Interested Article - Хранитель времени (фильм)
- 2021-12-08
- 1
«Хранитель времени» ( англ. Hugo , рус. Хьюго ) — приключенческий фильм режиссёра Мартина Скорсезе по мотивам книги «Изобретение Хьюго Кабре». Мировая премьера картины состоялась 23 ноября 2011 года . В СНГ фильм вышел на экраны 5 января 2012 года.
Фильм стал обладателем премии « Золотой глобус » за лучшую режиссёрскую работу, которая была вручена Мартину Скорсезе , и получил 11 номинаций на премию « Оскар », в том числе в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссёрская работа» (Мартин Скорсезе), «Лучший адаптированный сценарий» (Брайан Селзник, Джон Логан) и «Лучшая музыка» ( Говард Шор ) , в 5 из которых выиграл («Лучшая операторская работа», «Лучшие декорации», «Лучший звук», «Лучший монтаж звука», «Лучшие визуальные эффекты»).
Сюжет
Париж , Вокзал Монпарнас , 1931 год. В сцене, открывающей фильм, 12-летний мальчик Хьюго Кабре ( Эйса Баттерфилд ) наблюдает за магазином игрушек, которым владеет пожилой Жорж Мельес ( Бен Кингсли ). Мальчик пытается украсть механическую мышь, но за этим его застаёт Мельес. Он просит вывернуть один карман, Хьюго его выворачивает, а Мельес забирает все детали, которые тот украл ранее. Мельес пытается узнать, зачем мальчику понадобились предметы из его магазина и просит показать содержимое второго кармана. Хьюго показывает ему свой блокнот, где были размещены рисунки автоматона и заметки по его ремонту. Разгневанный Мельес забирает блокнот и кричит на мальчика, подозревая того в том, что он украл и его. На крик прибегает станционный смотритель Густав ( Саша Барон Коэн ) со служебной собакой, но после продолжительной погони ему не удаётся схватить Хьюго.
Тем же вечером Хьюго возвращается к Мельесу, чтобы вернуть свой блокнот. Мужчина отказывается, грозясь отправить мальчика в кабинет станционного смотрителя. Хьюго не разочаровывается и следует за ним по пятам до самого дома. Видя в окне квартиры девочку Изабель ( Хлоя Морец ), он обращает на себя её внимание и, когда она выходит на улицу, мальчик убеждает её проследить за тем, чтобы Мельес не сжёг блокнот.
Придя домой, Хьюго смотрит на автоматона и вспоминает отрывки из прошлого. Действие фильма переносится на несколько лет назад: мальчик живёт с отцом, его мать умерла при родах; отец Хьюго ( Джуд Лоу ), добрый и преданный часовщик , показывает сыну найденного им в музее и никому там не нужного сломанного автоматона (механическую куклу), когда-то умевшего писать. Отец мальчика погибает во время пожара в музее, в котором он работал, так и не сумев восстановить устройство. Клод Кабре ( Рэй Уинстон ), дядя Хьюго, страдающий алкоголизмом, забирает его жить к себе. Воспоминания мальчика заканчиваются.
Хьюго не теряет надежды и снова навещает Мельеса, который сдаётся и отдаёт ему платок, в который был завёрнут пепел, оставшийся от блокнота. Подавленный Хьюго бросается бежать и встречает Изабель, которая вытирает его слёзы и берёт мальчика с собой в библиотеку, где всем заправляет месье Лабисс ( Кристофер Ли ). Там Изабель признаётся, что Мельес не сжигал блокнот, а притворился, чтобы оставить его себе. Хьюго возвращается к старику, но тот стоит на своём и предлагает ему починить механическую мышь, которую тот сломал незадолго до этого. Хьюго успешно восстанавливает сломанную игрушку и старик говорит ему, что юноша должен будет каждый день приходить к нему в магазин и выполнять любую работу, которую Мельес ему даст.
При общении Хьюго узнаёт, что Изабель ни разу в своей жизни не смотрела художественный фильм. Они пробираются в кинотеатр и смотрят немую ленту Фреда Ньюмейера и Сэма Тейлора « Наконец в безопасности! ». Во время кульминационного момента картины их обнаруживает работник кинотеатра и выкидывает детей на улицу. По дороге на вокзал Изабель признаётся Хьюго, что её родителей также нет в живых. На вокзале их замечает станционный смотритель, но Изабель, притворившись кузиной Хьюго, выручает его из беды. Мальчик замечает ключ в форме сердца, выпавший у Изабель, который нужен ему для завода автоматона. Он просит его у неё, но она отказывается, требуя узнать, зачем ему ключ. Хьюго ведёт девочку в свой тайник, где спрятан автоматон, и объясняет, что ключ нужен ему для запуска механизма. Изабель отдаёт ему ключ, Хьюго вставляет его в отверстие и автоматон оживает, начав писать на листе бумаги непонятные линии и случайные буквы. Через несколько минут автоматон заканчивает свою работу и дети видят, что он нарисовал Луну, в которую попал полый снаряд. Хьюго понимает, что автоматон изобразил кадр из фильма « Путешествие на Луну » — кинокартины, которую отец Хьюго посмотрел, ранее не видев ни одной художественной ленты. Последним штрихом автоматона стала подпись Жоржа Мельеса, выведенная прямо под рисунком.
Недоумевая, в чём дело, дети направились к жене Мельеса, Жанне ( Хелен Маккрори ), которая, едва увидев рисунок, сказала Хьюго, чтобы тот ни при каких обстоятельствах не показывал его Мельесу. Жанна уводит детей в другую комнату, после чего Мельес приходит домой. Хьюго и Изабель находят тайник старика в шкафу, но под Изабель ломается стул и на шум прибегает Мельес, который в гневе рвёт часть своих эскизов, выпавших из найденной коробки. Он плачет, и Хьюго, воспользовавшись замешательством, покидает дом. На входе в вокзал мальчик сталкивается с месье Лабиссом, который дарит ему книгу Александра Дюма « Робин Гуд в изгнании ».
Желая больше узнать о возникновении кинематографа , на следующий день Хьюго и Изабель отправляются в библиотеку киноакадемии, где изучают книгу Рене Табарда ( Майкл Стулбарг ) «Изобретение мечты: История первых фильмов». Из книги дети узнают, что Жорж Мельес когда-то был кинорежиссёром, скончавшимся ещё во время Первой мировой войны . Автор книги не верит детям, когда они утверждают, что Мельес жив, и ведёт их в специальную комнату, где собраны различные предметы из жизни режиссёра. Там Табард показывает им единственную уцелевшую плёнку с одним из фильмов Мельеса.
Ночью Хьюго долго не может уснуть, ему снятся кошмары. Сцена одного из них воспроизводит реальное крушение поезда на вокзале Монпарнас , которое произошло 22 октября 1895 года.
Под утро полицейские Парижа находят мёртвым дядю Хьюго — Клода Кабре. Хьюго, Изабель и Рене Табард посещают дом Мельеса, но Жанна просит их уйти. Она признаётся, что ранее была актрисой и играла исключительно в фильмах своего мужа. Табард показывает плёнку с фильмом Мельеса «Путешествие на Луну». За просмотром их застаёт сам режиссёр, который рассказывает присутствующим о своём прошлом: работе фокусником, разработке собственного автоматона, первом знакомстве с кинематографом, постройке своей киностудии и съёмках фильмов. По словам Мельеса, он оставил свою основную работу из-за войны, так как людей перестало интересовать кино. После неё дела не пошли, Мельес не смог платить актёрам и поддерживать жизнь студии. В отчаянии он сжёг все декорации и костюмы, а из-за отсутствия достаточных финансовых средств ему пришлось продать все свои фильмы компании, перерабатывающей плёнки. На эти деньги Мельес открыл небольшой киоск на вокзале Монпарнас и начал зарабатывать на жизнь продажей игрушек. Единственной вещью, которую Мельес не сжёг, был автоматон — Мельес отдал его в местный музей, где его и нашёл отец Хьюго.
Когда Хьюго снова оказывается на вокзале, станционный смотритель наконец-то ловит мальчика и сажает его в клетку, но он сбегает и оттуда. Между ними происходит непродолжительная погоня, после которой Хьюго оказывается висящим на стрелке больших вокзальных часов. Густав теряет мальчика из виду и уходит, забрав с собой собаку. Хьюго забирает автоматон из тайника, но смотритель снова пытается загнать его в клетку, однако ему мешает Мельес, который вовремя приходит мальчику на помощь.
Хьюго и Изабель присутствуют на торжественном вечере в кинотеатре, посвящённом Жоржу Мельесу и его творчеству; в своей речи режиссёр благодарит Хьюго и показывает зрителям большинство своих фильмов. В последней сцене фильма звучит закадровый голос Изабель, которая рассказывает о том, что она благодарна судьбе за то, что встретила мальчика по имени Хьюго Кабре.
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Эйса Баттерфилд | Хьюго Кабре |
Хлоя Морец | Изабель |
Бен Кингсли | Жорж Мельес |
Саша Барон Коэн | инспектор Гюстав Дасте |
Хелен Маккрори | Жанна | мама
Майкл Стулбарг | Рене Табард |
Эмили Мортимер | Лисетт |
Кристофер Ли | месье Лабисс |
Фрэнсис де ла Тур | мадам ЭмиРи |
Ричард Гриффитс | месье Фрик |
Джуд Лоу | отец Хьюго |
Рэй Уинстон | дядя Клод |
Съёмки
Прототипами автоматона , использованного в фильме, являются робот, созданный семьёй Жаке-Дро , а также автоматон, созданный швейцарским часовщиком , которого сценарист фильма увидел во , город Филадельфия .
Отзывы
Фильм в целом получил положительные отзывы в прессе. Лайам Лейси из канадской газеты Globe and Mail посчитал работу Скорсезе не только «шикарно проиллюстрированным уроком по истории кино», но и «лучшим аргументом в пользу 3D со времени выхода фильма „ Аватар “» . назвал «Хранителя времени» одним из самых волшебных киновпечатлений десятилетия, а Роджер Эберт — «вероятно, самым близким сердцу режиссёра фильмом» за всю долгую карьеру Скорсезе .
Валерия Кичина (« Российская газета ») не впечатлил ни сам фильм, ни его «топорный» дубляж («персонажи говорят редкостно неестественными приторными голосами»), ни использование техники 3D («изобразительный брак»). По его мнению, это «красивая, но затянутая, аморфная, бессильная и никуда не движущаяся картина» . Как полагает рецензент издания Газета.Ru , «трёхмерный мир вокзала безжизненно декоративен», а «паточная благостность лиц исполнителей» вызывает только отторжение .
На онлайн-агрегаторе Rotten Tomatoes собрано 228 рецензий, из которых 93 % — положительные . На Metacritic рейтинг картины составил 83 баллов из 100 на основе 41 обзора .
Награды и номинации
Премия | Дата церемонии | Категория | Лауреаты и номинанты | Итог |
---|---|---|---|---|
Национальный совет кинокритиков США | «Лучший фильм» | Победа | ||
«Лучшая режиссёрская работа» | Мартин Скорсезе | Победа | ||
«Лучший фильм» | Номинация | |||
«Лучшая режиссёрская работа» | Мартин Скорсезе | Победа | ||
«Лучшая операторская работа» | Роберт Ричардсон | Номинация | ||
«Лучший актёрский состав» | Номинация | |||
«Лучший адаптированный сценарий» | Джон Логан | Номинация | ||
«Лучшая музыка» | Говард Шор | Номинация | ||
«Лучшая работа художника-постановщика» | Данте Ферретти | Победа | ||
Общество кинокритиков Бостона | «Лучший фильм» | Номинация | ||
«Лучшая режиссёрская работа» | Мартин Скорсезе | Победа | ||
«Лучшая операторская работа» | Роберт Ричардсон | Номинация | ||
«Лучший монтаж» | Тельма Скунмейкер | Номинация | ||
Ассоциация кинокритиков Лос-Анджелеса | «Лучшая режиссёрская работа» | Мартин Скорсезе | Номинация | |
«Лучшая работа художника-постановщика» | Данте Ферретти | Победа | ||
«Лучшая операторская работа» | Роберт Ричардсон | Номинация | ||
«Лучший фильм» | Номинация | |||
«Лучшая режиссёрская работа» | Мартин Скорсезе | Номинация | ||
«Лучшая операторская работа» | Роберт Ричардсон | Номинация | ||
«Лучший адаптированный сценарий» | Джон Логан | Номинация | ||
«Лучшая музыка» | Говард Шор | Номинация | ||
«Лучший монтаж» | Тельма Скунмейкер | Номинация | ||
«Лучшая работа художника-постановщика» | Данте Ферретти | Победа | ||
Общество кинокритиков Детройта | «Лучший фильм» | Номинация | ||
«Лучшая режиссёрская работа» | Мартин Скорсезе | Номинация | ||
Премия «Спутник» | 18 декабря 2011 | «Лучший фильм» | Номинация | |
«Лучшая режиссёрская работа» | Мартин Скорсезе | Номинация | ||
«Лучшая операторская работа» | Роберт Ричардсон | Номинация | ||
«Лучшие визуальные эффекты» | Победа | |||
«Лучшая работа художника-постановщика» | Данте Ферретти | Номинация | ||
Ассоциация кинокритиков Чикаго | «Лучший фильм» | Номинация | ||
«Лучшая режиссёрская работа» | Мартин Скорсезе | Номинация | ||
«Лучшая операторская работа» | Роберт Ричардсон | Номинация | ||
«Лучший адаптированный сценарий» | Джон Логан | Номинация | ||
«Лучшая музыка» | Говард Шор | Номинация | ||
Национальное общество кинокритиков США | «Лучшая режиссёрская работа» | Мартин Скорсезе | Номинация | |
«Лучшая операторская работа» | Роберт Ричардсон | Номинация | ||
Выбор критиков | «Лучший фильм» | Номинация | ||
«Лучшая режиссёрская работа» | Мартин Скорсезе | Номинация | ||
«Лучшая операторская работа» | Роберт Ричардсон | Номинация | ||
«Лучший молодой актёр/актриса» | Эйса Баттерфилд | Номинация | ||
«Лучший адаптированный сценарий» | Джон Логан | Номинация | ||
«Лучшие визуальные эффекты» | Номинация | |||
«Лучшая музыка» | Говард Шор | Номинация | ||
«Лучший дизайн костюмов» | Сэнди Пауэлл | Номинация | ||
«Лучший монтаж» | Тельма Скунмейкер | Номинация | ||
«Лучшая работа художника-постановщика» | Данте Ферретти | Победа | ||
«Лучший звук» | Номинация | |||
«Лучший фильм» | Победа | |||
«Лучшая режиссёрская работа» | Мартин Скорсезе | Победа | ||
«Лучший актёр-ребёнок» | Эйса Баттерфилд | Победа | ||
Золотой глобус | 15 января 2012 | « Лучший фильм — драма » | Номинация | |
« Лучшая режиссёрская работа » | Мартин Скорсезе | Победа | ||
« Лучшая музыка » | Говард Шор | Номинация | ||
Лондонский кружок кинокритиков | «Лучшая операторская работа» | Роберт Ричардсон | Номинация | |
«Лучшая работа художника-постановщика» | Данте Ферретти | Номинация | ||
BAFTA | 12 февраля 2012 | «Лучшая режиссёрская работа» | Мартин Скорсезе | Номинация |
«Лучшая операторская работа» | Роберт Ричардсон | Номинация | ||
«Лучшая музыка» | Говард Шор | Номинация | ||
«Лучшие визуальные эффекты» | Номинация | |||
«Лучший грим» | Морак Росс, Жан Арчибальд | Номинация | ||
«Лучший дизайн костюмов» | Сэнди Пауэлл | Номинация | ||
«Лучшая работа художника-постановщика» | Данте Ферретти, Франческа Ло Шиаво | Победа | ||
«Лучший монтаж» | Тельма Скунмейкер | Номинация | ||
« Лучший звук » |
Филип Стоктон, Юджин Джерти,
Том Флейхсман, Джон Миджли |
Победа | ||
Оскар | 26 февраля 2012 | «Лучший фильм» | Номинация | |
«Лучшая режиссёрская работа» | Мартин Скорсезе | Номинация | ||
«Лучшая операторская работа» | Роберт Ричардсон | Победа | ||
«Лучший адаптированный сценарий» | Джон Логан | Номинация | ||
«Лучшая музыка» | Говард Шор | Номинация | ||
«Лучшие визуальные эффекты» | Победа | |||
«Лучшая работа художника-постановщика» | Данте Ферретти | Победа | ||
«Лучший дизайн костюмов» | Сэнди Пауэлл | Номинация | ||
«Лучший монтаж» | Тельма Скунмейкер | Номинация | ||
«Лучший звук» | Победа | |||
«Лучший звуковой монтаж» | Победа |
Факты
Сцена, в которой персонажу Эйсы Баттерфилда Хьюго Кабре снится крушение паровоза , основана на реальном случае , произошедшем на парижском вокзале Монпарнас .
Примечания
- Kaufman, Amy (2011-11-24). . Los Angeles Times . Tribune Company . из оригинала 19 января 2014 . Дата обращения: 24 ноября 2011 .
- (англ.) . Box Office Mojo . — Worldwide. Дата обращения: 6 октября 2012. 26 октября 2012 года.
- (англ.) . Hollywood Foreign Press Association. Дата обращения: 19 февраля 2012. Архивировано из 5 декабря 2011 года.
- (англ.) . The Academy of Motion Picture Arts and Sciences. Дата обращения: 19 февраля 2012. 25 августа 2013 года.
- Кристи Лайтал. (англ.) . Los Angeles Times (27 ноября 2011). Дата обращения: 19 февраля 2012. 11 октября 2017 года.
- Генри Фонтейн. (англ.) . The New York Times (26 декабря 2011). Дата обращения: 19 февраля 2012. 21 октября 2017 года.
- ↑ . Дата обращения: 30 ноября 2011. 5 февраля 2022 года.
- от 15 мая 2012 на Wayback Machine // Российская Газета
- от 4 января 2012 на Wayback Machine // Газета. Ru
- « » (англ.) на сайте Rotten Tomatoes
- . Дата обращения: 22 февраля 2012. 3 марта 2016 года.
Ссылки
- — официальный сайт фильма «Хранитель времени»
- в «ВокругТВ»
- 2021-12-08
- 1