Interested Article - Мавлянов, Нажмиддин Джалолдинович
- 2021-02-01
- 1
Нажмидди́н Джалолди́нович Мавля́нов ( узб. Najmiddin Djaloldinovich Mavlyanov ); род. 3 декабря 1979 , в Самарканде — российский и узбекский оперный певец ( тенор ), ведущий солист Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко , приглашенный солист Большого театра , Мариинского театра , Королевского театра Ковент-Гарден , театра Метрополитен-опера , театра " Ла Скала " , Венской государственной оперы , Баварской государственной оперы , Дрезденской оперы ( Земперопер ), Фламандской оперы , Немецкой оперы на Рейне , Израильской оперы в Тель-Авиве .
Биография и творческая деятельность
Нажмиддин Мавлянов родился в Самарканде (Узбекистан). Свое первое музыкальное образование он получил в Самаркандском училище искусств (педагог по вокалу — Щетинина А. В.), где учился с 1998 по 2002 гг. По окончании ему — как занявшему первое место среди всех выпускников училищ — было предоставлено право быть принятым без экзаменов в Государственную консерваторию Узбекистана в Ташкенте, где он в 2002—2006 гг. учился по программе бакалавриата, а затем, в 2006—2008 гг., продолжил свое профессиональное совершенствование в магистратуре в классе Александровой О. А., причем уже с 2003 г. был приглашен в Ташкентский государственный академический театр оперы и балета им. Алишера Навои , где проработал в качестве солиста до 2010 г. За это время Нажмиддин Мавлянов исполнил там партии Хосе ( «Кармен» Бизе ), Лыкова ( «Царская невеста» Римского-Корсакова ), Ленского ( «Евгений Онегин» Чайковского ), Альфреда ( «Травиата» Верди ), Неморино ( «Любовный напиток» Доницетти ), Господина Фогельзанга ( «Директор театра» Моцарта ), Рудольфа ( «Богема» Пуччини ) и др.
Кроме того, он принял участие в ряде международных конкурсов, после одного из которых был приглашен в Московский академический Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко , где в качестве солиста дебютировал 8 октября 2010 года в партии Альваро в опере Верди «Сила судьбы» . В 2011 году Нажмиддин Мавлянов исполнил на сцене этого театра партии Гофмана в опере «Сказки Гофмана» Оффенбаха , Альфреда ( «Травиата» Верди ) и Хосе ( «Кармен» Бизе ). Будучи уже ведущим солистом, он в последующие годы выступил в целом ряде главных партий, постепенно расширяя свой репертуар и одинаково успешно исполняя музыку русских, итальянских и французских композиторов: так, в 2012 году он дебютировал в партиях Вертера (в одноименной опере Массне ), Эдгардо ( «Лючия ди Ламмермур» Доницетти ), Ленского ( «Евгений Онегин» Чайковского ), в 2013 году впервые выступил в партиях Рудольфа ( «Богема» Пуччини ), Камилла де Россильона ( «Веселая вдова» Легара ), Пинкертона ( «Мадам Баттерфляй» Пуччини ) и Каварадосси ( «Тоска» Пуччини ), в 2014 году дебютировал в партии Радамеса ( «Аида» Верди в постановке Петера Штайна ), а в 2015 г. в постановке «Хованщины» Мусоргского (дирижёр Александр Лазарев ) выступил в двух партиях — Князя Василия Голицына и Князя Андрея Хованского, а также дебютировал в партии Ясона («Медея» Керубини ).
Что касается гастролей за пределами России, то в ноябре 2013 года Нажмиддин Мавлянов дебютировал на сцене Фламандской оперы в Антверпене в партии Каварадосси ( «Тоска» Пуччини ) , а осенью 2014 года исполнил ту же партию в Дюссельдорфе (Германия) на сцене Немецкой оперы на Рейне.
Также он гастролировал в Абхазии, Белоруссии, Китае, Южной Корее, Франции, Греции, Ирландии, Швейцарии, Италии, Австрии.
Кроме того, 29 ноября 2014 года состоялся дебют певца на сцене Мариинского театра в партии Манрико в опере Верди «Трубадур» , а в 2015 году он исполнил на этой сцене партию Пинкертона в опере Пуччини «Мадам Баттерфляй» .
С 17 января 2015 года Нажмиддин Мавлянов является приглашенным солистом Большого театра , где исполняет партии Альфреда в опере Верди «Травиата» , Водемона в опере Чайковского «Иоланта» , Фауста в «Осуждении Фауста» Берлиоза (постановка Петера Штайна , дирижёр — Туган Сохиев , премьера состоялась в июле 2016 г.) .
Летом 2015 г. он также выступил на сцене Михайловского театра в партии Манрико ( «Трубадур» Верди в постановке Дмитрия Чернякова ) и на сцене Немецкой оперы на Рейне (г. Дуйсбург, Германия) — в партиях Риккардо/Густаво ( «Бал-маскарад» Верди ) и Радамеса ( «Аида» Верди ).
В сентябре 2015 г. состоялся дебют певца на сцене Финской Национальной оперы в Хельсинки в партии Каварадосси ( «Тоска» Пуччини ). Кроме того, осенью 2015 г. он выступил в той же партии и на сцене Национального академического театра оперы и балета Республики Казахстан «Астана Опера» в рамках фестиваля «Шелковый путь». На сцене Фламандской оперы Нажмиддин Мавлянов исполнил партию Рудольфа в опере «Богема» Пуччини в целой серии спектаклей в Антверпене (декабрь 2015 г.) и Генте (январь 2016 г.) (режиссёр постановки — Роберт Карсен ), 11 января 2016 г. состоялся его дебют на сцене Королевского театра Ковент-Гарден в Лондоне в партии Каварадосси ( «Тоска» Пуччини ) . 14 февраля 2016 г. Нажмиддин Мавлянов дебютировал на Исторической сцене Мариинского театра в партии Андрея Хованского в опере Мусоргского «Хованщина» (дирижёр — Валерий Гергиев ), а 20 марта 2016 г. — также с дирижёром Валерием Гергиевым — он впервые исполнил на сцене этого театра партию Каварадосси в опере Пуччини «Тоска» .
16 апреля 2016 г. певец дебютировал на сцене Израильской оперы в Тель-Авиве в партии Ромео в опере Гуно «Ромео и Джульетта» .
Летом 2016 г. в Санкт-Петербурге в рамках XXIV музыкального фестиваля «Звезды белых ночей» Нажмиддин Мавлянов трижды выходил на сцену Мариинского театра : в спектаклях «Трубадур» (дирижёр — Валерий Гергиев ) и «Тоска» (в партии Тоски — Мария Гулегина , дирижёр — Валерий Гергиев ), а также в концертном исполнении «Реквиема» Верди (вместе с Татьяной Сержан, Ольгой Бородиной , Ферруччо Фурланетто , дирижёр — Джеймс Конлон) .
В сентябре 2016 г. Нажмиддин Мавлянов открыл сезон в Михайловском театре , исполнив партию Рудольфа на премьере оперы Пуччини «Богема» (постановка Роберта Карсена ) .
В ноябре 2016 г. певец впервые исполнил партию Германа на премьере оперы Чайковского «Пиковая дама» в Московском академическом Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (постановка Александра Тителя , дирижёр Александр Лазарев ) , а в декабре 2016 г. Нажмиддин Мавлянов выступил в партии Манрико в опере Верди «Трубадур» в серии из четырёх спектаклей на сцене Королевского театра Ковент-Гарден в Лондоне .
В начале января 2017 г. Нажмиддин Мавлянов выступил с концертами из оперных арий с оркестром Фламандской оперы в Антверпене и Генте . А в феврале и марте он впервые исполнил партию Габриэля Адорно в опере Верди «Симон Бокканегра» , спев серию из 14 спектаклей на сцене Фламандской оперы в Антверпене, Генте, а также в Люксембурге . В мае 2017 г. на сцене Малого зала Московской государственной консерватории Нажмиддин Мавлянов представил программу арий из опер Понкьелли, Верди, Пуччини, Масканьи и Чайковского. Летом 2017 г. состоялись два важных дебюта певца на сцене Мариинского театра : 10 июня — в заглавной партии в опере «Дон Карлос» Верди , а 25 июня — в партии Мориса Саксонского в опере Чилеа « Адриана Лекуврёр », оба раза оркестром дирижировал Валерий Гергиев . Кроме того, 21 июня состоялся его незапланированный дебют на Новой сцене Большого театра в Москве в роли Рудольфа в спектакле «Богема» (в постановке Федерика Мердиты), когда он в срочном порядке заменил заболевшего исполнителя.
В сентябре 2017 г. Нажмиддин Мавлянов открыл новый сезон сразу в двух оперных театрах: сначала в Мариинском — в партии Мориса Саксонского (« Адриана Лекуврёр » Чилеа), а затем в Московском академическом Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко — в партии Германа ( «Пиковая дама» Чайковского). В середине октября 2017 г. он дважды выступил на сцене Оперного театра Гонконга в партии Радамеса в опере Верди «Аида» . В конце октября и начале ноября 2017 г. состоялись еще два дебюта певца в операх Верди на сцене Мариинского театра: сначала в партии Габриэля Адорно в опере «Симон Бокканегра» , а затем в партии Риккардо (Ричарда) в опере «Бал-маскарад» . А 16 ноября 2017 г. Нажмиддин Мавлянов дебютировал в партии Дона Карлоса в одноименной опере Верди на сцене Большого театра .
В начале 2018 г. Нажмиддин Мавлянов участвовал в гастролях Мариинского театра , в ходе которых спел партию Водемона в концертном исполнении оперы Чайковского «Иоланта» сначала дважды в Риме на сцене Академии «Санта-Чечилия» , затем в Гамбурге в Большом зале Эльбской филармонии , а затем в Мюнхенской филармонии в рамках музыкального фестиваля MPHIL 360° (дирижер — Валерий Гергиев ) . 26 января 2018 г. певец дебютировал в заглавной партии в концертном исполнении оперы Джордано «Андре Шенье» на сцене Московского театра «Новая опера» им. Е.Колобова (дирижер — Фабио Мастранджело ) . 28 февраля 2018 г. Нажмиддин Мавлянов участвовал в премьере оперы Яначека «Енуфа» в Московском академическом Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко , где исполнил партию Штевы Бурыйя . А в марте 2018 г. певец впервые выступил на сцене Немецкой оперы в Берлине в постановке оперы Пуччини «Тоска» в партии Каварадосси .
В апреле 2018 г. Союз музыкальных критиков России объявил Нажмиддина Мавлянова победителем в номинации «Певец года» в разделе «Академическая музыка» . Также в апреле 2018 г. Нажмиддин Мавлянов дебютировал в Японии, на сцене Нового Национального театра Токио (NNTT) в партии Радамеса, выступив в серии из семи спектаклей оперы Верди «Аида» в постановке Франко Дзеффирелли . А в мае состоялся дебют певца на сцене театра Метрополитен-опера в Нью-Йорке , где он исполнил партию Каварадосси в двух представлениях оперы Пуччини «Тоска» (в роли Тоски — Анна Нетребко ) .
В июне 2018 года Нажмиддин Мавлянов выступил в партии Германа в концертном исполнении «Пиковой дамы» с труппой Мариинского театра в Москве, в Зале им. Чайковского (дирижер — Валерий Гергиев ) . В июле исполнил партию Хосе в серии спектаклей «Кармен» на сцене Израильской оперы (в постановке Франко Дзеффирелли ) . В августе принял участие в III Международном Дальневосточном фестивале «Мариинский» во Владивостоке, где спел в операх «Кармен» , «Иоланта» (в концертном исполнении) и «Пиковая дама» (в постановке Юрия Темирканова ) , впервые выступив на Приморской сцене Мариинского театра .
В сентябре 2018 г. Нажмиддин Мавлянов дебютировал в партии Пьера Безухова в опере Прокофьева «Война и мир» в Московском академическом Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (постановка Александра Тителя , дирижер — Феликс Коробов ) , в конце октября он впервые выступил в партии Туридду в опере Масканьи «Сельская честь» на сцене Немецкой оперы на Рейне в Дюссельдорфе . В ноябре 2018 г. состоялись два дебюта певца в спектаклях Большого театра — сначала в партии Хосе в опере Бизе «Кармен» , а затем — в партии Германа в «Пиковой даме» Чайковского , а затем он принял участие в гастролях труппы Мариинского театра в Нанкине (Китай), где дважды выступил на сцене Центра исполнительских искусств провинции Цзянсу в партии Каварадосси в опере Пуччини «Тоска» (в роли Тоски — Мария Гулегина ). 7 декабря 2018 г. на Исторической сцене Мариинского театра состоялся дебют Нажмиддина Мавлянова в партии Макдуфа в опере Верди «Макбет» , а 11 декабря он принял участие в гастролях Мариинского театра в Римини (Италия), выступив в партии Габриэля Адорно в опере Верди «Симон Бокканегра» на сцене Театра Аминторе Галли (дирижер — Валерий Гергиев ) . 9 марта 2019 г. Нажмиддин Мавлянов впервые исполнил партию Канио в опере Леонкавалло «Паяцы» на сцене Мариинского театра . Затем он выступил в партии Каварадосси: сначала в серии спектаклей "Тоска" на сцене Израильской оперы в Тель-Авиве (дирижер - Даниэль Орен), затем - в спектаклях Венгерской государственной оперы на сцене Театра Эркеля в Будапеште, где чуть ранее принял участие в концертном исполнении оперы «Иоланта» (дирижер - Валерий Гергиев ) в партии Водемона в Национальном Концертном зале им. Белы Бартока. В мае 2019 г. состоялся дебют певца в спектакле «Пиковая дама» на сцене Мариинского театра в партии Германа , а в июне - его выступление в партии Макдуфа в премьерной серии спектаклей в постановке оперы Верди «Макбет» на сцене Фламандской оперы в Антверпене . В августе 2019 г. Нажмиддин Мавлянов исполнил партию Радамеса в опере «Аида» на торжественном закрытии IV Международного Дальневосточного фестиваля "Мариинский" во Владивостоке , а потом, осенью 2019 г., выступил в той же партии сначала в серии спектаклей в Большом театре Женевы , а затем - в Санкт-Петербурге на Исторической сцене Мариинского театра .
В феврале 2020 г. Нажмиддин Мавлянов дебютировал в заглавной партии в опере «Садко» Римского-Корсакова , выступив в серии премьерных спектаклей на сцене Большого театра (режиссер-постановщик Дмитрий Черняков , дирижер-постановщик Тимур Зангиев) , а в марте он дважды исполнил ту же партию в спектакле на Исторической сцене Мариинского театра (в постановке Алексея Степанюка) .В июле и августе 2020 г. он принял участие в концертных исполнениях опер "Трубадур" Верди и "Сельская честь" Масканьи на сцене Мариинского театра.
Начало сезона 2020/2021 гг., ознаменовалось дебютами Нажмиддина Мавлянова на сцене Венской государственной оперы , где он выступил в сентябре в партии Габриэля Адорно в серии спектаклей в опере Верди "Симон Бокканегра" (режиссер - Петер Штайн , дирижер - Эвелино Пидо, солисты - Пласидо Доминго , Хибла Герзмава ) , и на сцене Дрезденской государственной оперы в партии Каварадосси в опере Пуччини "Тоска" (солисты - Кристине Ополайс и Алексей Марков ). 25 октября 2020 г. состоялся большой сольный концерт Нажмиддина Мавлянова на сцене Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко . В конце 2020 г. певец дебютировал в спектаклях Мариинского театра "Сельская честь" и "Иоланта". В феврале 2021 г. состоялись его гастроли на Приморской сцене Мариинского театра во Владивостоке, где он выступил в операх "Дон Карлос" и "Пиковая дама", а в марте певец дебютировал в партии Риккардо в спектакле Большого театра "Бал-маскарад". В 2021 году также состоялись дебюты Нажмиддина Мавлянова в партии Макса в опере"Вольный стрелок" Вебера (в июне - на сцене театра им.Станиславского и Немировича-Данченко, дирижер Фабрис Боллон, режиссер Александр Титель ), в партии Калафа в опере Пуччини "Турандот" (в августе - на Приморской сцене Мариинского театра, где опера идет в постановке Шарля Рубо) и в партии Отелло в одноименной опере Верди (в сентябре - в постановке театра им.Станиславского и Немировича-Данченко, дирижер Феликс Коробов , режиссер Андрей Кончаловский ). А в октябре певец выступил в серии спектаклей "Тоска" в партии Каварадосси на сцене Баварской государственной оперы (дирижер Даниэль Орен, режиссер Люк Бонди). В ноябре 2021 года Нажмиддин Мавлянов впервые исполнил партию Дика Джонсона в опере Пуччини "Девушка с Запада" на сцене Мариинского театра в постановке Арно Бернара, а в декабре дебютировал в партии Измаила ("Набукко" Верди) на сцене театра Ковент Гарден в Лондоне (дирижер Даниэль Орен, режиссер Даниэль Аббадо).
В феврале 2022 года состоялся дебют Нажмиддина Мавлянова на сцене миланского театра "Ла Скала", где он выступил в партии Германа в премьерной серии спектаклей "Пиковая дама" (дирижеры Валерий Гергиев и Тимур Зангиев , режиссер Маттиас Хартман) . Затем состоялись два дебюта певца на сцене Большого театра: в апреле - в партии Каварадосси в опере Пуччини "Тоска" в постановке Даниэле Каллегари, а в июне - в партии Самозванца в легендарном спектакле "Борис Годунов" в постановке Леонида Баратова . А в декабре Нажмиддин Мавлянов впервые вышел на сцену Голландской национальной оперы в Амстердаме , где участвовал в новой постановке оперы Пуччини "Турандот" (дирижер Лоренцо Виотти, режиссер Барри Коски ), исполнив партию Калафа.
Весной 2023 года Нажмиддин Мавлянов выступил в двух новых для себя партиях на сцене Гамбургского оперного театра (Staatsoper Hamburg) - в партии Луиджи в опере Пуччини "Плащ" (дирижер Джампаоло Бизанти, режиссер Аксель Раниш), а затем в партии Поллиона в опере Беллини "Норма" (дирижер Джампаоло Бизанти, режиссер Йона Ким) . А в июне-июле 2023 года он с большим успехом спел партию Радамеса в 8 спектаклях "Аида" в Сиднейском оперном театре (Sydney Opera House) (дирижер Лоренцо Пассерини, режиссер Давиде Ливерморе). .
Репертуар
Партии, исполненные на сцене Московского Академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко:
- Альваро ( «Сила судьбы» Верди )
- Гофман ( «Сказки Гофмана» Оффенбаха )
- Альфред Жермон ( «Травиата» Верди )
- Хосе ( «Кармен» Бизе )
- Вертер ( «Вертер» Массне )
- Камилл де Россильон ( «Веселая вдова» Легара )
- Эдгардо ( «Лючия ди Ламмермур» Доницетти )
- Ленский ( «Евгений Онегин» Чайковского )
- Рудольф ( «Богема» Пуччини )
- Пинкертон ( «Мадам Баттерфляй» Пуччини )
- Каварадосси ( «Тоска» Пуччини )
- Радамес ( «Аида» Верди )
- Ясон («Медея» Керубини )
- Князь Василий Голицын ( «Хованщина» Мусоргского )
- Князь Андрей Хованский ( «Хованщина» Мусоргского )
- Герман ( «Пиковая дама» Чайковского )
- Штева Бурыйя ( «Енуфа» Яначека )
- Пьер Безухов ( «Война и мир» Прокофьева )
- Макс (" Вольный стрелок " Вебера )
- Отелло ( "Отелло" Верди )
Также в репертуаре:
- Лыков ( «Царская невеста» Римского-Корсакова )
- Альмавива ( «Севильский цирюльник» Россини )
- Господин Фогельзанг ( «Директор театра» Моцарта )
- Компессино («Кролик и койот» В.Расгадо)
- Молодой цыган ( «Алеко» Рахманинова )
- Неморино ( «Любовный напиток» Доницетти )
- Герцог ( «Риголетто» Верди )
- Водемон ( «Иоланта» Чайковского )
- Риккардо ( «Бал-маскарад» Верди )
- Манрико ( «Трубадур» Верди )
- Надир ( «Искатели жемчуга» Бизе )
- Ромео («Ромео и Джульетта» Гуно )
- Фауст ( «Осуждение Фауста» Берлиоза )
- Габриэль Адорно ( «Симон Бокканегра» Верди )
- Дон Карлос ( «Дон Карлос» Верди )
- Морис Саксонский (« Адриана Лекуврёр » Чилеа )
- Андре Шенье ( «Андре Шенье» Джордано )
- Туридду ( «Сельская честь» Масканьи )
- Макдуф ( «Макбет» Верди )
- Канио ( «Паяцы» Леонкавалло )
- Садко ( «Садко» Римского-Корсакова )
- Калаф ( "Турандот" Пуччини )
- Дик Джонсон (" Девушка с Запада " Пуччини )
- Измаил ( "Набукко" Верди )
- Самозванец ( "Борис Годунов" Мусоргского )
- Луиджи ( "Плащ" Пуччини )
- Поллион ( "Норма" Беллини )
Кроме того, Нажмиддин Мавлянов исполнял партию тенора в «Реквиеме» Моцарта , «Реквиеме» Верди , «Песни о земле» Малера , кантате Орфа «Кармина бурана». В его концертном репертуаре — неаполитанские, английские, немецкие, русские народные песни, а также камерные программы, в том числе вокальный цикл Шостаковича «Из еврейской народной поэзии». В 2013 и 2014 годах он выступал на сцене Рахманиновского зала Московской государственной консерватории с программами из романсов Чайковского и Рахманинова , испанских и неаполитанских песен.
13 ноября 2018 года Нажмиддин Мавлянов представил программу русских народных песен, выступив с Государственным академическим русским народным ансамблем «Россия» имени Л. Г. Зыкиной (дирижёр Дмитрий Дмитриенко) в Камерном зале Московского международного дома музыки . Этот концерт стал презентацией диска «Песня русская сердцем поётся», выпущенного фирмой Universal Music и представленного на нескольких интернет-платформах, в том числе на Яндекс Музыка .
Награды, звания
Лауреат Конкурса вокалистов — призёров Всероссийских и международных конкурсов в рамках фестиваля имени Л.Собинова в Саратове в 2011 г. (1 место и специальный приз) .
В декабре 2017 г. удостоен Благодарности Мэра Москвы за большой вклад в развитие культуры и добросовестный труд .
В марте 2021 года присуждена российская оперная премия Casta Diva в номинации "Певец года" по итогам 2020 года (за партию Садко в одноименной опере Римского-Корсакова в спектакле Большого театра ) .
В 2021 году получил российскую национальную театральную премию « Золотая маска » в номинации «Лучшая мужская роль в опере» за заглавную роль в спектакле «Садко» ( Большой театр ) .
В 2022 году стал лауреатом Международной профессиональной музыкальной премии " BraVo " в номинации «Лучший классический мужской вокал» .
Примечания
- . Дата обращения: 24 апреля 2016. 9 марта 2016 года.
- ↑ . Дата обращения: 24 апреля 2016. 12 мая 2016 года.
- ↑ . Дата обращения: 17 ноября 2017. 17 ноября 2017 года.
- ↑ . Дата обращения: 24 апреля 2016. 17 июня 2016 года.
- ↑ . Дата обращения: 20 июля 2019. 1 января 2019 года.
- ↑ . Дата обращения: 27 декабря 2022. 27 декабря 2022 года.
- . Дата обращения: 12 мая 2021. 12 мая 2021 года.
- ↑ . Дата обращения: 24 апреля 2016. 30 июня 2016 года.
- ↑ . Дата обращения: 24 апреля 2016. 10 апреля 2016 года.
- ↑ . Дата обращения: 24 апреля 2016. 4 августа 2016 года.
- ↑ . Дата обращения: 20 июля 2019. 13 октября 2018 года.
- . Дата обращения: 27 апреля 2016. 7 мая 2016 года.
- . Дата обращения: 27 апреля 2016. 15 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 7 августа 2016. 7 августа 2016 года.
- . Дата обращения: 24 апреля 2016. Архивировано из 12 августа 2016 года.
- . Дата обращения: 27 апреля 2016. 16 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 22 ноября 2016. 23 ноября 2016 года.
- . Дата обращения: 22 ноября 2016. 22 ноября 2016 года.
- . Дата обращения: 7 февраля 2018. 3 декабря 2018 года.
- . Дата обращения: 7 февраля 2018. 8 февраля 2018 года.
- . Дата обращения: 17 апреля 2018. 18 апреля 2018 года.
- . Дата обращения: 17 апреля 2018. 18 апреля 2018 года.
- . Дата обращения: 17 апреля 2018. 18 апреля 2018 года.
- . Дата обращения: 20 июля 2019. 2 июля 2018 года.
- . Дата обращения: 20 июля 2019. 29 августа 2018 года.
- . Дата обращения: 20 июля 2019. 21 октября 2018 года.
- . Дата обращения: 20 июля 2019. 26 августа 2018 года.
- Дата обращения: 20 июля 2019. 17 апреля 2019 года.
- . Дата обращения: 22 августа 2019. 21 октября 2020 года.
- . Дата обращения: 22 августа 2019. 22 августа 2019 года.
- . Дата обращения: 28 марта 2020. 10 августа 2020 года.
- . Дата обращения: 12 мая 2021. 12 мая 2021 года.
- . Дата обращения: 4 августа 2023. 4 августа 2023 года.
- . Дата обращения: 4 августа 2023. 4 августа 2023 года.
- . Дата обращения: 20 июля 2019. 27 марта 2019 года.
- . Дата обращения: 20 июля 2019. 3 декабря 2018 года.
- . Дата обращения: 25 апреля 2016. 29 июня 2016 года.
- . Дата обращения: 20 июля 2019. 13 октября 2018 года.
- . Дата обращения: 12 мая 2021. 12 мая 2021 года.
- . Дата обращения: 12 мая 2021. 29 ноября 2021 года.
- . Дата обращения: 27 декабря 2022. 27 декабря 2022 года.
Ссылки
- 2021-02-01
- 1