Interested Article - Кривополенова, Мария Дмитриевна

Мари́я Дми́триевна Кривополе́нова ( 19 [31] марта 1843 , деревня Усть-Ежуга, Архангельская губерния 2 февраля 1924 , д. Веегора , Архангельская губерния ) — русская сказительница, песенница, сказочница.

Биография

Мария Дмитриевна Кривополенова родилась в семье государственного крестьянина Дмитрия Никифоровича Кабалина.

В метрической книге Чакольского прихода Пинежского уезда, по церкви святой великомученицы Екатерины была сделана запись: «Устьежугской государственной деревни Дмитрий Никифоров Кабалин и законная жена его Агафья Тимофеевна, оба православного вероисповедания: родилась дочь Мария 19 марта 1843 года…» .

Свой широкий репертуар былин и сказов Мария Дмитриевна почерпнула в детстве от своего деда, Никифора Никитича Кабалина.

В 1867 году Мария Дмитриевна выходит замуж за крестьянина Кривополенова и переезжает в его дом, в деревню Шотогорку Пинежского уезда.

По воспоминаниям известного российского фольклориста Александра Дмитриевича Григорьева , «открывшего» Кривополенову для мира, жила Мария Дмитриевна чрезвычайно бедно:

«…живет Марья с мужем бедно, очень бедно: они живут в низкой двухэтажной без крыши избе с одной маленькой комнатой в каждом этаже… Ездит на своей лошади собирать милостыню по деревням, но в своей деревне она не собирает».

Ольга Эрастовна Озаровская , привезшая в 1915 году Марию Дмитриевну в Москву, пишет о жизни Кривополеновой следующее:

«Муж от венца молодицу в Вологодскую губернию на заработки увез, а через год бросил без копейки. Надо домой за 700 верст пешком попадать с младенцем у груди… Пришла и сердце захолонуло: в доме оконницы вынуты, сундуки взломаны — злодей раньше поспел, все пропил. Дыра, а не дом».

Фёдор Абрамов писал о том, что Мария Дмитриевна просила милостыню по деревням даже в то время, когда уже была знаменитой на всю страну.

Известность

М. Д. Кривополенова и О. Э. Озаровская

В 1915 году известная в то время фольклористка и артистка Ольга Эрастовна Озаровская выезжает в Архангельскую губернию для сбора нового материала для выступлений, и, по воспоминаниям её сына, Василько, которого она взяла с собой, останавливается в деревне Великий Двор у своей подруги Прасковьи Олькиной. Утром женщины отправились по делам, Василько же задержался в избе. На выходе он столкнулся с нищенкой, просящей милостыню. Пожалев её, он догнал мать и попросил у неё денег, чтобы подать старушке. Мать денег дала, старушка же, решив отблагодарить дарителей, спела им несколько былин, потрясших Озаровскую. Так начался путь к известности Марии Кривополеновой в России .

В этом же году Ольга Эрастовна Озаровская вывозит Кривополенову в Москву на гастроли, организованные Северным кружком любителей изящных искусств , где та с огромным успехом выступает в Политехническом музее . Также, в период с 1915 по 1916 годы Мария Дмитриевна выступила в Петрограде , Твери , на Украине , Кавказе , провела в различных научных обществах, школах и вузах более 60 концертов, чем завоевала у публики огромную известность.

Из иллюстрированного журнала « Искры » от 11 октября 1915 года:

Вернувшаяся из поездки по Северу О. Э. Озаровская привезла с собою в Москву сказательницу былин, старушку М. Д. Кривополенову, 26-го сентября в переполненном публикой Большом зале Политехнического музея М. Д. Кривополенова пела старинные былины скоморошины , заученные ею с голоса ещё от своего столетнего деда, и покорила москвичей. Перед успехом маленькой сухенькой старушки в расписных валенках и пёстром платочке померк успех даже О. Э. Озаровской, удачно с подлинным юмором передавшей несколько былей и сказок, записанных со слов северных сказочников .

Ксения Петровна Гемп , бывшая свидетельницей её выступлений, так описывала манеру декламации Кривополеновой :

«Все зримо, каждый жест идет в ряд со словом. Голос её поражал глубиной, силой и музыкальностью, было в нем что-то от органа. Это голос большой певицы. Интонации у неё тонкие, иногда только намек, но есть и выразительный акцент, и выдержанная, многозначительная пауза. <…> При выступлениях поддерживала связь со слушателями, рукой им помахивала, широко улыбалась, нет-нет и какое-то словечко бросит мимоходом. Память у неё была удивительная. Обычно стародавнее, то есть былины и исторические песни, она пропевала, сохраняя всегда один текст, дословно, как запоминала „с давешних пор“».

На концертах Марии Дмитриевны бывал Борис Пастернак , высоко оценивая её умение «сказывать». Художники Е. В. Гольдингер и П. Д. Корин написали её портреты. Прообразом скульптуры С. Т. Конёнкова «Вещая старушка» ( 1916 ) также выступила Кривополенова.

Однако, в связи с последующими в 1917 году событиями , интерес к Кривополеновой сошёл на нет и она была вынуждена вернуться на малую родину, где продолжила собирать милостыню по окрестным деревням.

В следующий раз про Марию Дмитриевну вспомнили лишь после революции, после выхода в 1919 году сборника «Былины», в который вошёл её знаменитый сказ «О Вавиле и скоморохах». В январе 1921 года Марии Дмитриевне Совнаркомом назначается пенсия и академический паёк, как виднейшему деятелю русской культуры, а летом этого же года нарком просвещения Луначарский опять приглашает Кривополенову в Москву, где в Московской консерватории снова с успехом проходит её выступление. Луначарский награждает Кривополенову почетным эпитетом «государственная бабушка». В благодарность за приём, Мария Дмитриевна связала Луначарскому рукавички.

После своего триумфального выступления, несмотря на настойчивые уговоры остаться в Москве и продолжить свои выступления, Мария Дмитриевна отказывается от предложения и снова возвращается на родину, в Пинежский уезд, к привычной жизни.

Мария Дмитриевна Кривополенова скончалась 2 февраля 1924 года в деревне Веегоры Пинежского уезда. Похоронена в деревне Чакола . Борис Шергин , лично знакомый с Марией Дмитриевной, художественно описал её кончину :

«Однажды отправилась она в дальнюю деревню. Возвращалась оттуда ночью. Снежные вихри сбивали с ног. Кто-то привел старуху на постоялый двор. Изба битком набита заезжим народом. Сказительницу узнали. Опростали местечко на лавке.
Сидя на лавке, прямая, спокойная, Кривополенова сказала:
— Дайте свечку. Сейчас запоет петух, и я отойду.
Сжимая в руках горящую свечку, Марья Дмитриевна сказала:
Прости меня, вся земля русская
В сенях громко прокричал петух. Сказительница былин закрыла глаза навеки.
Русский Север — это был последний дом, последнее жилище былины. С уходом Кривополеновой совершился закат былины и на Севере.
И закат этот был великолепен».

Библиография

  • Григорьев А. Д. Марья Дмитриевна Кривополенова // Архангельские былины и исторические песни, собранные А. Д. Григорьевым …: в 3 т.- М., 1904.- Т. 1, ч. 2.- С. 333—336;
  • Каретников А. А. Мария Дмитриевна Кривополенова, сказительница былин.- Архангельск, 1916;
  • Озаровская О. Перед портретом: (памяти М. Д. Кривополеновой) / О. Озаровская // Красная нива.- 1926.- № 29.- С. 14-15;
  • Кривополенова Мария Дмитриевна // БСЭ.- 1937.- Т. 35.- Стлб. 61;
  • Патракеева Т. Д. Сказители Пинежья: М. Д. Кривополенова, А. И. Гладкобородова, А. Е. Суховерхова: библиогр. указ.- Архангельск, 1975;
  • Ларин О. Махоня: Повесть. / О. Ларин. // Узоры по солнцу / О. Ларин.- М., 1976.- С. 125—191;
  • Бражнин И. Сумка волшебника / И. Бражнин.- Л., 1978.- С. 135—144;
  • Гемп К. П. Сказ о Беломорье / К. П. Гемп.- Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1983.- С. 138—140;
  • Хомчук Н. И. Экспедиции Озаровской / Н. И. Хомчук // Прометей.- М., 1983.- Т. 13.- С. 185—196;
  • Личутин В. В. Дивись-гора: очерки, размышления, портреты / В. Личутин.- М., 1986.- С. 208—215;
  • Рогов А. П. Махонька: повесть / А. П. Рогов.- М.: Дет. лит., 1987;
  • Иванова Т. Г. Новые материалы к биографии М. Д. Кривополеновой: (К 65-летию со дня смерти сказительницы) / Т. Г. Иванова // Сов. этнография.- 1989.- № 4.- С. 84-89;
  • Кривополенова М. Д. // Русские народные сказители / сост. Т. Г. Иванова.- М., 1989.- С. 246—249;
  • Пономарёв Б. С. Литературный Архангельск: события, имена, факты. 1920—1988.- 2-е изд.- Архангельск, 1989.- С 17-24;
  • Шергин Б. В. Изящные мастера: поморские былины и сказания / Б. Шергин.- М.: Мол. гвардия, 1990.- С. 144—147. Коненков С. Портрет сказительницы // Слово.- 1993.- № 5/6.- С. 10;
  • Пинежские сказители: [сборник / сост.: Л. А. Житов, Н. Л. Ряхина].- Архангельск: Правда Севера, 2008.- С. 5-18.
  • Иванова Т. Г. Концерты народных сказителей: М. Д. Кривополенова // История русской фольклористики XX века, 1900 — первая половина 1941 гг./ Т. Г. Иванова; Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом).- СПб., 2009.— Гл. 6.- С.448-449.

Примечания

  1. Владимир Иванович ПОВЕТКИН от 19 октября 2011 на Wayback Machine // Альманах «Чело» 1(10) 1997 год
  2. Михаил Корсунский от 5 марта 2016 на Wayback Machine Газета МСН. 14 сентября 2005 года
  3. Иллюстрированный журнал «Искры», 11-ое октября 1915 года № 40
  4. Ксения Петровна Гемп от 8 марта 2012 на Wayback Machine

Ссылки

  • Пономарёв Е. А. Архангельская областная научная библиотека им. Н. А. Добролюбова
  • Померанцева Э. Библиографический указатель Хронос
  • Кривополенова Мария Дмитриевна — статья из Большой советской энциклопедии .
Источник —

Same as Кривополенова, Мария Дмитриевна