Степной ящер
- 1 year ago
- 0
- 0
Я́щер (также Я́ша , белор. Я́щур ) — традиционная летняя народная игра восточных славян, где главным персонажем является «Ящер», избирающий девушек . В одном из вариантов парень, изображающий «Ящера», должен поцеловать избранницу.
В самом начале игры поётся:
Сидит наш Яша
На золотом стуле,
Ладу, ладу, ладоньки,
На золотом стуле.
Щелкат наш Яшенька
Калёны орешки…
Калёны-калёны,
Девушкам дарёны…
Бабам посулёны…
Юноша садится в центр круга, а девушки (незамужние) начинают водить вокруг него хоровод. Одна водит:
— Сиди, сиди, Ящер,
В ореховом кусте,
Грызи, грызи, Ящер,
Каленые ядра!
Дам тебе, Ящер,
Красную девку,
Алую ленту!
Потом девушки спрашивают:
— Кто сидит?
— Ящер.
— Что грызет?
— Ядра
— Кого хочет?
— Девку
— Которую?
После чего, парень называет имя и, девушка, чьё имя он назвал, кидает ему платок и садится рядом с ним. Так продолжается, пока он не назовёт всех участниц. Затем они снова становятся в хоровод и пляшут:
— Насиделся, Ящер,
В ореховом кусте.
Насмотрелся, Ящер,
На красных девок,
Отдай же, Ящер,
Алую ленту,
Алую ленту —
Девки Надежи!
После этого юноша («Ящер») раздаёт всем девушкам платки и игра заканчивается .
В настоящее время не существует чётких объяснений как самой игры, так и понятия «Ящер», есть лишь несколько предположений.
Согласно теории Б. А. Рыбакова , Ящер представлял собой божество, которого пытались умилостивить, при этом, автор хоть и с оговорками, проводит параллели между Аидом и Ящером . Данная теория вызвала критику фольклористов , одним из ключевых моментов которой была слабая обоснованность (натянутость) версии академика.
Т. А. Бернштам выдвинула свою версию, где делает осторожный вывод о том, что змей мог быть тотемным предком славян, и принимал участие в мужской инициации . Если с тем, что змей являлся тотемным предком (в виде предка-покровителя), многие не спорят, то роль его в мужской инициации оспаривается .
Есть мнение, что вся игра — это ритуальный брак, который наделял девушку брачной способностью (инициировал) .
В восточнославянском обрядовом фольклоре (календарных песнях белорусов , русских обрядовых заговорах ) образ Ящера представляется в двух функциональных направлениях — вредоносности по отношению к крупному рогатому скоту и лошадям (то есть к степным скотоводам) и символа земледельческого богатства.
Уникальны представления о Ящере, зафиксированные на территории Западной Белоруссии, в которых Ящер выбирает девушек для замужества, сидя в золотом кресле .