Interested Article - Смерть в Венеции (фильм)
- 2021-10-19
- 1
«Смерть в Венеции» ( итал. Morte A Venezia) — драматический кинофильм итальянского режиссёра Лукино Висконти , вышедший на экраны в 1971 году , экранизация одноимённой новеллы Томаса Манна , затрагивающая тему жизни и смерти, а также однополой любви . Фильм был отмечен наградами и номинациями крупнейших премий и призами на кинофестивалях . Главные роли исполнили Дирк Богард и Бьёрн Андресен .
Сюжет
Переживающий духовный и творческий кризис композитор (в книге — писатель, профессия была заменена режиссёром и сценаристом) Густав фон Ашенбах приезжает отдохнуть на курорт Лидо близ Венеции . Однако покоя он здесь не находит, привлечённый красотой юноши-поляка (в книге — польского мальчика) Тадзио , отдыхающего в Лидо с семьёй. Тем временем под задувание сирокко в Венеции распространяется эпидемия холеры , скрываемая властями города. Пленённый страстью, композитор грезит наяву, переживая вновь важнейшие моменты своей жизни и многое переоценивая заново. А в это время смертельная болезнь добирается до него и... Финал, как понятно из названия, печален.
В ролях
- Дирк Богард — Густав фон Ашенбах
- Бьорн Андресен — Тадзио
- Марк Бернс — Альфред
- Мариса Беренсон — госпожа фон Ашенбах
- Сильвана Мангано — мать Тадзио
- — менеджер гостиницы
- — гувернантка
- Кароль Андре — Эсмеральда
- Франко Фабрици — парикмахер
Съёмочная группа
- Режиссёр: Лукино Висконти
- Сценаристы: Лукино Висконти ,
-
- по одноимённому рассказу Томаса Манна
- Оператор: Паскуалино Де Сантис
- Продюсер: Лукино Висконти
- Исполнительный продюсер: Марио Галло
- Монтажёр: Руджеро Мастроянни
- Художник: Фердинандо Скарфиотти
- Художник по костюмам: Пьеро Този
- В фильме использована музыка из Третьей и Пятой симфоний Густава Малера и «Колыбельная песня» («Спи, усни, крестьянский сын») из цикла «Юные годы. Собрание романсов и песен» Мусоргского на слова Островского в свободном изложении актрисы Macha Predit (a cappella).
- Производство Alfa Cinematografica.
Анализ
Фильм — это размышление об эфемерности всего прекрасного в жизни: красоты, любви, юности; о неизбежности смерти.
Лукино Висконти :
«Прежде всего: я не нахожу, что то, о чём говорит мне Манн в „ Смерти в Венеции “, так жёстко датировано в том смысле, что сегодня уже превзойдено. Я бы сказал, тема этой новеллы — а её можно переосмыслить как тему „смерти искусства“ или как тему превосходства „политики“ над „эстетикой“ — всё ещё остается современной».
Образ главного героя фильма на самом деле сложносоставной. С одной стороны, сюжетная канва событий, происходящих с писателем Густавом фон Ашенбахом из новеллы Манна, сохранена. С другой стороны, присутствуют детали биографии Густава Малера — композитора, чья музыка использована в фильме.
Как известно, образ Густава фон Аушенбаха в новелле и восходит к Густаву Малеру, поклонником творчества которого являлся Томас Манн. Диалоги же главного героя с его другом Альфредом о музыке и красоте отсылают к роману « Доктор Фаустус » того же Томаса Манна. Ашенбах, великолепно сыгранный у Висконти Дирком Богардом, лишён демонических черт манновского «Докторa Фаустуса». Ими наделён друг Ашенбаха, Альфред, прототипом которого является герой «Докторa Фаустуса» Адриан Леверкюн. Этот персонаж, отсутствующий в манновской новелле, как считали сценаристы, восходит к образу Арнольдa Шёнберга , впервые встретившегося с Малером в 1903 году.
Ашенбах «слишком» человечен, и вместе с тем его восхождение к абсолютной красоте таково, что уже не важно, что его последняя любовь, Тадзио, именно мальчик, а не кто-то другой; и что принесение в жертву этой любви своей жизни выглядит на первый взгляд нелепым и бессмысленным. Красота побеждает всё — нелепости, предрассудки, горе, жизнь, смерть. И фильм на тему «смерти искусства» в итоге доказывает противоположное.
Реакция
Фильм высоко оценён критиками и публикой. Так, на сайте « Rotten Tomatoes » он получил 73 процента «свежего» рейтинга критиков и 70-процентный рейтинг аудитории .
Награды
Картина была удостоена юбилейной премии «в честь 25-летней годовщины Каннского фестиваля », но главный приз « Золотая пальмовая ветвь » всё-таки достался фильму британского режиссёра Джозефа Лоузи « Посредник ». Некоторые участники церемонии награждения посчитали это оскорбительным для Лукино Висконти .
Картина получила следующие награды:
-
1972
— Премия
BAFTA
- Лучшая работа художника — Фердинандо Скарфиотти
- Лучшая операторская работа — Паскуалино Де Сантис
- Лучшие костюмы — Пьеро Този
- Лучший саундтрек — ,
-
1971
—
Каннский кинофестиваль
- Приз в честь 25-летней годовщины — Лукино Висконти
-
1971
— Премия «
David di Donatello
»
- Лучший режиссёр — Лукино Висконти
Номинации
-
1972
— Премия
«Оскар»
- Лучшие костюмы — Пьеро Този
-
1972
— Премия
BAFTA
- Лучший актёр — Дирк Богард
- Лучшая режиссура — Лукино Висконти
- Лучший фильм
-
1971
—
Каннский кинофестиваль
- « Золотая пальмовая ветвь » — Лукино Висконти
Примечания
- — 1949.
- (неопр.) . Дата обращения: 20 ноября 2011. 24 апреля 2012 года.
- ↑ (неопр.) . Дата обращения: 20 ноября 2011. 8 декабря 2010 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 5 ноября 2016. 8 ноября 2016 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 20 ноября 2011. 16 февраля 2012 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 20 ноября 2011. Архивировано из 2 февраля 2013 года.
Ссылки
- (англ.) на сайте Internet Movie Database (на 10 июня 2014 года)
- (англ.) на сайте AllMovie
- 2021-10-19
- 1