Interested Article - Пирдопский апостол

Пирдопский апостол

Пирдопский апостол — болгарская книга, первоначально считавшаяся среднеболгарской рукописью, позже объявленная мистификацией на современном болгарском языке.

Хранится в Национальной библиотеке Святых Кирилла и Мефодия (№ 497). Отдельный лист рукописи хранится в (№ 407) , также в Софии. Состоит из 130 пергаментных листов.

В прошлом хранился в церкви Успения Пресвятой Богородицы в Пирдопе , где его впервые описал писатель Васил Чолаков в 1870 году. В 1890 году его тщательно проанализировал Васил Балджиев из Пирдопа, преподаватель Софийского университета.

Пирдопский церковно-школьный совет направил его в Кирилло-Мефодиевскую национальную библиотеку в 1914 году. Практически сразу после этого его объявили поздней подделкой. Основанием послужил современный болгарский язык текста, а также сомнительные обстоятельства его хранения . Утверждается, что его нашли замурованным в нише руин разрушенной (часть сожженного и разрушенного в 1700 году Еленского монастыря Св. Илии).

Профессор Марин Дринов летом 1869 г. советует отправиться в Пирдоп, чтобы осмотреть и описать рукописи, которые там находятся. По словам Дринова, в одной из них была запись времен патриарха Евфимия . К апостолу, по словам Чолакова, была приложена летописная запись (приписка), в которой рассказывалось, как после завоевания Тырновграда турками патриарх Евфимий Тырновский направился в Еленский монастырь Св. Илии (в местности Еленско между г. Пидоп и с. Антон ) . Патриарх нашел там прибежище у «пирдопского князя Момчила». Странно в данном случае то, что название города Пирдоп впервые появляется в XVIII веке, но оно появляется в приписке, которая должна быть старше на 5 веков . Позже оригинал записи был утерян, но ее текст сохранился в издании Васила Чолакова .

Согласно палеографическому анализу сохранившейся рукописи, этот случай относится к мистификации, скорее всего, первой половины XIX века . Автор записи — Радослав Велов из Клисура, которого исследователи сравнивают с другим литературным героем эпохи возрождения — из Корова. Предполагается, что это мистификация, созданная писателем . Не исключено, что мистификация с припиской о пирдопском князые Момчиле была делом рук писателя или самого Чолакова .

В этой местности ходит легенда, согласно которой воевода Момчил был уроженцем села Ладжене (ныне Антон), но жил в Пирдопе . Подобные легенды о Момчиле связывают его (вероятно, по названию его крепости в современной Греции) с Пирдопом, Пиротом в Сербии и Пирлитором в Черногории .

Примечания

  1. Христова, Б., Е. Мусакова, Е. Узунова, Опис на славянските ръкописи в Църковно-историческия и архивен институт, София. Т.1. С., 2009, 133, 238
  2. Динеков, П. «Живот, дейност, трудове на Ст. Н. Шишков» — в «Родопа», 14, № 5, с. 1; Василева, С. «За Ст. Н. Шишков» — в «Родна реч», 8, № 5, с. 231
  3. Чолаков, «Панагюрище», сп. «Читалище» год. IV, бр. 10, Цариград 1874, стр. 274—275.
  4. В поменика на Варовитешкия манастир в Етрополско през XVII в. градът се споменава с име Протопопинци (Мутафчиев, СбБАН 27, 59, 60); а като Пирдоп едва в приписка от 1727 г. (Цонев, Опис, 341—342).
  5. «Литературна мисъл», XXXIII, кн. 5-7, Институт за литература (БАН), 1989, стр. 59
  6. Старобългарска литература, кн. 16-19, Институт за литература (БАН), 1984, стр. 76
  7. «Старобългарска литература», томове 16-19, Институт за литература (БАН), 1984, стр. 76
  8. Бернар Лори, от 23 сентября 2020 на Wayback Machine , «Либерален преглед», 8 май 2014 г.
  9. «Паисий Хилендарски: епоха, личност, дело», Велчо Велчев, «Народна просвета», 1981, стр. 37
  10. Вж. бел. 19 на стр. 353 от «История на българите» на акад. Константин Иречек (изд. «Наука и изкуство», 1978 г.) под редакцията на проф. Петър Хр. Петров, где отмечено, что Перитор был превращен в балканский городок Пирдоп, а найденные В. Чолаковым сведения о какой-то рукописи из Пирдопа (напечат. в «Читалище», 1874, стр. 274) являются грубой подделки.
  11. Константин Иречек, «Пътувания по България», предговор Стоян Аргиров и Евлоги Бузашки, поредица «Българско историческо наследство», изд. «Наука и изкуство», 1974 г., стр. 363
  12. Бележити българи, Борис Чолпанов, Васил Гюзелев, Симеон Митев, Том 1, Държавно военно издателство, 1968 г., стр. 308

Литература

  • Иванов, М. «Палеографически, граматически и критически особености на Пирдопския апостол» — в «Сборник за народни умотворения, наука и книжнина», 6, 1891 г., 83 — 112

Ссылки

Источник —

Same as Пирдопский апостол