Колоколо (вождь)
- 1 year ago
- 0
- 0
Сиэтл , или Сиатль (на языке лушуцид : siʔaɬ — Си’атль , где «тль» — особый боковой звук; около 1786 — 7 июня 1866 ), варианты написания имени на английском языке: Seathle , Seathl или See-ahth — вождь индейских племён суквомиши и , проживающих на территории современного штата Вашингтон . Завоевал авторитет как среди соплеменников, так и среди белых, последовательно отстаивая политику мирного сосуществования с белыми поселенцами, завязал личную дружбу с доктором — влиятельным общественным деятелем и защитником прав индейцев, который основал город Сиэтл , названный в честь вождя.
Сиатль родился около 1786 г. близ современного города в штате Вашингтон . Его отец был предводителем племени суквомишей , а мать — Вуд-шо-лит-са из племени .
В поздние годы Сиатль утверждал, что лично видел корабли экспедиции Дж. Ванкувера , который исследовал залив Пьюджет-Саунд .
Уже в молодости Сиатль приобрёл репутацию лидера и хорошего воина, устроив засады и разгромив группы захватчиков из района Зелёной реки, а также возглавив нападение на племена и на полуострове Олимпик . Как и многие его современники, он владел рабами, которых он захватил в ходе набегов. Среди жителей побережья залива Пьюджет-Саунд он выделялся высоким ростом (почти 1 м 80 см) и широким телосложением, за что получил прозвище Le Gros (франц. «большой»). Он также был известен как искусный оратор; когда он говорил, его голос был слышен на далёком расстоянии .
Его первая жена Ла-Далия умерла, родив дочь. Вторая жена, Олахл, родила ему трёх сыновей и четырёх дочерей . Наибольшую известность из его детей получила его первая дочь Кикисоблу, известная также как принцесса Анджелина . Сиатль был крещён в католической церкви примерно в 1848 г. и получил в крещении имя Ноа в честь пророка Ноя . При этом он сохранял, по-видимому, веру в силу старых индейских богов, которые упоминаются в его знаменитой речи (см. ниже).
Несмотря на свои способности, Сиатль постепенно уступал влияние вождю из племени снохомиш , однако ему помогло усиление влияния белых поселенцев. Когда те изгнали его соплеменников из традиционных мест проживания, Сиатль встретился в Олимпии с доктором Мэйнардом, их знакомство переросло в дружбу. Мэйнард убедил поселенцев городка Дуомпс (Duwamps) переименовать его в Сиэтл в честь вождя, чем завоевал поддержку соплеменников вождя; это помогло ему провести переговоры о мирных отношениях с соседними племенами.
По требованию Сиатля его соплеменники не участвовали в 1856 г.. После этого он отказался переселить своё племя в созданную для него резервацию, поскольку считал, что смешение племён и снохомишей , традиционно враждовавших друг с другом, приведёт к кровопролитию. Мэйнард провёл переговоры с правительством и убедил его в необходимости уступок Сиатлю.
Сиатль часто посещал город, названный в его честь, где его сфотографировал в 1865 г. фотограф Э. М. Сэммис . Он умер 7 июня 1866 в суквомишской резервации в Порт-Мэдисон, штат Вашингтон.
Старшая дочь Сиатля, известная под прозвищем принцесса Анджелина , отказалась переселиться в резервацию. Её хижина стояла на пересечении двух крупных улиц Сиэтла, где она торговала изделиями ручной работы. Она умерла в глубокой старости.
Существуют противоречивые сведения о знаменитой речи Сиатля, в которой он призывал уступить индейские земли белым.
Даже дата и место произнесения речи являются предметом споров , однако наиболее распространённая версия гласит, что 11 марта 1854 г. Сиатль произнёс речь на большом собрании на открытом воздухе в Сиэтле. Собрание созвал губернатор для обсуждения вопроса о передаче или продаже индейских земель белым поселенцам. Доктор Мэйнард представил Стивенса, который затем вкратце объяснил свою миссию, которую уже хорошо понимали все присутствующие .
Затем слово дали Сиатлю. Он возложил свою руку на голову намного более низкого по росту Стивенса и говорил долгое время с большим достоинством. Точное содержание его речи неизвестно, тем более, что он говорил на языке лушуцид , кто-то переводил его речь на чинукский жаргон , и ещё один человек — с чинукского на английский.
Несколько лет спустя д-р Генри Смит записал на английском языке речь на основании своих заметок. Это был текст, пересыпанный цветистыми выражениями, в которых Сиатль якобы поблагодарил белых поселенцев за их щедрость, затем потребовал заключения договора, который бы гарантировал доступ индейцев к местам захоронения предков, и затем говорил о контрасте между богом белых людей и собственными богами. Смит отмечал, что он записал «всего лишь фрагмент его речи». Современные исследователи ставят под сомнение «перевод» Смита .
Речь Сиатля, благодаря многочисленным пересказам и не сохранившемуся фильму , созданному для баптистской Христианской комиссии радио и телевидения , получила широкое распространение в американской массовой культуре и обросла при этом фантастическими подробностями . При этом спорным является как содержание речи, так и существование письма, которое якобы было записано со слов Сиатля и отправлено президенту Франклину Пирсу, но так и не обнаруженное в архивах .