Interested Article - Эльякуриа, Игнасио

Игнасио Эльякуриа ( Эльякурия , исп. Ignacio Ellacuría ; 9 ноября 1930 или 9 сентября 1930 , Португалете , Страна Басков 16 ноября 1989 , 16 сентября 1989 или 1989 , Сан-Сальвадор ) — католический священник - иезуит , философ и теолог . Представитель теологии и , выступавший в защиту бедных и угнетённых жителей Сальвадора . Вместе с пятью другими иезуитскими священниками-преподавателями, работницей и её дочерью в католическом центре Центральноамериканского университета .

Биография

Закончив в 1947 году колледж иезуитов в Туделе ( Наварра ), Эльякуриа в 17-летнем возрасте стал послушником в ордене иезуитов и в следующем году был направлен в центральноамериканскую республику Сальвадор , где прожил и проработал большую часть своей жизни до своего кровавого убийства в 1989 году.

Некоторое время он также провёл в Эквадоре , изучая гуманитарные науки и философию в Кито . В 1958 году Эльякуриа изучал в Инсбруке , Австрия теологию у одного из теоретиков католического обновления второй половины XX века, связанного со Вторым Ватиканским собором Карла Ранера .

Затем возвращался в Испанию , чтобы с 1962 по 1965 год проучиться на докторантуре в Мадриде в Университете Комплутенсе под руководством баскского философа Ксавьера (Хавьера) Субири , следуя философской мысли наставника. Сотрудничая с Субири и в дальнейшем, Эльякуриa спорадически наведывался в Мадрид.

В 1967 он окончательно осел в Сальвадоре , чтобы посвятить себя Центральноамериканскому университету имени Хосе Симеона Каньяса (UCA), основанному в 1965 году. Внёс в качестве доцента и профессора философии, а затем и ректора , большой вклад в работу этого университета. Среди прочего, Эльякуриа отвечал за разработку программы подготовки центральноамериканских священников-иезуитов.

В 1972 году он был назначен директором философского департамента (замещавшего отсутствующий философский факультет), а в 1979 году — ректором университета, в должности которого пребывал до своей гибели.

После убийств ультраправыми боевиками иезуита отца Рутилио Гранде и архиепископа Оскар Ромеро отправлялся в вынужденные изгнания в Испанию (с марта 1977 по август 1978 года и с конца 1980 года), используя это время для издания работ своего учителя Субири, редактирования основанного им со своим коллегой и единомышленником журнала «Revista Latinoamericana de Teología», а также привлечения внимания мировой общественности к террору в Сальвадоре.

С начала гражданской войны в Сальвадоре в 1980 году призывал к прекращению насилия и мирному разрешению конфликта посредством переговоров. Возвращаясь 13 ноября 1989 года в Сальвадор, он намеревался выступить посредником в мирном процессе.

Идеи

Научная работа Эльякуриа была важным вкладом в «философию освобождения». Эта школа философии была связана с работами таких мыслителей, как (1925—1974), Леопольдо Сеа (1912—2004), Энрике Дуссель (род. 1934) и Артуро Андрес Роиг (1922—2012). Она нацелена на освобождение угнетённых, «чтобы достичь всей полноты человечности». Эльякуриа ратовал за принятие теологией научных достижений, а также был активным сторонником и участником движения теологии освобождения .

Его философия изначально исходит из критики Субири западной философии, со времён Парменида отделяющей чувственное восприятие от разума. В своём труде «Философия исторической реальности» он развивает эти положения, чтобы учесть, во всей её комплексности, структуру и динамизм исторической реальности, понятой как объект и исходный пункт отправления философии, и с политическим прицелом осмысливать и освещать соответствующую историческую практику освобождения. Человеческая история для него состоит в последовательно создаваемых новых возможностях наряду с оставлением полей других альтернатив. В силу этого история не может пониматься как неумолимый прогресс к идеальной цели, ведь она не предопределяется, но свершается с самого начала человеческой деятельности на основании системы возможностей, возникающей в каждой ситуации и в каждом моменте исторического процесса.

В своей последней речи в Барселоне в начале ноября 1989 года по случаю вручения Центральноамериканскому университету международной премии им. Альфонсо Комина, Эльякурия вновь подтвердил важность эмансипативного измерения интеллектуальной деятельности в рамках его радикальной критики цивилизации капитала и альтернативного предложения «цивилизации труда».

Убийство

Политические выводы из приверженности Эльякуриа своим идеям встретили решительное противодействие со стороны консервативных религиозных и политических сил в Сальвадоре. Это противостояние сделало Эльякуриа одной из мишеней для ультраправых « эскадронов смерти » и сальвадорской армии , ведущих гражданскую войну против левых повстанцев из Фронта национального освобождения имени Фарабундо Марти (ФНОФМ) . На счету правых сил Сальвадора было уже немало убийств представителей прогрессивного духовенства, включая архиепископа Оскара Ромеро , священника-иезуита Рутилио Гранде , священника-францисканца Санти Спессотто и четверых монахинь из США.

Игнасио Эллакуриа, четверо его испанских собратьев-иезуитов (заведующий университетским отделением социологии и директор Института прав человека Сегундо Монтес, заместитель директора Центра монсеньора Ромеро при университете Хуан Рамон Морено, философ и бывший декан университета в Манагуа Амандо Лопес, теолог и теоретик «психологии освобождения» Игнасио Мартин-Баро, также известный мыслитель) и сальвадорский преподаватель-иезуит Хоакин Лопес, а также их экономка и повар Эльба Рамос и её пятнадцатилетняя дочь Селина, были убиты военными батальона « Атлакатль » по приказу высшего армейского командования на завершающем этапе сальвадорской гражданской войны (как позже оказалось, один из священников, придерживавшийся левых взглядов, участвовал в мирных переговорах в качестве посредника между властями и марксистскими повстанцами).

Утром 16 ноября в комплекс университета ворвались десятки силовиков, окружили здание, где проживали иезуиты, и вывели пятерых из них в сад, после чего расстреляли вместе с работницей и её дочерью. Спрятавшегося внутри Хоакина Лопеса также обнаружили и застрелили. После этого военные также разорили университетский Центр монсеньора Ромеро.

Последствия убийства и память

Памятник Эльякуриа

Убийство Эльякуриа с пятью другими иезуитскими священниками и двумя работницами в студенческом городке Сан-Сальвадора стало поворотным моментом для гражданской войны в Сальвадоре и последующей истории страны . Известия об этом преступлении усилили международное давление на правительство Сальвадора, в итоге вынудившее его подписать Чапультепекские мирные соглашения с партизанской организацией ФНОФМ и завершить войну. После трагедии идеи Эллакуриа, с которыми ранее были знакомы лишь в Латинской Америке и Испании , стали известны во всём мире.

При этом наказания за расстрел отца Эльякуриа и остальных жертв не понёс никто. Сальвадорские власти признали случившеемя делом рук военных лишь в январе 1990 года под давлением многочисленных доказательств. В 1991 году исследователи выяснили, что непосредственный приказ об убийстве священников отдал министр обороны Сальвадора, генерал Рене Эмилио Понсе. В докладе созданной ООН Комиссии правды для Сальвадора утверждается, что в ночь на 16 ноября 1989 году генерал Понсе в присутствии нескольких военных приказал полковнику Гильермо Альфредо Бенавидесу убить священника Эллакуриа, не оставляя свидетелей .

Спустя 20 лет, в 2008 году, испанские правозащитники совместно с североамериканским Центром за правосудие и ответственность (CJA) выдвинули обвинения против бывшего президента Сальвадора с 1989 под 1994 год Альфредо Кристиани Буркарда , который как глава государства и верховный главнокомандующий считается ответственным за данную «акцию» , и еще 14 военачальников в причастности к убийству шести священников и двух женщин .

В 2011 году по запросу испанского суда Интерпол выдал ордер на арест 18 сальвадорских военных чинов, подозреваемых в причастности к расстрелу, однако половина из них укрылась в казармах сальвадорской армии, а Верховный суд Сальвадора отверг ордеры. Был задержан только находившийся на территории США полковник и бывший замминистра Иносенте Монтано, которому после экстрадиции в Испанию в 2017 году угрожает до 150 лет тюремного заключения .

В 2008 году в Испании правительство Страны Басков учредило Премию имени Игнасио Эльякуриа по сотрудничеству и развитию.

Избранные труды

  • Ellacuría, Ignacio, Veinte Años de Historia en El Salvador: Escritos Políticos [VA], 3 тома, 2-е издание, San Salvador: UCA Editores, 1993
  • Ellacuría, Ignacio, Escritos Universitarios [EU], San Salvador: UCA Editores, 1999.
  • Ellacuría, Ignacio, Filosofía de la Realidad Histórica , San Salvador: UCA Editores, 1990.
  • Ellacuría, Ignacio, Escritos Filosóficos [EF], 3 тома, San Salvador: UCA Editores, 1996—2001.
  • Ellacuría, Ignacio, Escritos Teológicos [ET], 4 тома, San Salvador: UCA Editores, 2000—2002
  • Ellacuría, Ignacio, «Filosofía y Política» [1972], VA-1, pp. 47-62
  • Ellacuría, Ignacio, «Liberación: Misión y Carisma de la Iglesia» [1973], ET-2, pp. 553—584
  • Ellacuría, Ignacio, «Diez Años Después: ¿Es Posible una Universidad Distinta?» [1975], EU, pp. 49-92
  • Ellacuría, Ignacio, «Hacia una Fundamentación del Método Teológico Latinoamericana» [1975], ET-1, pp. 187—218
  • Ellacuría, Ignacio, «Filosofía, ¿Para Qué?» [1976], EF-3, pp. 115—132
  • Ellacuría, Ignacio, «Fundamentación Biológica de la Ética» [1979], EF-3, pp. 251—269
  • Ellacuría, Ignacio, «Universidad y Política» [1980], VA-1, pp. 17-46
  • Ellacuría, Ignacio, «El Objeto de la Filosofía» [1981], VA-1, pp. 63-92
  • Ellacuría, Ignacio, «Función Liberadora de la Filosofía» [1985], VA-1, pp. 93-122
  • Ellacuría, Ignacio, «La Superación del Reduccionismo Idealista en Zubiri» [1988], EF-3, pp. 403—430
  • Ellacuría, Ignacio, «El Desafío de las Mayorías Populares» (1989), EU, pp. 297—306
  • Ellacuría, Ignacio, «En Torno al Concepto y a la Idea de Liberación» [1989], ET-1, pp. 629—657
  • Ellacuría, Ignacio, «Utopía y Profetismo en América Latina» [1989], ET-2, pp. 233—294
  • На конференции в честь 20-летия II Ватиканского собора. Выступает И. Эльякурия (1985) // Революция в церкви? (Теология освобождения): Документы и материалы / Сост. Н. Н. Поташинская. — М.: Международные отношения, 1991.

Примечания

  1. Ignacio Ellacuría Beascoechea // (исп.) Real Academia de la Historia , 2011.
  2. (англ.) Library of Congress .
  3. Aguilar M. I. Ignacio Ellacuria // (англ.)
  4. Ellacuría, Ignacio //
  5. Deutsche Nationalbibliothek Record #119282178 // (нем.) — 2012—2016.
  6. (исп.) . Universidad Centroamericana "José Simeón Cañas". Дата обращения: 20 октября 2013. 2 июня 2017 года.
  7. Mártires de la UCA . Дата обращения: 11 октября 2015. 16 ноября 2018 года.
  8. Дата обращения: 11 ноября 2018. 11 ноября 2018 года.
  9. . Дата обращения: 19 ноября 2019. Архивировано из 2 февраля 2020 года.
  10. Hillary Goodfriend. от 19 ноября 2019 на Wayback Machine

Ссылки

Источник —

Same as Эльякуриа, Игнасио