 года, с. 211.
  9. , 1925. 3 июля, с. 336.
  10. Каланов Н. А. Словарь морского жаргона (2 переизд.). — М.: Моркнига, 2011—440 с. ISBN 978-5-9906698-5-7 , с. 207
  11. . Каталог советских пластинок. Дата обращения: 4 ноября 2016. 5 ноября 2016 года.
  12. . Первый канал. Дата обращения: 4 ноября 2016. 4 ноября 2016 года.
  13. .
  14. , The Ballet: Performances.
  15. .
  16. (англ.) . The Serge Prokofiev Foundation. Дата обращения: 6 ноября 2016. 9 февраля 2016 года.
  17. Press, Stephen. (англ.) // Three Oranges : Journal. — 2003. — No. 5 . 9 февраля 2016 года.
  18. .

Литература

  • Нестьев И. В. Жизнь Сергея Прокофьева / Редактор И. Прудникова. — 2-е переработанное и дополненное. — М. : Советский композитор, 1973. — 663 с.
  • Прокофьев С. С. , Мясковский Н. Я. Переписка / Вступ. статья Д. Б. Кабалевского; сост. и подг. текста М. Г. Козловой и Н. Р. Яценко; комм. В. Л. Киселёва; предисл. и указатели М. Г. Козловой. — М. : Советский композитор, 1977. — 600 с.
  • Прокофьев С. С. Дневник 1919—1933 / Предисловие Святослава Прокофьева. — Paris: sprkfv [DIAKOM], 2002. — Т. 2. — 813 с. — ISBN 2951813813 .
  • Сергеева, Галина. // Страстной бульвар, 10 : Журнал. — 2009. — № 7 (117) .
  • Юзефович, В. А. // Семь Искусств : Журнал. — 2011. — № 5 (18) .
  • Howell, Chelsea Gayle. Multidisciplinary Performance Issues in Sergei Prokofiev's "Trapeze". — ProQuest, 2007. — 85 p. — ISBN 9780549407799 .
  • Mann, Noëlle. : [ англ. ] // Three Oranges : Journal / Mann, Noëlle. — 2002. — № 4.
  • (итал.) . La Compagnia del Teatro Romantico . Balletti Romantici Russi. Дата обращения: 23 марта 2017.

Ссылки

  • на YouTube — исполняет Анатолий Ведерников , пластинка фирмы «Аккорд» Д-10013-4 1962 года
  • на YouTube — концертное исполнение в составе квинтета: гобой — Алексей Коноплянников, кларнет — Михаил Безносов, скрипка — , альт — Василий Кухаренко, контрабас — Рустем Шагимарданов. Малый зал Московской консерватории , 26 января 2014 года
Источник —

Same as Трапеция (балет)