Хуан де Хуанес
- 1 year ago
- 0
- 0
Хуáн Грис ( исп. Juan Gris , настоящее имя: Хосе Викториано Кармело Карлос Гонсалес Перес ( исп. José Victoriano González-Pérez ); 23 марта 1887 , Мадрид — 11 мая 1927 , Булонь-Бийанкур ) — испанский живописец и скульптор , один из основоположников кубизма .
Учился в Мадридской школе искусств и ремёсел, сотрудничал с юмористическими журналами. В ранних работах заметно влияние стиля модерн . В 1906 году, сразу после окончания учёбы в Мадриде переехал в Париж . Долгое время жил на Монмартре в Бато-Лавуар . Был знаком и тесно общался с Матиссом , Модильяни , Леже , Пикассо и Браком , а также с поэтом Максом Жакобом . В 1915 году Амедео Модильяни написал живописный портрет Хуана Гриса.
Основной жанр его живописи — натюрморт . Первая и одна из наиболее удачных живописных работ Гриса — «Посвящение Пикассо» — была выставлена в 1912 году в Барселоне .
В 1914—1918 годах эволюционировал от к . Первая персональная выставка Гриса состоялась в 1919 году в Париже, затем последовали экспозиции в Берлине (1923) и Дюссельдорфе (1925).
В 1922—1924 годах сотрудничал с Сергеем Дягилевым и его балетной труппой. Занимался книжной графикой — иллюстрировал (книги Аполлинера , Реверди , Уидобро ). Использовал гуашь и акварель , экспериментировал с техникой коллажа (с 1913 года). Дружил с Пьером Реверди , Гертрудой Стайн , которая старалась поддерживать художника и продвигала его работы на арт-рынке.
В 1924 году Стайн пишет заметку о Хуане Грисе для журнала Little Revue. По мнению Гертруды Стайн, Пикассо стал основателем кубизма, а Грис «пропитал кубизм ясностью и экзальтацией» [ источник не указан 298 дней ] . Несмотря на то, что Грис считал Пикассо своим учителем, в книге « » Стайн пишет, что Пикассо стал относиться к нему с нескрываемым раздражением. По воспоминаниям Стайн, он был единственным человеком, «которого Пикассо не выносил» [ источник не указан 298 дней ] . Поначалу о Грисе говорили лишь как о последователе Пикассо, но, когда он стал самостоятельным художником и одним из лидеров кубизма, Пикассо стал ревновать его.
В 1923 и 1925 году в галереях Флехтхайм в Берлине и Дюссельдорфе прошли крупные персональные выставки Гриса. К этому времени художник уже создал свои наиболее выдающиеся работы: «Стол художника» (1925) и «Голубой ковёр» (1925) .
В 1920-е годы кубизм был состоявшимся и, во многом, завершенным явлением. Кубизм стал частью художественной нормы и схудожественного стандарта. Кубистическая живопись заняла положение между идеалистической абстракцией и структурным реализмом.
В середине 1920-х годов Грис много работает в области теории искусства. В 1924 году Грис выступил перед студентами философского факультета Сорбонны с лекцией Des possibilités del apeinture («Возможности живописи») . В своем выступлении Хуан Грис высказал мысль о том, что ни одна работа, которой суждено стать классической, не может выглядеть как произведение предшествующего периода. «В искусстве, как и в биологии, существует преемственность, но отсутствует схожесть с предками. Художники наследуют характеристики предшественников; вот почему никакое важное произведение искусства не может принадлежать никакой другой эпохе, кроме своей собственной…» .
С октября 1925 года Грис страдал частыми приступами уремии , имел проблемы с сердцем. Умер от почечной недостаточности в Булонь-Бийанкур , западном пригороде Парижа , 11 мая 1927 года, в возрасте 40 лет, оставив жену Жозетт и сына Жоржа.
В 1977 году был выпущен каталог, содержащий более 800 работ Хуана Гриса. В 1985 году состоялась большая ретроспективная выставка на родине художника.
На сегодняшний день работы Гриса ставят рекорды на крупнейших аукционах. Картина «Скрипка и гитара» (1913) была продана на торгах Christies за 28 642 500 долларов при эстимейте 18-25 млн. На аукционе 2014 года « » был продан за 56 658 470 долларов . Картина была приобретена Метрополитен-музеем .