Надингар, Эммануэль
- 1 year ago
- 0
- 0
Эммануэль Моор ( венг. Moór Emánuel ; 19 февраля 1863 , Кечкемет — 20 октября 1931 , курорт , кантон Во , Швейцария ) — венгерский композитор , пианист , изобретатель музыкальных инструментов .
Родился в семье Рафаэля Моора, оперного певца (исполнившего, в частности, заглавную партию в вагнеровском « Лоэнгрине » в Львовской опере ), а позднее синагогального кантора, автора еврейской религиозной музыки. Брат художника .
Начальное музыкальное образование получил у своего отца. В 13-летнем возрасте был удостоен золотой медали на конкурсе органной импровизации в Праге . Затем учился в Будапеште у Роберта Фолькмана и в Венской консерватории у Антона Доора и Антона Брукнера . С 1881 г. преподавал фортепиано в консерватории Сегеда , здесь же дебютировал как дирижёр. В 1885—1897 годах гастролировал по Европе и Америке сперва как аккомпаниатор (в частности, певицы Лилли Леман и скрипача Овида Мюзена ), затем как солист. В 1888 г. оформил британское подданство, в середине 1890-х сотрудничал с дирижёром Джорджем Хеншелем , осуществившим в 1894—1895 гг. премьеры первых двух его симфоний. В 1901 г. обосновался в Швейцарии и посвятил себя композиции.
Известности Моора способствовало произошедшее в начале его швейцарского периода знакомство с Анатолием Брандуковым и, через Брандукова, с Пабло Казальсом . Благодаря этому знакомству Моор особенно много сочинял для виолончели (два концерта, концерт для двух виолончелей с оркестром, шесть сонат для виолончели и фортепиано, многочисленные камерные произведения). Казальс не только много исполнял музыку Моора (в частности, выбрав для своего дебюта в Вене его концерт для виолончели с оркестром до диез минор Op. 64), но и горячо рекомендовал композитора своим коллегам, благодаря чему музыка Моора попала в репертуар скрипачей Анри Марто , Эжена Изаи , Фрица Крейслера , Жака Тибо , Карла Флеша , пианиста Альфреда Корто , дирижёров Артура Никиша , Фрица Штайнбаха , Виллема Менгельберга . Моор посвятил Казальсу восемь своих сочинений, включая двойной концерт, написанный для него и его жены Гильермины Суджа . Квартет Моора для четырёх виолончелей Op. 95 Казальс исполнил вместе с Андре Эккингом , Жозефом Сальмоном и Дираном Алексаняном .
С середины 1910-х гг. общение Моора с Казальсом стало сходить на нет, а вместе с ним и композиторская активность Моора. Последнее его крупное сочинение, Концерт для струнного квартета с оркестром (1916), был написан для Квартета Флонзале и впервые прозвучал в Филадельфии под управлением Леопольда Стоковского . Последующий период жизни он посвятил преимущественно изобретению музыкальных инструментов. Наибольшую известность получило так называемое Фортепиано Моора — с двумя клавиатурами, подключёнными друг к другу таким образом, что с использованием второй клавиатуры пианист мог брать одной рукой интервал в две октавы . Наиболее известной исполнительницей на этом инструменте стала вторая жена Моора (с 1923 г.) Уинифред Кристи . В поздние годы занимался также живописью.
Моор — автор пяти опер, из которых наибольший успех имели «Помпадур» и «Андреас Хофер» (обе поставлены в Кёльне в 1902 году). Ему принадлежат также восемь симфоний, четыре фортепианных и четыре скрипичных, а также альтовый и арфовый концерты, камерная музыка, реквием , прелюдии для скрипки и фортепиано.
В память композитора ныне существует фортепианный конкурс имени Эмануэля Моора.