Interested Article - Штайн, Петер
- 2021-09-06
- 1
Петер Штайн ( нем. Peter Stein ; род. 1 октября 1937 , Берлин ) — немецкий театральный режиссёр , работающий в разных странах, включая Россию. Проживает в Италии .
Биография
Петер Штайн родился в Берлине . В детстве одноклассники, а позже товарищи по университету звали Штайна на русский манер — Петя. Отец Штайна — инженер, в 30-е годы работал на строительстве завода в СССР.
В молодости был увлечен техникой, но учился на факультетах философии и германистики Франкфуртского университета. Систематического театрального образования он не получил.
Театральную деятельность начал в 1964 году в мюнхенском «Каммершпиле» в должности ассистента режиссёра .
Как режиссёр Штайн дебютировал в 1966 году постановкой пьесы Э. Бонда «Спасение».
В 1968 году был вынужден покинуть театр — он публично выступил против войны во Вьетнаме, призвав зрителей сделать пожертвования вьетнамскому Фронту освобождения. После этого два года работал в театрах Бремена и Цюриха.
В 1967 году начал работать в театрах Бремена и Цюриха . На сцене Бременского драматического театра поставил «Коварство и любовь» Ф. Шиллера и «Торквато Тассо» И. В. Гёте .
Широкая известность пришла к Штайну в 1970 году, когда он вместе с Клаусом Пайманом возглавил театр «Шаубюне» (Schaubuehne) в Западном Берлине , в котором работал 15 лет. В «Шаубюне» Штайн утверждал концепцию так называемого «театра права голоса» (Mitbestimmungstheater), предполагавшую участие не только всех членов творческого коллектива, но и технического персонала в принятии важных для театра решений, в том числе и касающихся репертуарной политики . Подхваченная разными режиссёрами, в частности Петером Паличем во Франкфурте-на-Майне , эта модель способствовала в не только демократизации, но и политизации театра в Западной Германии.
Постановка пьесы Б. Брехта «Мать», осуществлённая Штайном вместе с Пайманом в «Шаубюне», позволила некоторым политикам говорить о превращении театра в рассадник коммунистической идеологии . Вместе с тем эта демократическая модель нередко вызывала недовольство и у режиссёров; так, Пайман на этой почве уже в 1971 году покинул театр .
Штайн всегда проявлял интерес к русскому театру. В своем творчестве он продолжает и развивает традиции режиссуры К. С. Станиславского . Сегодня в мировом театре трудно найти режиссёра, столь истово отстаивающего принципы Станиславского.
Спектаклям Штайна, независимо от их тематики, всегда свойственна подробная, скрупулёзно разработанная психология персонажей; любовно и тщательно воссозданная в декорациях и звуковом оформлении атмосфера места действия; подчеркнуто реалистический стиль игры.
В 1970-е годы, во время бурных и эксцентричных авангардистских театральных экспериментов, этот стиль прозвучал неожиданно свежо, и принес «Шаубюне» мировую известность. Здесь театральная стилистика вышла на новый виток спирали развития, возвращаясь к классическим методам постановок на новом, современном уровне.
«Русская» направленность отчетливо прослеживалась в репертуаре театра Шаубюне. Штайн поставил «Дачников» М. Горького (1975), «Оптимистическую трагедию» Вс. Вишневского (1972), « Три сестры » (1985) и « Вишнёвый сад » (1992) А. П. Чехова .
Главной основой репертуара режиссёра оставалась классика. Сам П. Штайн основой европейского театра считает античную драму, Шекспира и Чехова.
С 1986 года Штайн много ставит за пределами Германии, в том числе и в оперных театрах.
Питер Штайн ставил спектакли по пьесам драматурга Эдварда Бонда ( англ. ), среди которых « » (1967) и « » (1969)
Среди постановок Штайна пьесы Шекспира : в 1977 году состоялась премьера « Как вам это понравится », а в 1994 году « Антоний и Клеопатра ».
С начала 1990-х Штайн полностью стал «свободным художником», не связывающим себя долгосрочными контрактами с конкретными театрами. Это позволило ему сосредоточиваться на глобальных проектах (как правило — международных), представляющих собой грандиозные театральные эксперименты.
В 2000 году в рамках всемирной выставки ЭКСПО в Ганновере Петер Штайн поставил полную версию « Фауста » Гёте . Этот спектакль, который длился более 20 часов впоследствии прошёл в Вене и в Берлине. В спектакле было занято 35 актёров.
Питер Штайн поставил также спектакль « Чайка » в Рижском театре русской драмы ( Елена Стародуб — Аркадина, Анатолий Лобоцкий — Тригорин, а — Треплев) .
Постановки в России
В Россию Штайн приехал в 1989 году по приглашению Союза театральных деятелей СССР: в рамках фестиваля театров ФРГ был показан его спектакль «Три сестры».
В 1991 году Штайн поставил в Москве «Вишнёвый сад» А. Чехова.
В 1994 году в Москве состоялась премьера спектакля, поставленного Петером Штайном, — « Орестея » Эсхила . На сцене театра Российской Армии в восьмичасовом спектакле участвовали известные актёры российского театра: Екатерина Васильева , Татьяна Васильева , Людмила Чурсина , Евгений Миронов , Татьяна Догилева , Игорь Костолевский , Елена Майорова , Вячеслав Разбегаев . Спектакль стал главным событием российского театрального сезона.
В 1998 году Штайн поставил « Гамлета » с участием Евгения Миронова ( принц Гамлет ), Александра Феклистова (Клавдий), Ирины Купченко (Гертруда), Михаила Филиппова (Полоний), Вячеслава Разбегаева (Фортинбрас) и других актёров.
В феврале 2014 года Штайн приступил к репетициям оперы Дж. Верди «Аида» в Москве в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко . Премьера прошла в апреле 2014 года.
Январь 2015 — премьера в театре Et-Cetera по трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов».
22 июля 2016 года состоялась премьера оперы «Осуждение Фауста» Г. Берлиоза в Большом театре России .
Семья
Жена (с 1999 г.) - итальянская актриса Маддалена Криппа. Живет в Италии на вилле в Сан-Панкрацио под Римом.
Награды
- Кавалер ордена Почётного легиона ( Франция , 1992 )
- Большой крест со звездой и плечевой лентой ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» ( Германия , 2012 )
- Офицерский крест ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» ( Германия , 2008 )
- Орден Дружбы ( 29 октября 2008 года , Россия ) — за большой вклад в сохранение, развитие и популяризацию русской культуры за рубежом
- Австрийский почётный знак «За науку и искусство» 1 класса ( 2015 год , Австрия )
Интересный факт
Для постановки «Орестеи» Штайн приехал в Россию осенью 1993 года. В Москву Штайн приехал 3 октября 1993 года, когда в столице происходили трагические события. Представители Международной конфедерации театральных союзов сообщили ему о сложной ситуации в городе. Однако реакция режиссёра была однозначной: он приступает к работе. На следующий день, ровно в 10 часов утра, в условиях чрезвычайного положения Штайн провёл первую репетицию «Орестеи» в Театре Российской армии [ источник не указан 3993 дня ] .
Литература
- Колязин В. Ф. Петер Штайн: Судьба одного театра. В 2 кн.: Кн. 1: Диалоги о Шаубюне. — М.: Дорошев, РОССПЭН, 2012. — 672 с., ил., 1000 экз., ISBN 978-5-905287-04-6
Документальное кино
К 75-летию был снят документальный фильм о П. Штайне "Петер Штайн. Театр... козы, оливки" (реж. А. Куренков, 2012).
Примечания
- Peter Stein // — 2005.
- Peter Stein // (нем.) / Hrsg.:
- ↑ Ingrid Gilcher-Holtey. Politisches Theater nach 1968 : Regie, Dramatik und Organisation . — Frankfurt/Main, 2006. — ISBN 978-3-593-38008-7 .
- Pilz D. (нем.) . Berliner Zeitung (28 декабря 2012). Дата обращения: 11 января 2013. Архивировано из 23 июля 2014 года.
- от 5 декабря 2005 на Wayback Machine «Независимая газета» 14 января 2005
- (неопр.) . Дата обращения: 27 марта 2014. Архивировано из 7 апреля 2014 года.
- (неопр.) . Дата обращения: 8 июня 2019. 8 июня 2019 года.
- (нем.) .
Ссылки
- Интервью с Петером Штайном от 14 мая 2012 на Wayback Machine , журнал «Сеанс» № 47/48
- (англ.) на сайте Internet Movie Database
- в Немецкой национальной библиотеке .
- от 24 сентября 2009 на Wayback Machine , статья в «Tagesspiegel» от 1 октября 2007 (нем.) (Дата обращения: 17 июня 2009)
- от 3 сентября 2009 на Wayback Machine , статья в «NZZ Online», 1 октября 2007, Luc Bondy zu Steins Theaterarbeit (нем.) (Дата обращения: 17 июня 2009)
- , статья в «Tagesspiegel» от 1 октября 2005 (нем.) (Дата обращения: 17 июня 2009)
- от 2 сентября 2009 на Wayback Machine , статья в «Die Zeit», Nr. 49, от 1996 г. (нем.) (Дата обращения: 17 июня 2009)
- 2021-09-06
- 1