Interested Article - Густавсберг (компания)

Gustavsberg ( Густавсбе́рг ) — шведский производитель сантехнического оборудования, пластмассовых изделий и посуды из фарфора. Компания была основана как производитель фарфора в 1825 году, с 1937 года выпускала сантехнику, с 1945 — изделия из пластика. С 2000 года компания принадлежит Villeroy & Boch .

История

Основание фарфоровой фабрики

Перестроенное поместье Фарста

Название компании «Густавсберг» происходит от имени шведского государственного деятеля Густава Габриельссона Оксеншерна и было первоначально присвоено кирпичному заводу, который его супруга Мария София Делагарди построила в поместье (швед.) для возведения семейного особняка . На протяжении длительного времени наименования Gustavsberg и Farsta были равно употребимы, пока в 1815 году от поместья не отделили производство . Продукция кирпичного завода поставлялась даже на стройки Стокгольма .

В 1821 году завод приобрел оптовый торговец (швед.) , к тому времени уже арендовавший его на протяжении нескольких лет . 8 марта 1825 года он и его финансовый партнёр Йохан-Улоф Веннбергом получили государственную лицензию на выпуск фарфоровой продукции . Одним из партнёров компании J.H. Öhman & Co стал Фредрик Роде, в собственности которого было необходимое оборудование, оставшееся после неудачной попытки запустить своё фарфоровое производство . Компания получила заводские привилегии от торговой палаты, организовала поставки немецкой глины и наладила производство к 1827 году, однако первые выпущенные изделия имели невысокое качество. Вместе с расточительством Эмана всё это подтолкнуло Веннберга к выходу из бизнеса .

2 июня 1828 года Эман реорганизовал компанию в Gustafsbergs Fabriks Bolag . Уже в декабре новые сособственники HJ Ольденбург и Густав аф-Ур уволили Эмана за неэффективное руководство . К 1830-м на территории поместья были возведены 36 производственных и жилых построек (одна из них дошла до наших дней), появилась паровая машина . Стремясь повысить качество продукции, руководство сменило нескольких технологов, но это оказалось бессмысленно, так как немецкая глина не подходила для производства фарфора. В 1838 году завод был продан на публичных торгах .

Под управлением Самуэля Годениуса

Самуэль Годениус, 1870-е.

Новая компания Gustafsbergs Fabrikers Intressenter , объединившая шесть владельцев, в число которых вошёл (швед.) , перевела фарфоровое производство на английскую технологию и сырьё из Корнуолла . На завод были приглашены 19 британских мастеров. Эти изменения и подражание известной английской марке (англ.) нашли отражение в новом клейме в виде адмиралтейского якоря . В 1839 году на производстве трудилось 150 человек . В 1845 году главный технолог «Густавсберга» Грегори Хольден перешёл на конкурирующую стокгольмскую фабрику « Рёрстранд » — вслед за этим предприятие настиг кризис . В результате компания была выставлена на публичный аукцион, где её в 1850 году целиком выкупил Годениус через собственную фирму всего за 40 тысяч крон (при совокупной стоимости дебиторской задолженности, складских запасов и оборудования в 190 тысяч) .

Новым техническим директорам «Густавсберга» — Йохану Георгу Гентеле, работавшему на заводе в 1850—1854 годах, и Георгу Барлоу, который возглавил производство в 1857, — удалось модернизировать предприятие и обеспечить высокое качество продукции . В 1854 году завод наладил выпуск высококачественного фаянса , к 1864 году — костяного фарфора , в 1869 году заработала линия по производству майолики . В 1863 году король Швеции Карл XV заказал у «Густавсберг» персональный сервиз . Продукция завода пользовалась популярностью, в 1866 году «Густавсберг» участвовал в показе скандинавского искусства и промышленности в Стокгольме, год спустя — присутствовал на Всемирной выставке в Париже .

Под управлением семьи Одельберг

Вильгельм Одельберг, до 1909 года.

В 1869 году кресло управляющего занял зять Годениуса (швед.) . Под его руководством «Густавсберг» удвоил оборот в первый год, открыл судоходное подразделение, в 1872 году на заводе появился телеграф, в 1878 году — первый телефон . Компания инвестировала в модернизацию производства и улучшение условий труда, строительство социальных объектов . Продукция того времени была отмечена многочисленными наградами на выставках в Москве , Копенгагене , Вене , Драммене и Боготе . К концу десятилетия число сотрудников выросло с 300 до 600 человек .

В 1878 году компания была реорганизована, и семья Одельберг стала её основным владельцем . «Густавсберг» развивался: в 1898 году архитектор (швед.) завершил строительство на берегу гавани новой штаб-квартиры компании (известен сейчас как «старый офис») . В 1905 году завод был электрифицирован , в 1921 году — подключён к (швед.) , а в 1925 году на производстве были внедрены электропечи . К началу XX века число работников «Густавсберг» достигло 900 человек, из них около 15 % были детьми, труд которых был разрешён с 11 лет. Днём они работали на производстве, вечером посещали ремесленные школы и занятия рисованием .

Одельберг руководил компанией в патриархальном стиле, стремился оградить её от влияния муниципальных властей (англ.) и в 1902 году добился образования на территории завода и разросшегося фабричного посёлка самостоятельного муниципалитета Густавсберг . Условия труда на заводе «Густавсберг» были лучше, чем на других шведских предприятиях, и первый профсоюз рабочих появился только в 1919 году — позже, чем где-либо в стране. При этом у компании была собственная организация (швед.) , отвечавшая за улучшение условий труда. По итогам переговоров с профсоюзными лидерами вместо неё был учреждён потребительский кооператив (швед.) .

Помимо Швеции, «Густавсберг» поставлял продукцию в Норвегию и Данию , небольшие экспортные партии направлялись в США и Южную Америку . До самой смерти в 1924 году Вильгельм Одельберг участвовал в управлении. После его кончины председателем коммерческого общества стал (англ.) , операционным директором — его брат (швед.) .

Фабричный городок около 1870 года.
Трубы заводских печей, 1883.
Фабрика и гавань в 1890-х.

Под контролем «Кооперативного союза»

Вильгельм Коге и Стиг Линдберг, около 1938 года.

В 1920-е шведские производители фарфора сформировали картель . В него вошли « Рёрстранд », (швед.) , (швед.) , (швед.) , (швед.) . Однако участие в картеле не принесло пользы компаниям и не помогло привлечь инвестиции в обновление производств .

С укреплением положения иностранных поставщиков керамики на шведском рынке в 1930-х «Густавсберг» столкнулся со значительными финансовыми трудностями , которые привели к убыткам в 1934, 1936 и 1937 годах . На фоне устаревания материально-технической базы и распространения силикоза среди рабочих Одельберги не были готовы брать кредиты для модернизации производства и в 1937 году продали компанию своему крупнейшему клиенту — «Кооперативному союзу». После завершения сделки на сумму 3,65 миллиона шведских крон во главе компании встал (швед.) .

«Кооперативный союз» привлёк собственное (швед.) для реконструкции заводской территории, создания генерального плана и проектирования новых производственных и жилых зданий, предназначенных для сдачи в аренду сотрудникам. Благодаря компании в Густавсберге были построены школа Кварнберг и (швед.) , а в 1950-х на территории муниципалитета развернулось активное частное строительство .

Производство сантехники

Музейная экспозиция с четырьмя моделями унитазов.

В 1939 году «Густавсберг» развернул производство сантехники на новой фабрике, построенной по проекту архитектора (швед.) . С началом серийного выпуска унитазов компания развернула широкую кампанию по повышению гигиенических стандартов в Швеции с рекламным слоганом «Простите за нескромный вопрос» ( швед. Förlåt en indiskret fråga ) . Компании удалось привлечь множество итальянских специалистов, вынужденных бежать от установившегося в стране фашистского режима, в том числе бывшего технического директора фарфорового завода Società Ceramica Italiana (швед.) (он также участвовал в проектировании новой фабрики посуды, в 1946 году объединившей все этапы производственного процесса под одной крышей) .

Сантехническое направление росло с 1950-е по 1970-е: сперва благодаря послевоенному строительству, а затем на фоне экономического роста и строительного бума, спровоцированного действовавшей в 1965—1975 году (швед.) . В 1950-х годовой выпуск унитазов достигал 100 тысяч штук, в 1960-х — 200 тысяч .

Фабрика пластиковых изделий

Первая линия «Густавсберг» по производству пластиков была построена в 1945 году и производила термореактивные пластмассы для электротехнической промышленности. К 1950 году предприятие освоило выпуск товаров для дома . Расцвет фабрики пришёлся на середину 1970-х, когда на ней трудились 160 человек. Примечательно, что половину сотрудников на тот момент составляли финны, шведов было около 30 человек .

Фабрика ванн

Фабрика ванн, 1948 год

В 1946 году началось строительство ванной фабрики. Освоить производство помогла американская компания Mullins (WH Mullins Company) из (англ.) , которая делала прессованные детали из листового металла для автомобильной промышленности США. 31 декабря 1947 была выпущена первая ванна Gustavsberg, на ней стояла подпись главы фабрики Вальдемара Вальгрена . Параметры первой модели были выбраны на основе антропометрических измерений шведских призывников . К июню 1948 завод наладил пресс и нанесение эмали . Листовой металл сперва поставлялся из США, затем закупался у шведского (швед.) , позднее компания нашла более лёгкие листы во Франции . За период 1948—1954 было произведено 250 тысяч ванн , а самым большим клиентом стал крупнейший шведский строительный кооператив (швед.) .

Производство ванн было автоматизировано в 1960-е: были исключены тяжёлые ручные операции, внедрён конвейер. В 1963 году появилась автоматизированная пресс-линия, в 1969 — роботизированная покраска. В дальнейшем на заводе освоили выпуск бойлеров, душевых и туалетов. Производство ванн достигло пика в 1968 году, когда было выпущено 130 тысяч изделий .

Другие производства

С 1940-х «Густавсберг» занимался производством охладителей, спрос на которые последовательно рос и достиг пика в 1960-х вследствие популярности охлаждаемых витрин для продуктовых магазинов. В 1960 году выпуск охладителей разместился на фабрике сантехники, а впоследствии был перенесён на фабрику ванн. Кроме того, в 1947 году «Кооперативный союз» передал под управление компании приобретённый кирпичный завод и производство центрифуг .

Gustavsberg Group

Стиг Линдберг и Лиза Ларсон, 1967 год.
Технический центр, открытый в 1970 году

На 1969 год в состав «Густавсберг» непосредственно входили 4 предприятия, выпускавшие фарфор, сантехнику, стальные ванны и пластиковые изделия. Дочерние предприятия производили котлы и водонагреватели в (швед.) , трубы для водоснабжения и канализации в (швед.) и (швед.) , охладители и мойки в (швед.) (на фабрике, купленной в 1969) . В 1972 году компания приобрела производство пластиковых труб в Роннебю .

Число сотрудников компании выросло до 2058 человек, из которых 1547 были заняты на производстве . В компании работало 550 иностранцев, главным образом финнов, а для адаптации иностранных сотрудников на предприятии было открыто собственное миграционное агентство . На заводе часто проходили экскурсии, организованные (швед.) , «Кооперативным союзом» и Шведским институтом , только в течение 1968 года предприятия «Густавсберг» приняли 17 тысяч человек . В числе высоких гостей были Индира Ганди , Свен Улоф Пальме , Ле Корбюзье , Клемент Эттли и Леди Бёрд Джонсон .

Планировалось, что Ялмара Ульсона на посту руководителя компании сменит старший вице-президент (швед.) , возглавлявший производство пластмасс в 1956—1967 годах, но после его смерти в автокатастрофе президентом «Густавсберг» в 1969 стал (швед.) . В 1970 году он объединил все непроизводственные подразделения в техническом центре в (швед.) . В том же году на сантехнической фабрике начался выпуск эмалированных раковин, в 1972 году компания выпустила первый термостатический смеситель для умывальника, в 1977 — первый душ .

В 1975 году «Густавсберг» отметил 150-летний юбилей. Первоначально планировалось, что компания отпразднует 150 лет с начала производства фарфора в 1977 году, но мероприятия были перенесены из-за запланированного на 1976 год празднования 250-летия фабрики «Рёрстранд». В честь юбилея в Национальном музее Швеции прошла выставка, посвящённая истории «Густавсберг», гостем которой стал король Карл XVI Густав , выставки также состоялись в Гётеборге и Лунде .

Кризис и продажа компании

На протяжении многих лет производство фарфора не приносило компании дохода и работало за счёт прибыльного сантехнического направления . По окончании широкой строительной кампании в Швеции в 1975 году «Густавсберг» столкнулся со снижением спроса на сантехнику, а вызванный Нефтяным кризисом 1973 года спад в мировой экономике ограничил возможности экспорта и увеличил конкуренцию на внутреннем рынке — в течение 1970-х доля иностранных производителей выросла с 40 % до 75 %. Вместе с тем рост цен на нефть и газ значительно увеличили стоимость сырья .

После поступившего от «Кооперативного союза» требования принять антикризисные меры «Густавсберг» был вынужден в 1980—1982 годах продать дочерние предприятия в Мёльнтропе и Фристаде норвежской (швед.) и финской соответственно . Затем в рамках реорганизации компания сократила тысячу человек на всех фабриках . На фарфоровом заводе была проведена глубокая модернизация стоимостью 43 миллиона крон, направленная на автоматизацию производства , после чего компания сократила 200 сотрудников из 360 . В рамках реструктуризации, начавшейся в 1987 году, компания была разделена на Gustavsberg Porcelain AB , Gustavsberg VVS AB и Gustavsberg AB .

В том же году «Густавсберг» объединил Gustavsberg VVS AB , в который перешли производство деталей для сантехники, систем кондиционирования и отопления, и приобретённую AB Vårgårda в Gustavsbergs Industri AB . Перенесённая в Бурос фабрика пластиковых изделий была продана компании Idealplast, а производство ванн было сокращено до выпуска одной модели и закрыто в 1992 году . Отказавшись от собственного производства в Швеции, Gustavsberg AB приобрёл фабрики швейцарской компании (швед.) и немецкой Buderus .

Судьба фарфорового завода

Параллельно с тем, в 1987 году Gustavsberg Porcelain AB был продан компании Wärtsilä , которая объединила её под общим управлением с «Рёрстрандом» и финской керамической фабрикой Arabia . Со временем между некогда конкурирующими фабриками было организовано разделение труда: «Густавсберг» продолжил производство фарфора, декорирование было перенесено на «Рёрстранд». На продукции ставился штамп «Рёрстранда» с пометкой, что фарфор изготовлен фабрикой «Густавсберг» .

Позднее в 1989—1990 годах Wärtsilä продала керамические производства финской компании (англ.) . Выпуск фарфора в Густавсберге сохранился в рамках независимой компании Värmdö Produktion och Utveckling , которая трудоустроила около 30 уволенных сотрудников . В 1996 году несколько бывших работников «Густавсберг» возобновили производство классических серий фарфора в рамках небольшого производства Gustavsberg Hushållsporslinsfabriken . На 2016 год в компании заняты 20 человек, ежегодно 250 тысяч единиц продукции идут на экспорт в 14 стран .

Под управлением Villeroy & Boch

Фирменный магазин в Густавсберге

В 1994 году «Кооперативный союз» продал сантехническое направление, объединённое в AB Gustavsberg, голландской компании (нид.) , которая в 1999 году была куплена (англ.) , на тот момент уже владевшей производителями сантехники (англ.) , (швед.) и (датск.) . По требованию Европейской комиссии , выступившей против создания компании с доминирующим положением на рынках Скандинавии и Бенилюкса , Gustavsberg AB был продан немецкой компании Villeroy & Boch в 2000 году .

Для снижения себестоимости продукции «Густавсберг» Villeroy & Boch в 2003 году перенесла часть производства в Румынию , сохранив в Густавсберге линии по выпуску унитазов и раковин . Производство сантехники продолжилось, несмотря на финансовые трудности, с которыми немецкая компания столкнулась с началом мирового экономического кризиса в 2008 году .

С закрытием старого завода «Густавсберг» в 2014 году, цеха гидроабразивной резки, сборки и логистики были перенесены на новое предприятие, открывшееся в 2015 году на окраине Густавсберга в промышленном парке Экобакен. В его строительство было вложено 130 млн шведских крон . В центре города был создан новый исследовательский центр. Выпуск керамики ранее был перенесён на производственные мощности Villeroy & Boch в Румынии, Венгрии и Таиланде . Завод по производству смесителей в Варгарде продолжил работу без изменений .

На производстве в Экобакене работают 105 человек. Всего же на март 2016 года в Villeroy & Boch Gustavsberg AB занято 320 сотрудников, годовой оборот компании составляет 840 млн шведских крон .

Наследие

Фарфор

Студия Линдберга

Годы, когда «Густавсберг» находился под управлением семьи Одельбергов, отметились сотрудничеством со многими известными шведскими художниками — в том числе (швед.) и (швед.) , имевшими право отмечать свои работы собственным клеймом . Кроме того, Веннерберг стал художественным руководителем производства в 1895 году и занимал этот пост до 1908 . Он самостоятельно разрабатывал посуду и одним из первых в отрасли начал целенаправленно нанимать художников на фарфоровое производство . Он также готовил «Густавсберг» к (англ.) 1897 года, где продукция фабрики привлекла большое внимание посетителей .

Среди приглашённых Веннербергом художников были (швед.) , сотрудничавший с «Густавсбергом» в 1890—1894 годах и после ставший известным пейзажистом, (швед.) , начавший работать на предприятии в 12 лет и вместе с Веннербергом разработавший посуду в технике сграффито , которую компания представила на Всемирной выставке в Париже 1900 года, и ставший новым художественным руководителем после ухода Коге . В том же 1908 году в коллективе художников «Густавсберг» появилась первая женщина — (швед.) .

Для участия в инициированной (швед.) программе по разработке «повседневных вещей высокого качества» компания в 1917 году наняла дизайнера (швед.) , прославившегося созданием фаянсового сервиза для рабочих семей (швед.) , представленного на стокгольмской выставке (швед.) . Работая на «Густавсберг», Коге экспериментировал с глазурями, декором и материалами, устойчивыми к высоким температурам. Он разработал около 30 столовых сервизов, один из которых — (швед.) — производился до 1955 года .

В 1942 году Коге совместно с (швед.) и (швед.) открыл в Густавсберге художественную студию, просуществовавшую до 1996 года . В рамках студии художники разрабатывали идеи для новых товаров и изделий, производившихся малыми сериями. К изготовленным в студии предметам предъявлялись исключительно высокие требования, а мастера получали значительную свободу творчества. Продукция студии отмечалась нанесённым вручную авторским клеймом .

Через студию прошло несколько талантливых художников, среди которых была (швед.) , в 1940-х получившая приз Шведского Общества за серию фаянсовых статуэток . В студии также работали (швед.) и Мари Симмульсон , позднее перешедшая на фабрику «Упсала-Екебю» . Студия, деятельность которой способствовала привлечению молодых художников, была закрыта в 1996 году .

(швед.) , разработанный в 1915 году принцем Евгением Шведским .
(швед.) Вильгельма Коге
Сервиз (швед.)

Дизайн сантехники

Умывальник модели 505, 1953 год.

В 1940-х — 1970-х компания разработала многочисленные технологические решения для личной гигиены, получившие патентную защиту. В 1940 году в производство был запущен первый унитаз с нижним бачком — модель 306 . В 1953 году вышел унитаз модели 315 — доработка модели 306, — который производился до 1977 года, а его модификация, модель 315Т (швед.) , стала самым популярным унитазом в Швеции 1970-х .

Первая модель раковины (модель 502) продавалась вплоть до 1950-х . В 1953 году ей на смену пришла модель 525, разработанная Акселем Нильссоном и (швед.) и ставшая крайне популярной благодаря своей новаторской форме .

Техническим директорам фабрики (швед.) и Бертилю Даллёву принадлежат несколько новаторских разработок, нашедших применение в массовом производстве — например съёмное полипропиленовое сиденье для унитаза и подвесной унитаз . Современные округлые формы сантехники были разработаны дизайнером (швед.) , перешедшим в «Густавсберг» в 1967 году .

Дизайн изделий из пластика

В числе известных дизайнеров, работавших над пластиковыми изделиями для «Густавсберг» были Стиг Линдберг, Карл-Арне Брегер, (швед.) , (швед.) , (швед.) , Пер-Олаф Ландгрен . Среди известных работ Линдберга — термосы, посуда, контейнеры для холодильника и небольшая копилка в форме собаки, выпущенная для Handelsbanken . Одна из классических работ Брегера, ставших предметами коллекционирования — высокая лейка . Ларсон создал (швед.) , ставшую классикой дизайна 70-х годов .

Пиен стал первым дизайнером, которого «Густавсберг» нанял исключительно для работы с пластмассой . Он возглавил фабрику пластмассовых изделий в 1967 году и проявил себя не только как дизайнер, но и как талантливый управленец, который привлёк в компанию талантливых Юлина и Ландгрена .

Юлин, известный по своей прежней работе в компании (швед.) , использовал в разработке предметов функциональный анализ . В числе его работ, ставших классикой современного дизайна, нож для хлеба, серия из кружки, кувшина и чашки из SAN-пластика, детские пластиковые кружки, ставшие частью собрания MoMA . В 1970 году Юлин разработал для «Густавсберг» магазинную (швед.) , которую компания начала поставлять сети супермаркетов KF. Большинство корзин для покупок в шведских супермаркетах являются копией этой оригинальной модели .

Пластиковые кружки, дизайнер Свен-Эрик Юлин, 1972 год.
Лейка работы Карла-Арне Брегера
пепельница (швед.)

Город

В 2011 году был представлен новый план развития Густавсберга, включающий ревитализацию бывших производственных территорий и строительства жилья . К 2014 году заводская территория в центре Густавсберга была продана девелоперской компании (англ.) для жилого строительства. Планируется, что в 2016 году будут сданы 400 домов . В 2014 году там же начал возведение арендных домов жилищно-строительный кооператив (швед.) . В здании фарфоровой фабрики 1852-53 годов постройки с 2002 года расположен отель Blue Flower, названный в честь знаменитого посудного орнамента Blå blom .

В том же районе находится культурный центр, пространства которого занимают офис Gustavsberg HPF AB, студия керамики, мастерские художников и выставочные пространства. Произведения, созданные керамическим производством за многолетнюю историю входят в собрания Национального музея Швеции и местного (швед.) , представлены в постоянных экспозициях и на временных выставках. Большую часть учреждений планируется перевести в новый культурный центр «Фарфоровая фабрика», который откроется к 2018 году .

Примечания

  1. (англ.) . Муниципалитет Вармдё. Дата обращения: 5 ноября 2016. 5 марта 2016 года.
  2. (швед.) . Signaturer.se. Дата обращения: 5 ноября 2016. 19 октября 2016 года.
  3. (швед.) . Дата обращения: 5 ноября 2016. 14 июля 2016 года.
  4. , p. 28.
  5. , p. 7.
  6. , p. 17.
  7. , p. 144.
  8. , p. 28.
  9. .
  10. , p. 88.
  11. (швед.) . Дата обращения: 7 ноября 2016. 4 марта 2016 года.
  12. , p. 67.
  13. .
  14. , p. 31.
  15. , p. 33.
  16. , p. 65.
  17. , pp. 44—45.
  18. (швед.) . Муниципалитет Вармдё. Дата обращения: 5 ноября 2016. Архивировано из 29 июня 2016 года.
  19. , pp. 40.
  20. , pp. 76.
  21. , p. 134.
  22. , pp. 82.
  23. , p. 102.
  24. , pp. 48.
  25. , p. 106.
  26. , pp. 124—125.
  27. , p. 98.
  28. (швед.) . Gustavsberg. Дата обращения: 5 ноября 2016. 28 декабря 2013 года.
  29. , p. 151.
  30. . Дата обращения: 7 ноября 2016. 11 августа 2016 года.
  31. . Дата обращения: 7 ноября 2016. 11 августа 2016 года.
  32. , p. 12.
  33. , p. 198.
  34. (швед.) . Gustavsberg Rörsystem AB. Дата обращения: 5 ноября 2016. 14 августа 2016 года.
  35. , p. 51.
  36. . Дата обращения: 7 ноября 2016. 11 августа 2016 года.
  37. 31 июля 2016 года.
  38. . Дата обращения: 7 ноября 2016. 11 августа 2016 года.
  39. . Дата обращения: 7 ноября 2016. 11 августа 2016 года.
  40. . Дата обращения: 7 ноября 2016. 11 августа 2016 года.
  41. , p. 272.
  42. . Дата обращения: 7 ноября 2016. 11 августа 2016 года.
  43. , p. 280.
  44. , p. 232.
  45. , p. 24.
  46. . Дата обращения: 7 ноября 2016. 27 декабря 2017 года.
  47. , p. 67.
  48. , p. 241.
  49. . Дата обращения: 7 ноября 2016. Архивировано из 7 ноября 2016 года.
  50. , p. 36.
  51. .
  52. (швед.) . Rörstrand museum. Дата обращения: 5 ноября 2016. 18 августа 2016 года.
  53. (швед.) . NVP.se (21 декабря 2004). Дата обращения: 5 ноября 2016. Архивировано из 7 ноября 2016 года.
  54. (швед.) . NVP.se (26 апреля 2016). Дата обращения: 5 ноября 2016. Архивировано из 7 ноября 2016 года.
  55. , pp. 76.
  56. (швед.) . Smålandsposten (29 апреля 2010). Дата обращения: 5 ноября 2016. 22 августа 2016 года.
  57. (швед.) . NVP.se (14 апреля 2014). Дата обращения: 5 ноября 2016. 17 августа 2016 года.
  58. Charlotta Westling. (швед.) . NVP.se (8 мая 2015). Дата обращения: 5 ноября 2016. Архивировано из 7 ноября 2016 года.
  59. (швед.) . MyNewsDesk (8 мая 2015). Дата обращения: 5 ноября 2016. Архивировано из 7 ноября 2016 года.
  60. Bo Joffer. (швед.) . DT.se (24 марта 2016). Дата обращения: 5 ноября 2016. Архивировано из 7 ноября 2016 года.
  61. (швед.) . Signaturer.se. Дата обращения: 5 ноября 2016. 18 июня 2016 года.
  62. (швед.) . Signaturer.se. Дата обращения: 5 ноября 2016. 18 июня 2016 года.
  63. , p. 75.
  64. (швед.) . Signaturer.se. Дата обращения: 5 ноября 2016. 31 июля 2016 года.
  65. (швед.) . Аукционный дом (англ.) . Дата обращения: 5 ноября 2016. Архивировано из 6 марта 2016 года.
  66. (швед.) . Signaturer.se. Дата обращения: 5 ноября 2016. 13 ноября 2016 года.
  67. (швед.) . Aftonbladet . Дата обращения: 5 ноября 2016. Архивировано из 7 ноября 2016 года.
  68. (швед.) . Signaturer.se. Дата обращения: 5 ноября 2016. 18 июня 2016 года.
  69. (швед.) . Signaturer.se. Дата обращения: 5 ноября 2016. 28 октября 2016 года.
  70. (швед.) . Signaturer.se. Дата обращения: 5 ноября 2016. 3 июля 2017 года.
  71. , p. 230.
  72. , p. 209.
  73. , p. 92.
  74. Jan-Olof Landqvis. (швед.) . Gustavsbergs Porlsinsmuseum AB (2009). Дата обращения: 5 ноября 2016. Архивировано из 7 ноября 2016 года.
  75. , pp. 224,230.
  76. (швед.) . Nationalmuseum. Дата обращения: 5 ноября 2016. 19 августа 2016 года.
  77. .
  78. Petter Eklund. (швед.) . DN.se (1 апреля 2009). Дата обращения: 5 ноября 2016. 29 августа 2016 года.
  79. (швед.) . Signaturer.se. Дата обращения: 5 ноября 2016. 18 июня 2016 года.
  80. , p. 255.
  81. , p. 232.
  82. , p. 147.
  83. (швед.) . Fastighets tidningen (22 августа 2013). Дата обращения: 5 ноября 2016. Архивировано из 8 ноября 2016 года.
  84. (швед.) . Fastighets tidningen (23 июня 2013). Дата обращения: 5 ноября 2016. Архивировано из 8 ноября 2016 года.
  85. (швед.) . Fastighets tidningen (14 декабря 2014). Дата обращения: 5 ноября 2016. Архивировано из 8 ноября 2016 года.
  86. (швед.) . Gustavsbergs vänner. Дата обращения: 5 ноября 2016. Архивировано из 29 сентября 2015 года.
  87. Charlotta Westling. (швед.) . NVP.se (17 июня 2016). Дата обращения: 5 ноября 2016. Архивировано из 7 ноября 2016 года.

Литература

  • The Grove Encyclopedia of Decorative Arts / Gordon Campbell. — New York: Oxford University Press, 2006. — Vol. 1. — P. 459—460. — 1344 p. — ISBN 978-0-19-518948-3 .
  • Helena Dahlbäck Lutteman. Gustavsberg 150 år. — Stockholm: Nationalmuseum, 1976. — Vol. 2. — 84 p.
  • Thomas Lindblad. Bruksföremål av plast: materialen, formgivarna, fabrikerna. — Signum, 2008. — 250 p. — ISBN 978-9-18-789696-5 .
  • Arthur Hald. Gustavsberg, verktyg för en idé: Hjalmar Olsons skildring av 60 års arbete. — Stockholm: Atlantis, 1991. — 336 p. — ISBN 91-7486-965-5 .
  • Gösta Arvidsson. Gustavsberg: Form och funktion i folkhemmet. — Lund: Historiska media, 2015. — 303 p. — ISBN 978-9-17-545323-1 .
  • Carin Lindskog-Nordström. Gustavsberg 1640-1940: från tegelbruk till industrisamhälle. — Karlskrona, 1973. — 216 p.
  • Edla Sofia Arvidsson, Johan Aspfors, Lena Gullmert. Gustavsbergs porslinsfabrik: människor och miljöer. — Värmdö kultur- och fritidsnämnd, 1997. — 125 p. — ISBN 91-971577-3-2 , 978-91-971577-3-5.
  • Anna Larsdotter. Stig Lindberg: människan, formgivaren. — Lund: Historiska media, 2014. — 256 p. — ISBN 978-91-7545-035-3 .
  • Bengt Norling. Muggar och ställ : en berättelse om Gustavsbergs sanitetsporslin. — Bokförlaget Arena, 2011. — 87 p. — ISBN 978-9-17-843353-7 .
  • Lasse Brunnström. Svensk industridesign en 1900-talshistoria. — Norstedts, 1997. — 427 p. — ISBN 978-91-1970-332-3 .

Ссылки

  • (швед.)
  • — официальный сайт Густавсберг
Источник —

Same as Густавсберг (компания)