Interested Article - Лиза Кристиани

Лиза Кристиани ( итал. Lisa Cristiani , настоящее имя Элиза Кретьен , фр. Elise Chrétien , по мужу Барбье , фр. Barbier ; 24 декабря 1827 , Париж 2 октября 1853 , Новочеркасск , Российская империя ) — французская виолончелистка .

Биография

После ранней смерти родителей воспитывалась бабушкой по матери и её мужем, художником , в дальнейшем вышла замуж за его сына Жюля Барбье .

Начала заниматься музыкой под руководством Огюста Вольфа , затем училась игре на виолончели у Бернара Беназе (1781—1846), ученика Бернхарда Ромберга . Дебютировала в 1844 г. концертами в Париже, Руане и Брюсселе , взяв в качестве псевдонима итальянизированную форму своего имени. Для выступлений Кристиани была приобретена виолончель работы Страдивари , ранее принадлежавшая Жану Луи Дюпору и в дальнейшем известная под её именем ( Cristiani ).

В 1845 году Л. Кристиани отправилась в продолжительное гастрольное турне, начав с Вены и объехав затем многие города Германии; наибольший успех она имела в Лейпциге , где стала первой виолончелисткой, выступившей с Оркестром Гевандхауса . Здесь с ней, в частности, познакомился Феликс Мендельсон , посвятивший ей одну из Песен без слов (Op. 109); другая посвящённая Кристиани пьеса — «Рожок пастуха» ( фр. Le signal du pâtre ) Арно Данкла . Далее последовала скандинавская часть турне, в ходе которой в 1846 г. в Копенгагене виолончелистке было присвоено почётное звание королевского камер-музыканта. Затем Кристиани вернулась в Германию, откуда через Ригу отправилась в Санкт-Петербург , где выступала весной 1847 года.

Последующие годы Кристиани провела в гастрольных разъездах по всей Российской империи . Через Москву она отправилась на восток и за три года проехала всю страну, выступив среди прочего в Казани , Тобольске , Омске , Томске , Красноярске , Иркутске , Якутске и добравшись до самого Петропавловска , где дала бесплатный концерт в доме камчатского губернатора ( Василия Завойко ) . По воспоминаниям М. Д. Францевой,

m-lle Христиани, дававшая концерты во Франции и Германии с большим успехом, <р>ешилась поехать в Сибирь, вероятно, желая испытать новые впечатления. Она пленила нас в Тобольске не только своею восхитительною игрою на виолончели, но и своею любезностью и игривостью ума. Узнав, что супруга генерал-губернатора графа Муравьёва-Амурского француженка, Христиани поехала в Омск и так понравилась графине Муравьёвой, которая сопровождала всегда своего мужа в объездах вверенного его управлению обширного края, что она предложила Христиани сопутствовать им. Путешествие было очень трудное, пришлось тащиться верхом в Охотск и Камчатку; доехав до Петропавловского порта, они встретили там французское купеческое судно. Графине Муравьёвой пришла мысль посоветовать Христиани дать концерт. Восторг и удивление французских матросов были неописанные .

Вернувшись в Москву в марте 1850 года, Кристиани отправилась в 1852 году в новую поездку по империи, выступив в Вильне , Харькове , Чернигове , Киеве , Одессе , Тифлисе , Ставрополе , Грозном и Владикавказе ; её последний концерт состоялся 18 (30) июля 1853 года в Пятигорске , запись об этом сделал в своём дневнике слушавший её Лев Толстой .

В сентябре 1853 года Кристиани прибыла в Новочеркасск , где заразилась холерой и вскоре умерла. Её виолончель через французского посла в Константинополе Эдуара Тувнеля была возвращена в Париж в 1857 году. Письма Кристиани из России с рассказами о её путешествиях публиковались в 1860 г. в Journal des débats и в 1863 г. в журнале ; вторая часть писем, как было установлено в 2011 г., в значительной степени является подделкой .

Творчество

Кристиани считается первой значительной профессиональной виолончелисткой в истории, хотя вообще женщины играли на инструментах этого типа по меньшей мере с середины XVII века . Её выступления привлекали к себе внимание не в последнюю очередь благодаря непривычной картине виолончели в женских руках. Репертуар Кристиани состоял, главным образом, из лёгкой музыки: обработок популярных мелодий, фантазий на темы известных опер.

Примечания

  1. Риман Г. // : Перевод с 5-го немецкого издания / под ред. Ю. Д. Энгель , пер. Б. П. Юргенсон М. : Музыкальное издательство П. И. Юргенсона , 1901. — Т. 3. — С. 1378.
  2. Н. С. // СПб. : Брокгауз — Ефрон , 1903. — Т. XXXVIIа. — С. 632.
  3. В некоторых старых русских источниках Христиани.
  4. Возможно, в действительности 1824 или 1825.
  5. В некоторых источниках 24 октября.
  6. В старых русских источниках ошибочно Тобольск.
  7. // Signale für die musikalische Welt , 1851, № 3, S. 30.
  8. от 9 июля 2018 на Wayback Machine // «Исторический вестник», том 32 (1888), № 5, стр. 406.
  9. Толстой Л. Н. Собрание сочинений: В 22 т. — Том 21. Избранные дневники 1847—1894. — М.: Художественная литература, 1985. — С. 91.
  10. от 24 марта 2018 на Wayback Machine // КМВ Лайн: Пятигорский информационно-туристский портал
  11. Freia Hoffmann. Lise Cristiani in Sibirien // Reiseberichte von Musikerinnen des 19. Jahrhunderts. Quellentexte, Biographien, Kommentare. / Hrsg. von Freia Hoffmann. — Hildesheim, 2011. — S. 149—179.
  12. Tilden A. Russell. The Development of the Cello Endpin // Imago Musicae, Vol. 4 (1987). — P. 350.

Литература

Ссылки

  • // Europäische Instrumentalistinnen des 18. und 19. Jahrhunderts
Источник —

Same as Лиза Кристиани