Interested Article - Кирха Святой Троицы на горе Кирхгоф

Кирха святой Троицы на горе Кирхгоф лютеранская церковь на горе Кирхгоф , бывший центр прихода Туутари ( фин. Tuutari ) Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии .

История

Лютеранский приход Туутари (Дудергоф) один из старейших в Ингерманландии . Первый пастор в приход был назначен в 1640 году, а в 1642 году от Туутари был отделён приход Тюрё .

Его первая деревянная кирха находилась в ныне не существующей деревне Новиккала (Nowikola ), сейчас это территория города Красное Село . Кроме того, в деревне Мёлкёнмяки находилась деревянная приходская часовня . Во время Северной войны кирха, часовня и пасторат были разрушены.

В 1736 году, по инициативе пастора Йохана Хоппиуса, в Мёлкёнмяки вместо утраченной часовни была построена вторая деревянная кирха. Одновременно с этим началось строительство часовни в Хиетамяки , что привело к появлению одноимённой общины, являвшейся капельным приходом, причтённым к Туутари.

В 1760 году она была по ветхости разобрана и заменена третьей деревянной кирхой, простоявшей до 1837 года.

В 1830 году император Николай I во время военных манёвров обратил своё внимание на старую деревянную кирху, находившуюся в ветхом состоянии. Пастор Захариас Финнандер посетил приёмную императора в Красном Селе, пожаловался на нищету прихода и невозможность восстановить должный вид церкви. В итоге, на строительство новой церкви Николай I пожертвовал 149 945 рублей.

В 1832 году академик архитектуры Христиан Филиппович Мейер разработал для прихода Туутари проект новой каменной церкви в готическом стиле . В июне того же года проект был высочайше утверждён. Согласно ему новый храм напоминал ту прусскую кирху, в которой будущая императрица Мария Александровна приняла своё первое причастие .

20 июля 1833 года состоялась закладка нового храма на 2200 мест.

28 июля 1836 года состоялось его освящение во имя Святой Троицы.

Новая кирха представляла собой здание с четырёхскатной крышей и двумя квадратными башнями по сторонам от центрального входа. Кроме центрального имелись ещё два боковых входа со стороны боковых фасадов. Внутри церковь имела естественное двусветное освещение.

В 1865 году численность прихожан составляла 3674 человека. Приход входил в Восточно-Ингерманландское пробство .

Начиная с 1878 года на протяжении тридцати лет пастором в приходе служил Алоиз Иеремиас Пииспанен.

В 1897 году приход Туутари-Хиетамяки был разделён на два самостоятельных прихода. Однако до 1910 года, пока приход не получил собственного пастора, Хиетамяки находился в ведении Туутари.

Приход Туутари подчинялся ведомству Верховного церковного настоятеля Ингерманландии . Богослужения велись только на финском языке, по воскресным и праздничным дням. Приход Туутари был империальным, его настоятели не выбирались, а назначались императором.

В 1917 году численность прихожан составляла 6161 человек. Приход составляли исключительно финны-ингерманландцы .

Последним настоятелем прихода был пастор Абрахам Коскелайнен.

11 мая 1939 года постановлением Леноблисполкома кирха была закрыта. В довоенные годы в ней размещался клуб.

В годы Великой Отечественной войны Дудергоф и Кирхгоф находились в зоне немецкой оккупации.

С июля по сентябрь 1941 года колокольня кирхи являлась корректировочным пунктом батареи «Аврора» , защищавшей Ленинград от фашистов. 11 сентября 1941 года немецко-фашистские войска овладели горой Кирхгоф и установили на колокольне кирхи пулемёт, который обстреливал позиции 5-го и 6-го орудий батареи «Аврора» . Ответным огнём 6-го орудия пулеметный расчёт был уничтожен .

В начале 1944 года в ходе контрнаступления советских войск артиллерийским огнём были разрушены одна башня и часть боковой стены.

16 июля 1946 года постановлением Леноблисполкома была разрешена разборка руин церкви, так как «её кирпич необходим для прокладки Ленинградского газопровода».

В 1953 году церковь была окончательно разобрана .

Современность

В конце 1980-х годов началось возрождение Церкви Ингрии .

В 1990 году на горе Кирхгоф прошло второе в постсоветской истории празднование Юханнуса , в празднике приняло участие около восьми тысяч человек. Затем праздник проводился здесь ежегодно с 1992 по 1998 год.

26 августа 1993 года в посёлке Можайский официально был зарегистрирован новый евангелическо-лютеранский приход «Дудергофский». Тогда же община начала добиваться разрешения восстановить храм на горе Кирхгоф, но сделать ей этого не удалось.

В 1998 году на фундаменте кирхи святой Троицы был сооружён горнолыжный подъёмник . Сейчас рядом с ним находятся остатки старого финского кладбища и фундамент пастората.

В 2000 году для проведения богослужений лютеранская община приобрела дом по адресу: Санкт-Петербург, Красносельский район, пос. Можайский, ул. Малая Горская, д. 33. Богослужения проводятся по воскресеньям в 13:30. Приход входит в Санкт-Петербургское пробство .

Прихожане

Приход Туутари включал 73 деревни:
Алайоки, Александровка , Большая Ивановка , Большое Виттолово , Большое Карлино, Варекселева , Венерязи , Виллози , Вихолайзи, Гирвизи, Кавелахта , Капино, Карвала , Каргасары, Кирбузы, Кирпуны , Корпелайзи, Кукколево, Кульмя, Кургино, Кутели, Кюллизи, Лаголово , Лампово, Леметинмяки, Линтузи, Лотту, Малое Виттолово, Малое Карлино , Малые Кабози, Мендухори, Мурилово , Мыкколово, Мюреля , Мякеляйзи, Наумози, Новые Сузи, Нуркобори, Остров, Паюла, Пальмули, Пардане, Парконмяки, Пейкалази, Пеккоземяки, Пелкола, Перекюля , Пикколово , Пори, Пулкизенмяки, Пеллеля, Рассколово , Рая-Лейниля, Ретселя , Рехколово , Роутели, Рянниля, Саксолово , Симанково, Сузи, Сулози, Талсинмяки, Тальколи, Толпала, Туйпо, Тякотели, Ханнола, Хебрели, Хумалисты, Хямяляйно, Чухонское Коерово, Шулкола, Янисмяки.

Карта приходов Церкви Ингрии (1930-е годы)

Изменение численности населения прихода Туутари с 1842 по 1919 год :

В 1848 году в деревне Кюллизи (Kyllisi) прихода Туутари родился известный ингерманландский композитор, музыкант и просветитель Моозес Путро .

Духовенство

Фото

Примечания

  1. Aatami Kuortti Inkerin kirkon vaikeita vuosia. s.160. Helsinki. 1963
  2. Дата обращения: 14 мая 2013. Архивировано из 9 июля 2018 года.
  3. Дата обращения: 14 мая 2013. 14 июля 2019 года.
  4. Чернов Ю. М. Судьбы высокая Авроры.. — Ленинград, 1987. — С. Глава «Ораниенбаум-Воронья гора»..
  5. Александрова Е. Л., Браудзе М. М., Высоцкая В. А., Петрова Е. А. История финской Евангелическо-лютеранской церкви Ингерманландии. СПб. 2012. С. 219—227. ISBN 978-5-904790-08-0
  6. . Дата обращения: 14 мая 2013. 18 августа 2011 года.
  7. Kolppanan Seminaari. 1863—1913. s. 62. Viipuri. 1913
  8. Дата обращения: 5 июля 2022. 28 января 2020 года.
  9. Александрова Е. Л., Браудзе М. М., Высоцкая В. А., Петрова Е. А. История финской Евангелическо-лютеранской церкви Ингерманландии. СПб, 2012, стр. 102. ISBN 978-5-904790-08-0
  10. Aappo Metiainen, Karlo Kurko «Entisen Inkerin luteranisen kirkon 350-vuotismuistojulkaisu», 92 s., Helsinki, 1960, s. 137
  11. Князева Е. Е. Метрические книги Санкт-Петербургского консисториального округа как источник по истории лютеранского населения Российской империи XVIII — начала XX вв. Дисс. к.и.н., СПб, 2004, стр. 149
  12. от 30 апреля 2013 на Wayback Machine
  13. . Дата обращения: 14 мая 2013. 18 августа 2011 года.

Литература

  • Александрова Е. Л., Браудзе М. М., Высоцкая В. А., Петрова Е. А. История финской Евангелическо-лютеранской церкви Ингерманландии. СПб, 2012, 398 стр., ISBN 978-5-904790-08-0
  • Aatami Kuortti «Inkerin kirkon vaikeita vuosia», Helsinki, 1963
  • Aappo Metiainen, Karlo Kurko «Entisen Inkerin luteranisen kirkon 350-vuotismuistojulkaisu», Helsinki, 1960, s. 137

Ссылки

Источник —

Same as Кирха Святой Троицы на горе Кирхгоф