Иначе
- 1 year ago
- 0
- 0
|
Эта статья или раздел нуждается в переработке.
|
Удово́льствие мы́слить ина́че — фильм российского кинорежиссёра и сценариста Дитковского Марка Самойловича , созданный в 2009 году по одноименной книге философа Федора Гиренка .
Пафос книги Федора Гиренка «Удовольствие мыслить иначе» заключается в стремлении сместить философский дискурс в сторону его большей «визуальности» и «минимальности». Марк Дитковский предпринял попытку такой визуализации.
Философские тексты имеют тенденции к деградации, к двойной непрозрачности. Прозрачными или понятными могут стать такие тексты, из которых извлекаются сценарии, драматургия. Они могут быть экранизированы, по ним можно ставить спектакли, к ним можно делать иллюстрации. Задача философских, минималистичных форм и состоит в том, чтобы перестроить структуру текстов, внося в них элементы наглядности и реактивной коммуникации. А также, элементы кинематографической образности и театральной драматургии. На мой взгляд, вполне возможно, сценарное прочтение Канта и Шопенгауэра, возможны музыкальное экспликации Хайдеггера и Камю. Федор Гиренок.
В большинстве случаев кинофильмы о философии сводятся к пересказу биографий мыслителей и их концептуальной идеи. Однако некоторые режиссёры пытаются работать с философией посредством языка образов, то есть создавать в рамках кино адекватный философии концептуальный визуальный ряд. Например, Александр Клюге экранизировал « Капитал » Маркса , взглянув на работу основоположника научного коммунизма с точки зрения эстетического феномена, и создав при этом 10-часовую ленту, а Марк Дитковский визуализировал философию минималиста Гиренка, уложившись почти в полтора часа. Что из этого получилось?
В итоге получился диалог между художником и философом. Философ говорит о своей концепции, а художник, пытаясь переосмыслить услышанную им идею, создает согласно своему пониманию визуальный ряд.
Из речи главного героя:
Заставка:
“ Современная философия очень трудно привыкает к мысли о том, что заниматься легимитизацией того, что мы уже знаем, не значит мыслить. Со времен Фуко , под словом мыслить, стало пониматься другое, а именно, мыслить значит, на опыте пытаться узнать пределы возможности мыслить иначе. „
Введение:
“ Все что вы услышите, в этом фильме объединяет несколько принципов . Один из них это принцип минимализма . Суть его такова: минимум слов и максимум смысла. Направление в искусстве „Минимализм“ сегодня чаще всего применимо в архитектуре , дизайне , рекламе , печати и даже в музыке . Понятие „Минимализм“ восходит к нидерландскому художнику Питу Мондриано, работавшего в первой половине 20-го столетия. „
“ …я хочу отказаться от понятийного, эссенциалистского языка . Понятийный язык требует множества определений. Но определить — значит ограничить, утратить оттенки, упростить. Я же хочу работать с неустоявшимися смыслами, зыбкими значениями. Я хочу говорить не на языке терминов, а на живом русском языке . Если у меня и встречаются какие-то термины, то это значит, что я хочу придать им какой-то новый смысл. Особенно интересно делать прививки смысла расхожим терминам европейской философии . Чтобы они прижились на нашей почве, нужно сделать так, чтобы они забыли свою родину . „
“ …я не считаю, локальное поле европейской мысли универсальным. На мой взгляд, русская философия создавалась не для того, чтобы в аналитически ясной форме передавать истины не ею добытые, а для того, чтобы научиться переводить человека из одного состояния бытия в другое. Философия не столько „ знает“, сколько утешает, то есть практикует субъективирующее мышление . Русская философия является религиозной не потому, что в ней кто-то говорит о Боге , а потому, что она обращена к необъективируемому. Все это требует новых форм философствования. „
“ Наука логики Гегеля перестает быть образцом философствования, потому что она быстро утомляет, требует больших затрат энергии. Чтение философских текстов, с некоторых пор, стало рождать не знание, а скуку. Философия утратила ритм, экспрессию. Ты уже все понял, а тебе все ещё продолжают что-то объяснять. Пятитомник Камю , я взял не случайно. Я хочу показать, что тексты зачастую обладают прекрасной визуальностью. В наглядные образы, вербальные картинки, легко упаковываются любые теории. „
“ Между тем, философские тексты имеют тенденции к деградации , к двойной непрозрачности. Прозрачными или понятными могут стать такие тексты, из которых извлекаются сценарии, драматургия . Они могут быть экранизированы, по ним можно ставить спектакли, к ним можно делать иллюстрации. Задача философских, минималистичных форм и состоит в том, чтобы перестроить структуру текстов, внося в них элементы наглядности и реактивной коммуникации. А также, элементы кинематографической образности и театральной драматургии. На мой взгляд, вполне возможно, сценарное прочтение Канта и Шопенгауэра , возможны музыкальное экспликации Хайдеггера и Камю . „
1 часть:
2 часть
Титры
Послесловие: “ Вы просмотрели введение, которой соответствует десятая часть написанной мной книги „Удовольствие мыслить иначе“. Дальнейшая экранизация книги, с попытками образной визуализации текстов, зависит от осознания полезности настоящего начинания. „
Конец фильма
Фёдор Иванович Гиренок , автор классических философских текстов – «Метафизика пата», «Патология русского ума», – является лидером русского философского постмодернизма – археоавангарда, а по совместительству – профессором кафедры философской антропологии философского факультета МГУ. Точность философского мышления в его произведениях достигается разработкой не только специального технического языка, но и поэтической организацией текста, – использованием глубинных ресурсов языка: пословиц, поговорок, сказок, языка повседневности, национальных идиом.
Фильм впервые был показан 28 сентября 2009 года в МГУ имени М. В. Ломоносова:
Философский факультет МГУ о фильме:
28 сентября 2009 года на философском факультете МГУ имени М.В. Ломоносова состоялась премьера фильма «Удовольствие мыслить иначе» по одноименной книге философа Федора Гиренка. Режиссёр Марк Дитковский, воодушевившись идеями Гиренка о том, что философия имеет свой ритм, экспрессию и драматургию, а потому - и сценарное прочтение, рискнул в своем фильме визуализировать философский дискурс. В итоге получилась пестрая, довольно динамичная лента на полтора часа. После премьеры состоялась дискуссия с участием Федора Гиренка, создателей фильма, преподавателей и студентов МГУ, РГГУ, Института Управления, Института философии РАН, а также представителей прессы. В ходе беседы обсуждались такие вопросы, как: Возможно ли переведение философии на язык образов? Насколько адекватный визуальный ряд нашел режиссёр для передачи смысла философского текста? Не служат ли некоторые картинки лишь дополнением и развлечением для зрителей? Фильм готовится к выходу на широкий экран.