Серенада (фильм, 1956)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Серена́да» ( англ. Serenade ) — одноактный бессюжетный балет Джорджа Баланчина , поставленный в 1934 году на музыку Серенады для струнного оркестра П. И. Чайковского ( 1880 ). Первый балет, поставленный Баланчиным в Соединённых Штатах Америки , признанный шедевр неоклассической хореографии.
Прибыв в Америку из Англии 17 октября 1933 года по приглашению и , Джордж Баланчин , пользуясь их финансовой поддержкой, первым делом открыл здесь . В самом начале 1934 года она переехала из Хартфорда , Коннектикут, в Нью-Йорк, в здание на Мэдисон-авеню , в это же время отец Эдварда, Феликс Варбург , пригласил взрослых учащихся, бравших вечерние уроки, исполнить что-либо на одном из его приёмов. С этой целью Баланчин и приступил к постановке.
Премьера состоялась в воскресенье, 10 июня 1934 года в загородном поместье Варбурга «Уайт-Плейнс» ( White Plains ) на следующий день после показа балета « ». Также вторым отделением был показан балет «Мечтания» ( Dreams ).
Полгода спустя, 6 декабря 1934 года, балет был исполнен в музее ( Хартфорд , Коннектикут) . Сценическая премьера, считающаяся официальной датой рождения балета, состоялась 1 марта 1935 года в Нью-Йорке, на сцене театра . Дирижировал премьерой Шандор Хармати .
В 1941 году Баланчин возобновил постановку для труппы Американского Караван-балета , впоследствии переставлял балет ещё несколько раз. В 1952 году балет приобрёл «романтические» длинные тюники бледно-голубого цвета (художник по костюмам — Варвара Каринская ).
Серенада Чайковского состоит из четырёх частей:
Баланчин построил Сонатину, взяв за образец урок в балетном классе. Необычный рисунок построения танцовщиц объяснялся их нечётным числом, неудобным для постановки — хореограф должен был занять 17 учениц. Следом шёл Вальс, где был задействован единственный солист. Поменяв местами Финал на русскую тему и Элегию, хореограф придал своему произведению более мрачное и одновременно возвышенное звучание.
Основные сюжетные ходы постановки — опоздание балерины, падение и т. п., Баланчин заимствовал у учениц во время уроков и репетиций постановки. Он не признавал романтическую трактовку своего балета и отрицал наличие в нём скрытого сюжета:
«В этом балете танцовщики просто движутся под прекрасную музыку. Единственный сюжет балета — музыка серенады, если угодно — это танец при луне».
— Джордж Баланчин
Также он возражал публицисту Эдвину Денби: «Слишком много воображения! Я просто учил моих студентов и сделал балет, где не видно, как плохо они танцуют».
В 1947 году пригласил Баланчина поработать с труппой парижской Оперы . «Серенада» стала первым из поставленных здесь четырёх балетов . Премьера балета в оформлении ( André Delfau ) состоялась 30 апреля 1947 года, главную женскую партию исполнила балерина .
В 1983 году , во времена ослабления « железного занавеса », балетмейстер Александр Плисецкий начал переговоры о постановке «Серенады» в СССР. После смерти балетмейстера 30 апреля 1983 года переговоры продолжились уже с артистами, которым он завещал авторские права на свои балеты. Премьера, состоявшаяся в 1984 году в Тбилиси, на сцене театра им. Палиашвили (дирижёр-постановщик — Джансуг Кахидзе ), стала первой постановкой Баланчина в СССР: «„Серенада для струнного оркестра“ П. Чайковского отмечена гением великого хореографа XX века Баланчина и знаменует творческое возвращение балетмейстера к себе на родину. Этот лирико-драматический балет, требующий проникновения в содержательный хореографический стиль, А. Плисецкий перенёс на сцену с такой любовью, тщательностью и пониманием, что спектакль стал большим событием» .
В том же году балет был показан в Москве, на сцене Большого театра и, по приглашению М. Б. Мульяш , в концертном зале « Россия »:
«Успех балета в Москве на сцене Большого театра и Центрального Концертного зала велик и очевиден. Шедевр Баланчина — одноактный балет на музыку для струнного оркестра Чайковского, вдохновенно исполненной оркестром, возобновлён скрупулёзно и трепетно, Александр Плисецкий сумел добиться от балета художественной дисциплины, которая совсем не исключает одухотворённости танца. Серенада манит воображение, влечёт безграничностью хореографической фантазии, законченной и чистой красотой „материализованной“ музыки, ибо музыкальность хореографа здесь достигла выражения совершенного. Сам факт постановки „Серенады“ выглядит чудесным символом: Баланчин словно вернулся на Родину в одном из лучших своих творений».
В 1986 балет появился в Петербурге — постановку на сцене Малого театра оперы и балета осуществил Александр Прокофьев .