Interested Article - Торчинов, Евгений Алексеевич

Евге́ний Алексе́евич То́рчинов ( 22 августа 1956 12 июля 2003 ) — советский и российский учёный- религиовед , синолог , буддолог , историк философии и культуры Китая . Кандидат исторических наук, доктор философских наук, профессор. Буддийский учитель и почётный президент Санкт-Петербургского отделения Фо Гуан . Член редакции научно-теоретического журнала « Религиоведение ».

Биография

Родился 22 августа 1956 года в г. Орджоникидзе ( Владикавказ ). По национальности — осетин . Почти сразу после рождения его семья переехала в Саратов .

В 1973 году окончил среднюю школу № 67 и поступил на кафедру китайской филологии Восточного факультета ЛГУ . В 1978 году стал аспирантом Государственного музея истории религии и атеизма . С 1981 по 1984 годы — научный сотрудник этого же музея. В 1984 году перешёл в Ленинградское отделение Института востоковедения АН СССР (позднее — Санкт-Петербургский филиал Института востоковедения РАН ), где проработал десять лет.

В 1984 году под научным руководством Л. Н. Меньшикова защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Трактат Гэ Хуна Баопу-цзы “ как историко-этнографический источник».

В 1993 году вместе с буддологом открыл отделение Международной ассоциации «Свет Будды» в Санкт-Петербурге, став его президентом до конца 1998 года. На момент 2001 года Торчинов был почётным президентом отделения и членом совета директоров Фо Гуан .

В 1994 году защитил докторскую диссертацию «Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания».

В 1998 году заведовал кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета СПбГУ . С 1999 года возглавлял кафедру философии и культурологии Востока философского факультета.

В 2002 году один семестр читал лекции по китайским религиям в канадском Саскачеванском университете .

В 2002 году стал лауреатом премии Санкт-Петербургского философского общества «Вторая навигация» в номинации «Учебник по философским наукам» за работу «Введение в буддологию. Курс лекций» .

Умер 12 июля 2003 года в Санкт-Петербурге.

Исследования даосизма

Известен своими исследованиями даосизма и переводами классических даосских трактатов. В своей диссертации он составил подробный и объёмный обзор даосизма, его течений, истории, школ и воззрений, опираясь на изучение китайских источников и достижения зарубежной синологии. Позднее он опубликовал обзор даосизма в виде монографии, рассчитанной на широкий круг читателей.

Работая с даосскими источниками, он перевёл и детально прокомментировал два авторитетных средневековых даосских сочинения — трактат Гэ Хуна Баопу-цзы и трактат Чжан Бодуаня Учжэньпянь .

Трактат Гэ Хуна Баопу-цзы — энциклопедия даосизма того времени. Он содержит описания даосских практик, рецептов даосской алхимии и критический обзор даосской науки о бессмертии. Перевод Торчинова явился первым научно-выверенным переводом Баопу-цзы на европейские языки, в своём переводе он проделал работу по идентификации компонентов рецептов долголетия и бессмертия — минералов, химических соединений, растений и воссозданию религиозного и исторического трактата.

Трактат Учжэньпянь содержит описания методов внутренней алхимии по достижению бессмертия. Перевод Торчинова этого трактата также был первым научно-выверенным переводом на европейские языки, он уделил внимание контексту — символике трактата, буддийским аналогиям, историческим параллелям, постаравшись максимально приблизить русскоязычного читателя к пониманию трактата.

Он также подготовил научный перевод Дао дэ цзина , который тщательно выверил по многочисленным источникам.

Известны и другие его исследования и переводы.

В своих статьях пытался осмыслить также практические аспекты даосизма — внешнюю алхимию , внутреннюю алхимию, методы медитации, методы достижения бессмертия, даосскую сексуальную практику , аналогии с буддийскими школами и тантрическими практиками.

Работая над изучением даосизма, несколько раз посетил Китай.

Исследования буддизма

Евгений Торчинов в своих исследованиях старался охватить все буддийские школы в их исторической и духовной взаимосвязи, результатом этих исследований стал учебник «Введение в буддологию».

Особое внимание он уделял школам махаяны и дальневосточного буддизма. Он подготовил переводы с китайского языка нескольких авторитетных сочинений. Он перевёл с древнекитайского классический буддийский «Трактат о пробуждении веры в махаяну».

Среди махаянских школ его интересовал чань , он подготовил несколько переводов классических и современных чаньских сочинений, посетил чаньский монастырь на Тайване. Он перевёл сочинения чаньских патриархов Хунжэня и Цзунми, и труды Синъюня, современного мастера Чань на Тайване.

Евгений Торчинов уделял также внимание сопоставлению даосизма и буддизма в Китае, выделяя расхождения и параллели буддийских и даосских школ. Он отмечал, что в периоды гонений на буддизм буддисты скрывались в даосских монастырях и общинах, принеся в даосизм ряд идей, которые были восприняты даосами и нашли своё отражение в даосской литературе и практике.

Работая над изучением буддизма, он посещал Китай , Ладакх и Тайвань . Стал считать себя буддистом в 1975 году, принял Прибежище в 1991 году. Являлся официальным представителем в России и членом совета директоров и консультантом Buddha’s Light International Association — B.L.I.A. (Гоцзи Фо гуан хуэй); мирской буддийский лектор B.L.I.A , президентом санкт-петербургской буддийской общественной организации «Фо гуан (Свет Будды)» . По философским взглядам придерживался синкретической теории татхагатагарбхи и йогачары , по школьной — принадлежал к традициям Линьцзи и Дрикунг Кагью , называл себя внесектарным буддистом («внесектарная Махаяна ») . В то же время религиовед С. Б. Филатов указывал, что буддолог А. А. Терентьев описывал в частной беседе отношение Торчинова к буддизму следующим образом: « он то называл себя буддистом, то отрицал свою принадлежность к этой религии » .

Антропология религии

Сопоставляя различные религиозные учения, Евгений Торчинов написал книгу «Религии Мира. Опыт запредельного», в которой попытался найти общий подход к религиям с точки зрения трансперсональных состояний и психотехники, выделив феномен «религиозного опыта» как основу и ядро любой религии. В этой книге он подробно анализировал шаманизм, религии древности, секты и современные мировые религии, показал этапы развития религий.

Он написал также немало работ по сравнительному религиоведению. Некоторые его работы посвящены каббале и аспектам каббалистической мистической практики.

Торчиновские чтения

20—21 февраля 2004 года в Санкт-Петербургском государственном университете были проведены Первые Торчиновские чтения «Религиоведение и востоковедение».

Сочинения и работы

Диссертации
  • Трактат Гэ Хуна «Баопу-цзы» как историко-этнографический источник: Дисс. на соискание уч. ст. канд. ист. н. — Л., 1984.
  • Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания: Дисс. на соискание уч. ст. докт. филос. н. — СПб., 1993.
Книги
  • . — СПб.: Андреев и сыновья, 1993. — 312 с. (2-е дополненное издание: СПб.: Лань, 1998. — 448 с.)
  • Религии мира. Опыт запредельного (трансперсональные состояния и психотехника). — СПб.: Центр « Петербургское востоковедение », 1997. — 384 с. (2-е изд., испр. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000. — 384 с.)
  • Даосизм. «Дао-дэ цзин» / Предисл. пер. с кит., коммент. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999. — 288 с. (2-е изд. — СПб., 2004. — 256 с.)
  • . — СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2000. — 304 с.
  • Даосские практики. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001. — 320 с.
  • Буддизм: Карманный словарь. — СПб. : Амфора, 2002. — 187 с.
  • Философия буддизма Махаяны. — СПб. : Петербургское Востоковедение, 2002. — 320 с.
  • Стрелков А. М., Торчинов Е. А., Монгуш М. В. Буддизм. Каноны. История. Искусство. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2006. — 600 с.
  • Пути обретения бессмертия: Даосизм в исследованиях и переводах Е. А. Торчинова. — СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 2007. — 608 с.
  • Путь золота и киновари: Даосские практики в исследованиях и переводах Е. А. Торчинова. — СПб.: Азбука-классика; Петербургское востоковедение, 2007. — 480 с.
  • Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. — СПб.: Азбука-классика, 2007. — 480 с.
  • Таинственная самка : трансперсональный роман. — СПб., Гуманитарная Академия, 2013. — 288 с.
  • Апостолы дракона (алхимический роман) (2002 г.) // Архив российской китаистики. Т. IV / сост. А. И. Кобзев ; отв. ред. С. В. Дмитриев. — М. : Институт востоковедения РАН , 2016. — С. 690—772. — 832 с.
  • Китайская рапсодия (роман странствий и инициаций) (2003 г.) // Архив российской китаистики. Т. IV / сост. А. И. Кобзев ; отв. ред. С. В. Дмитриев. — М. : Институт востоковедения РАН , 2016. — С. 772—815. — 832 с.
Переводы книг
  • Лу Куань юй . Даосская йога, алхимия и бессмертие / Предисл., пер. с англ., прим. — СПб.: Орис, 1993. — 368 с.
  • Хун-Жэнь, пятый чаньский патриарх . / Предисл., пер. с кит., коммент. — СПб.: Дацан Гунзэчойнэй, 1994. — 68 с.
  • Чжан Бо-дуань . Главы о прозрении истины = У чжэнь пянь / Предисл., пер. с кит., коммент. — СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1994. — 352 c.
  • . — СПб.: Издательство Буковского, 1997. — 92 с.
  • Великий учитель Син-юнь . Чаньские беседы / Предисл. Е. А. Торчинова. Пер. с кит., коммент. Е. А. Торчинова, К. Ю. Солонина. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 1998. — 384 с.
  • Цзун-ми . Чаньские истины / Предисл., пер. с кит., коммент. Е. А. Торчинова, К. Ю. Солонина. — СПб.: Издательство СПбГТУ, 1998. — 144 с.
  • Гэ Хун . Баопу-цзы / Предисл., пер. с кит., коммент. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999. — 384 с.
  • Даосская алхимия / Вступ. ст., пер. с кит., коммент., прим. — СПб.: Азбука; Петербургское Востоковедение, 2001. — 480 с.
  • Ермаков М. Е., Кравцова М. Е., Солонин К. С., Торчинов Е. А. Религии Китая. Хрестоматия / Сост. Е. А. Торчинов. — СПб.: «Евразия», 2001. — 512 с.
  • Философия китайского буддизма / Вступ. ст., предисловия, пер. с кит., коммент. — СПб.: Азбука-классика, 2001. — 256 с.
Отдельные статьи
  • // Религия и традиционная культура. Сборник научных трудов. СПб., 2000, с.74-90.
  • Даосизм и китайская культура: проблема взаимодействия // Народы Азии и Африки, 1982, № 2, с. 155—168.
  • Даосско-буддийское взаимодействие (теоретико-методологические проблемы исследования) // Народы Азии и Африки, 1988, № 2, с. 45-54.
  • // Kabbalah: Journal for the Study of Jewish Mystical Texts. Ed. by D. Abrahams and A. Elqayam. Vol. 5, 2000, p. 183—198.
  • Изучение буддизма в России (современное состояние) // Проблемы Дальнего Востока . — М. : ИДВ РАН , 1992. — № 4 . — С. 75—89 .
  • // Петербургское Востоковедение. Вып. 4. СПб., 1993.
  • Этика и ритуал в религиозном даосизме // Этика и ритуал в традиционном Китае: М.: Наука, 1988, с. 202—235.

Примечания

  1. , с. 31.
  2. , с. 37.
  3. Нужно ли награждать философов? // Вестник Российского Философского Общества , М., 2008, № 2(46), с.229.
  4. . Дата обращения: 14 сентября 2011. 29 октября 2011 года.
  5. . Дата обращения: 25 марта 2011. 12 октября 2012 года.
  6. от 25 сентября 2013 на Wayback Machine Е. А. Торчинова (4 мая 2001)
  7. Филатов С. Б. // Russian Review. — Оксфорд: Кестонский институт , 2019. — № 77 . 12 января 2020 года.

Литература

  • Аринин Е. И. Религиозность и религия в интерпретации Е. А. Торчинова // Свеча-2012. Том 21. Религиозность: личность перед вызовом бытия. Материалы международных научных конференций / отв. ред. Е. И. Аринин. — Владимир: ВлГУ , 2012. — С. 110—115. — ISBN 978-5-9984-0354-5 .
  • // Религиоведение . — 2004. — № 1 . — С. 30—37 . — ISSN .
  • Кий Е. А. О научном наследии Е. А. Торчинова // Религиоведение . 2004. № 1. С. 4-17
  • Кий Е. А. Он был открыт для диалога со всеми людьми // Санкт-Петербургский университет. 5 (3694), март 25, 2005. С. 10-11.
  • Кий Е. А. Евгений Алексеевич Торчинов // Торчинов Е. А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб., 2005. С. 464—474;
  • Кий Е. А. Евгений Алексеевич Торчинов (1956—2003) // Религиозный мир Китая, 2005. С. 309—322.
  • Кий Е. А. // Первые Торчиновские чтения. Религиоведение и востоковедение. Материалы научной конференции. СПб., Изд-во СПбГУ, 2004. C. 135—157.
  • Кий Е. А. // Общество и государство в Китае. Т. XLIV, ч. 1 / Редколл.: Кобзев А. И. и др. — М.: ИВ РАН , 2014. — 594 с. — С. 582—587.
  • Кий Е. А. // Asiatica: Труды по философии и культурологии Востока. — СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2016. — № 10 . — С. 4—15 . — ISSN .
  • , , Светлов Р. В. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом . — 2013. — № 3 (31) . — С. 110—129 . — ISSN . 1 февраля 2014 года.
  • // Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России. Отв. ред. и сост. С. Б. Филатов . — М.; СПб.: Летний сад, 2002. — 488 с.
  • Терентьев А. А. // Буддизм России. — СПб. : Нартанг, 2002. — № 34 . — С. 96—98 .

Ссылки

Источник —

Same as Торчинов, Евгений Алексеевич