Мартинизм
- 1 year ago
- 0
- 0
Мартин Чеховиц ( польск. Marcin Czechowic ; 1532 , Збоншинь , Польша ― 1613 , Люблин ) ― польский теолог , идеолог левого крыла радикально- реформационного движения в Великом княжестве Литовском и Королевстве Польском .
Родился в семье ремесленника . Учился в католической семинарии в Познани , затем, около 1554 года, был направлен в Лейпцигский университет . До 1555 года был католическим священником в Курнике , однако был вынужден оставить служение из-за своих симпатий к протестантизму .
В 1559 году по приглашению магната Николая Радзивилла Чёрного приехал в Вильну , где занял должность учителя школы при местном кальвинистском сборе, находившимся под патронатом Радзивилла. Здесь под влиянием идей Петра из Гонёндза начал склоняться в сторону радикального направления реформации — антитринитарианства .
В июне 1561 года по заданию Радзивилла ездил в Швейцарию к Жану Кальвину с целью помирить его с Джорджо Бландратой , которого Кальвин обвинял в пропаганде идей Мигеля Сервета , тогда как сам Радзивилл ему симпатизировал. Прибыл в сентябре в Цюрих , Мартин привёз с собой письма и щедрые подарки от своего патрона. За три дня пребывания в городе Чеховиц разузнал у известного протестантского школьного учителя описание порядков местной школы, которые планировал использовать как образец для создания подобного учебного заведения в Вильне. По дороге домой посетил Моравию , где ознакомился с укладом жизни одной из анабаптистских общин.
Вернувшись в Вильну, начал проповедовать в кальвинистском сборе в духе социального радикализма. Кроме проповеднической деятельности, участвовал в синодах литовских антитринитариев, где выступал в защиту учения анабаптистов, чем вызывал недовольство умеренных антитринитариев. В 1564 году состоялся его трёхдневный диспут с , на основе которого Чеховиц подготовил трактат «Трехдневный диспут о крещении детей» , по причине смерти Радзивилла изданный только в 1583 году .
Из-за давления со стороны кальвинистов и магистрата был вынужден покинуть Вильну и поселиться в Куявии , в имении , который, будучи кальвинистом, под его влиянием склонился в пользу антитринитаризма. В имении Немоевского Чеховиц организовал общину, члены которой около 1570 года отказались от всех занимаемых государственных постов и продали имущество, раздав деньги бедным. Вместе с Немоевским Чеховиц перебрался в Люблин , где ими была организована крупная община польских братьев .
После смерти Немоевского в 1598 году под давлением социниан Чеховиц оставил должность министра сбора, но до конца жизни продолжал вести полемику с ними, также как и с кальвинистами и иезуитами . Так, в 1578 и 1581 году он дискутировал в Лоске с Симоном Будным , в 1582 году присутствовал в Любче на рассмотрении дела Будного, в 1603 году на синоде в полемизировал с Фаустом Социном .
Умер в бедности и забытьи . Долгое время имя Чеховица не упоминалось и в исторической литературе, пока в 1962 году Джордж Уильямс не опубликовал о нём статью в филадельфийском протестантском журнале, вскоре перепечатанную в издании польской Академии наук.
Выступал против крепостничества , отрицал светскую власть и церковь, осуждал крещение младенцев. Веру считал личным делом человека, требовал религиозной веротерпимости. Проповедовал пацифизм , социальное равенство . Считал Иисуса Христа не Богом, а безгрешным человеком, происходившим от Святого Духа , избранным Богом в качестве Спасителя, наделённым силой творить чудеса и после смерти воскрешённого Творцом .