«Пророческая хроника» сохранилась в нескольких рукописях, из которых наиболее полная версия содержится в созданном в конце X — начале XI веков «
Кодексе Роды
»
.
Впервые текст хроники был напечатан в
Мадриде
в 1816 году
. В 1932 году
Мануэль Гомес-Морено
осуществил новое издание хроники, основанное на тексте из «Кодекса Роды» и ставшее основой для всех последующих публикаций этого
исторического источника
. Этим же историком была установлена самостоятельность этого сочинения от других астурийских хроник и дано его современное название — «Пророческая хроника», в то время как ранее её считали одним из продолжений «Хроники Альбельды»
.
Авторство хроники
«Пророческая хроника» была написана в 883 году. Содержащиеся в ней сведения о продолжительности правлений монархов
Астурийского королевства
и
Кордовского эмирата
, современных автору хроники, позволяют датировать её завершение 11 апреля того года. Вероятно, местом составления хроники был королевский двор правителей Астурии в
Овьедо
.
Хотя «Пророческая хроника» является анонимным сочинением, историки считают, что её автором, возможно, был
диакон
(впоследствии
епископ Саламанки
)
. Составление им хроники историки связывают с осуществлённой им в конце 883 года по приказу короля
Альфонсо III Великого
поездкой в
Кордову
.
Структура хроники
В структурном плане «Пророческая хроника» состоит из шести разделов, основанных на более ранних и бо́льшей частью не поддающихся идентификации источниках:
Толкование пророчества из «
Книги пророка Иезекииля
» о
Гоге
и
Исмаиле
, первый из которых отождествлялся автором хроники с
вестготами
, а второй — с испанскими
маврами
. На основе пророчества Иезекииля о ста семидесяти годах правления Исмаила автором был сделан вывод о скором конце правления мусульман на землях Пиренейского полуострова. Это с нетерпением ожидавшееся им событие он датировал ноябрём 883 года. Историки предполагают, что подобные ожидания, вызванные разразившимся тогда политическим кризисом в Кордовском эмирате, были широко распространены в христианской Испании конца IX века. Однако историки также отмечают, что датировка падения власти мавров автором «Пророческой хроники» основана на его ошибочном, возможно, сделанном преднамеренно, свидетельстве о том, что
арабское завоевание Пиренейского полуострова
началось в 714 году, в то время как вторжение мусульман в Вестготское королевство в действительности было осуществлено в 711 году
.
Одно из первых латиноязычных жизнеописаний пророка
Мухаммеда
. Целиком основано на недостоверных сведениях, источник которых до сих пор не идентифицирован. Представляет основоположника
ислама
как
ересиарха
и лжепророка и передаёт несколько легенд, выставляющих Мухаммеда в неприглядном свете
.
Описание арабского завоевания Пиренейского полуострова. Содержит целый ряд ошибочных сведений: в том числе, отнесение даты вторжения
Тарика ибн Зияда
к 11 ноября 714 года. В «Пророческой хронике» также сообщается о сопротивлении маврам короля
Родериха
и о
битве при Гвадалете
. Причиной поражения вестготов автор хроники считал многочисленные
грехи
, которым, якобы, были подвержены вестготы
.
История начала
Реконкисты
, основанная, вероятно, на народных преданиях о короле
Пелайо
. Здесь же автор приводит список
вали
и эмиров Кордовы с продолжительностью их правлений, а также сведения о
, осуществлённых
викингами
на Пиренейский полуостров в 842 и 858 годах.
Список правителей Астурии, начиная с Пелайо, которого автор хроники ошибочно считал внуком короля вестготов Родериха. Оригинальная часть списка заканчивается на правлении Альфонсо III Великого. Позднее к списку были добавлены сведения о последующих монархах до
Рамиро II
включительно.
Значение хроники
Несмотря на наличие целого ряда недостоверных свидетельств, «Пророческая хроника» — ценное историческое сочинение, отразившее настроения придворных кругов и духовенства Астурийского королевства конца IX века. В комплексе со сведениями, сообщаемыми «Хроникой Альбельды» и «Хроникой Альфонсо III», она является одним из основных испано-христианских источников по истории Пиренейского полуострова VIII—IX веков
.
Издания
На английском языке:
(неопр.)
. Дата обращения: 1 ноября 2011.
17 мая 2012 года.
На русском языке:
(неопр.)
. Дата обращения: 1 ноября 2011.
Примечания
↑
Gil Fernández J., Moralejo J. L., Ruiz de la Peña J. I.
. — Oviedo: Universidad de Oviedo, 1985. — P. 31—37. — 323 p. —
ISBN 978-8460044055
.
Ruíz García E.
. — Madrid: Real Academia de la Historia, 1997. — P. 397—399. — 820 p. —
ISBN 978-8489512030
.
. — Madrid: En la oficina de D. José del Collado, 1816. — P. 461—465. — 502 p.
Gómez Moreno M.
Las primeras crónicas de la reconquista: el ciclo de Alfonso III // Boletín de la Academia de la Historia de Madrid. — Madrid, 1932. —
Т. V
,
№ 100
. — P. 622—628.
Ряд историков считает Дульсидио также и возможным автором «Хроники Альфонсо III».