Барбу Димитрий Штирбей
- 1 year ago
- 0
- 0
« Книга житий святых » (« Жития святых », « Че́тьи-Мине́и ») — сборник житий святых , составленный святителем Димитрием Ростовским в 1684—1705 годы. Издан в Киеве в 1689—1705 годах . При создании сборника были использованы русские (церковнославянские, в том числе « Великие Четьи-Минеи »), латинские (в том числе « Acta Sanctorum »), греческие, польские источники .
На современный русский язык работа не переводилась , но под редакцией историка В. О. Ключевского была выполнена её переработка под названием «Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых» .
Задача составления подобного сборника диктовалась потребностью полемики с католическими авторами, заявлявшими о неисторичности православных святых, а также обстоятельством, что большая часть православных житийных сборников на западнорусских землях в первой половине XVII века вместе с храмами и монастырями было присвоено униатами . В сложившихся условиях широко использовались западнорусские переводы католических сборников житий с польского и латинского языков . И. А. Шляпкин писал: « В виду уничтожения списков русских житий во времена татарщины и позднее унии, и любителям душеспасительного чтения, и монахам для чтения за трапезой — приходилось обращаться к польским и латинским книгам житий св. отец, часто несогласным с духом православия » .
Составление новых Четьих-Миней начал Пётр Могила . Его работу продолжили Иннокентий Гизель , Лазарь Баранович , Варлаам Ясинский . Однако только Димитрий довёл работу до конца .
Кроме того, издание печатных «Житий» было связано со снижением статуса рукописной книги у западнорусских православных под влиянием польских католиков и протестантов .
«Жития» стали крупнейшей агиографической работой Димитрия , которую он выполнял около двадцати лет .
Димитрий работал над «Житиями» с 1684 года по поручению архимандрита Варлаама (Ясинского) . Списки «Диариуша» Димитрия (его «дневника» — автобографии) имеют разногласия в дате начала работы по составлению «Житий» — 6 мая или июнь 1684 года. Исследователи объясняют это проведённой большой подготовительной работой . В 1689 году Димитрий в Москве, находясь в свите гетмана Ивана Мазепы , встречался с царём Петром I и патриархом Иоакимом , который дал ему благословение на составление Четьих-Миней . Работа велась отчасти в Малороссии, завершена была в Ростове .
Из переписки Димитрия известно о его помощниках — писцах и сотрудниках-переводчиках: инок Чудовского монастыря Феолог, Феодор Поликарпов-Орлов, Карион Истомин, Филофей Лещинский, Стефан Любинский, Иосиф Конесский .
Перед составлением сборника Димитрий выполнил масштабную предварительную работу. Он составил месяцеслов , произвёл отбор житий, разыскивал материалы .
Для каждой статьи привлекалось несколько источников, которые автор объединял в один текст в собственном переложении . Таким образом, многие составленные им жития являются оригинальными агиографическими произведениями . Протоиерей Александр Державин отмечал: « Поступавшие к нему рукописи с житиями святых он сначала критически изучал, а затем принимался за стилистическую обработку… Собранные материалы служили уже только канвой, по котором вышивалась совершенно самостоятельная, далеко превосходящая изложение сотрудников работа » .
Не имея достаточных оснований отдать предпочтение какому-либо источнику, агиограф мог включать в статью противоречивые известия. Принципиально новым были элементы справочного аппарата (частично в маргиналиях ): ссылки на источники, указание в житиях и чудесах разных святых сходных сюжетов, справки, в ряде случаев являющиеся исследованиями . Димитрий завершил замысел архиепископа Новгородского Макария о заполнении произведениями всех дней годового круга чтения .
Работа над последней, четвёртой часть (томом) продолжалась до 9 февраля 1705 года . Работу над «Житиями» Димитрий продолжал до конца жизни, поскольку сохранились два сборника с черновыми записями и поправками , описанные протоиереем Александром Державиным . Издания не включили весь материал этих сборников. От времени работы над первым и вторым томами сохранились две рукописи (жития за сентябрь и октябрь) в составе конволюта , а также рукопись житий за декабрь .
В последние годы жизни Димитрий хотел напечатать второе исправленное и дополненное издание первых частей своего труда, но не успел .
Источниками сборника стало большое число агиографических и исторических памятников, в первую очередь латинских, греческих и польских, а также церковнославянских.
В качестве самого авторитетного источника автор использовал « Acta Sanctorum » болландистов . Источником стал «De probatis sanctorum historiis» Лаврентия Сурия , автором широко использовались греческие жития Симеона Метафраста в переводе на латынь, выполненные Сурием. В качестве литературного образца — работа «Żywoty świętych» («Жития святых») иезуита Петра Скарги .
Главным церковнославянским источником был Успенский список « Великих Четьих-Миней » архиепископа Новгородского Макария (1530—1541). Первые книги этого сборника были высланы Димитрию по благословению патриарха Иоакима в начале 1686 года, однако в марте 1688 года Димитрию пришлось их возвратить. Начиная с 1695 года книги направлялись по благословению патриарха Адриана . К числу церковнославянских источников принадлежат также Киево-Печерский патерик (киевские издания 1661 и 1678) и Пролог .
Переехав в Москву, а затем в Ростов , Димитрий меняет взгляд на задачи и цели своего труда. По наблюдениям исследователей , он стал уделять больше внимания памятникам русской агиографии. Кроме великорусских житий он внёс в свой свод повести и рассказы, ряд из которых были ростовского происхождения . Так, он включил в свод Житие царевича Димитрия .
«Жития святых» Димитрия Ростовского являются крупнейшим по объёму небогослужебным изданием старопечатной кирилловской книжности.
Первое издание состояло из четырёх томов, охватывающих по три месяца: сентябрь — ноябрь ( Киево-Печерская лавра , 1689), декабрь — февраль (1695), март — май (1700) и июнь — август (1705) .
Свод содержит, помимо житий, ряд других крупных статей, а также памяти (« месяцеслов »), представляющие собой краткие, нередко одной фразой заметки о лицах и событиях, о которых отсутствуют большие статьи. Основной текст свода, кроме памятей, включает 765 статей, в том числе 91 русская и славянская статья. Текст содержит также 22 Слова на большие праздники .
Второе издание вышло в 1711—1716 годах. Были напечатаны три части «Житий», четвёртая сгорела при пожаре. Исправления в новое издание вносили киевские справщики архидиакон Манассий и иеромонах Фома. Синод не удовлетворила эта работа, и он поручил исправление Миней ректору Новгородской семинарии Иоасафу Маткевичу и ректору Санкт-Петербургской семинарии . Вторично исправленные Минеи вышли в качестве третьего издания в Киеве в 1757 году и в Москве в 1756—1759 годах .
Несмотря на регулярное переиздание, в XVIII веке спрос на сборник Димитрия превышал предложение.
По мнению историка Русской православной церкви протоиерея Владислава Цыпина : «„Четьи Минеи“ святителя Димитрия стали самой читаемой книгой в России. Едва ли какая ещё книга, кроме Евангелия, оказала столь глубокое и благотворное воздействие на духовную жизнь русского народа, на формирование его религиозных и нравственных идеалов, его представлений о том, чего искать в жизни и как жить. Жития святых изложены в Минеях изумительным языком — ярким, живым, одухотворённым» .