Interested Article - Хнюх

Хнюх ( рут. Хыӏныӏхъ ) — село в Рутульском районе Дагестана . Входит в Рутульское сельское поселение .

Географическое положение

Село расположено в долине реки Рутул , протекающей через районный центр , на высоте 2100 метров над уровнем моря , на южном склоне Самурского хребта , в 5 км севернее районного центра села Рутул .

Население

Численность населения
1895 1926 1939 1970 1989 2002 2010
137 147 163 299 45 129 61

Моноэтническое рутульское село . Хнюх основали представители 6 тухумов : Шейхийер (потомки основателя тухума, который по легенде был шейхом ) , Кавхыйер ( имя предка-основателя ), Тахъуйер ( видимо прозвище ), Мисийер ( имя предка ), Уджалыйер ( потомки пришельцев из арабских стран ), Апсарыйер ( имя предка ).

История

Село Хнюх, одно из древних сел Рутульского вольного общества, хотя найденные исследователями письменные памятники опровергают это. Самая ранняя надпись , найденная здесь, датируется началом XVIII века. Есть предположение, что письменные памятники, датированные более ранними периодами, просто не сохранились по разным причинам.

Этимология

Значение слова «Хнюх» в народе не объясняют, однако есть 4 версии:

  • Первая версия гласит, что в селе много "святых мест", которые по своим функциям делятся на несколько групп. Среди этих "святых мест" популярностью среди местных жителей пользовалась "святыня-исцелитель" «Мазай-гагды уджа» ("святилище" Мазай-гага), где главным образом "лечили" детей от разных болезней. Отсюда село, скорее всего, и получило название хыӏныӏхъ , что на рутульском языке означает « ребенок » ( хыных ).
  • Вторую версию озвучил исследователь Ф. Дашлай и она подразумевает, что название села образовано от слова ханака ( перс. خانگاه ‎ — хангах ,), то есть общежитие (для муталимов ). Есть предположение, что медресе XII века в Рутуле , на самом деле располагалась в Хнюхе, откуда и название этого села « ханака » .
  • Третью версию приводит в своей статье лингвист Г. Х. Ибрагимов, в которой, проводя анализ названий рутульских населённых пунктов, отметил объединение обнаруживающих генетическую общность топонимов рут. МыхӏаІд , Хыӏныӏхъ, Хин , Мыӏхрек , связанных, по мнению автора, с понятием дом , село и нек. др.
  • Есть ещё одна версия названия села. В ней развивается почти такая же гипотеза, как в предыдущей версии Г. Х. Ибрагимова, но только более раннего происхождения . Как все знают, в Дербентской крепости течет родник, на стене которого сохранилась надпись на албанском алфавите . Албанский алфавит сегодня известен, и эта надпись читается как «хиней» . В этом слове «хин» является корнем, «ей» -окончанием, указывающее направление. По мнению к.и.н., этнолога Бадалова Ф., слово «хин», превратившееся со временем в архаизм на языках народов лезгинской семьи , с уверенностью можно сказать, изначально означало «возвышенность», «альпийские луга», «летние пастбища». И надпись на албанском алфавите переводится с лезгинского и рутульского языка как «родник, который течет со стороны вершины (возвышенности)». Предположение исследователя основывается на языковом материале. Следующие примеры довольно ясно дают представление о значении слова «хин» : — на территории Кубинского района АР самое высокогорное селение называется Хиналуг . На территории Ахтынского района есть уже отмеченное выше селение « Хин », являющиеся одним из самых высоких поселений в своем районе. С горы Экуьнин дагъ (гора Восходящего Солнца), расположенной на территории Докузпаринского района , падает с высоты более чем в 100 метров чистая родниковая вода, которая населением соседних сел называется «Хинин булах» (Родник хин) . Родник получил это название, потому что он падает с возвышенности (со стороны альпийских лугов). На вышеназванной горе присутствуют также вырезанные в скальной породе ступени. По ним на вершину горы при необходимости можно подняться, так вот жители близлежащего горного аула Кӏелет эти ступени называют «Хинин гурар» ( Лестница хин — лестница, ведущая в сторону альпийских лугов). Курушцы — жители самого высокогорного селения Европы, называют близлежащие территории (альпийские луга) на возвышенности — «Хинихъ» или «Хыныхъ» , если прочитать по-рутульски. В этом слове «ихъ» (ыхъ) — окончание, показывающее направление (сторону). Подобных примеров связанных со словом «хин» предостаточно. Слово «яйлах» , употребляемое сегодня взамен слово «хин», заимствовано народами лезгинской группы позднее из южных языков.

См. также

Шихийер — хнюхский старинный тухум .

Новый Хыных — место компактного поселения хнюхцев после переселения с гор на равнину.

Примечания

  1. Мусаев Г.М. Рутулы (XIX-начало XX века). Историко-этнографическое исследование. — Юпитер, 1997.
  2. . Дата обращения: 13 мая 2014. 24 декабря 2013 года.
  3. Рамазанов Р. А., Рамазанов А. Р. Хунюх // Историко-эпиграфические материалы народов Рутульского района. — М. Л. : ГУП «РГЖТ», 2012. — С. 115.
  4. . wikimapia.org . Дата обращения: 25 августа 2021. 29 января 2015 года.
  5. Районированный Дагестан : (адм.-хоз. деление ДССР по новому районированию 1929 г.). — Махачкала : Орготд. ЦИК ДССР, 1930. — 56, XXIV, 114 с.
  6. Список населённых мест с указанием численности населения по переписи 1939 года по Дагестанской АССР . — Махачкала, 1940. — 192 с.
  7. Состав населённых пунктов Дагестанской АССР по данным Всесоюзной переписей 1970 (статистический сборник) . — Махачкала: Дагестанское республиканское управление статистики Госкомстата РСФСР, 1971. — 145 с.
  8. Национальный состав населения городов, посёлков, районов и сельских населённых пунктов Дагестанской АССР по данным Всесоюзных переписей 1970, 1979 и 1989 годов (статистический сборник) . — Махачкала: Дагестанское республиканское управление статистики Госкомстата РСФСР, 1990. — 140 с.
  9. . Дата обращения: 12 апреля 2012. Архивировано из 31 декабря 2011 года.
  10. Рамазанов Р. А. Хунюх // Шиназ (очерки древнего аула). — М. Л. : Махачкала, 1990. — С. 46.
  11. Дашлай Ф. З. Рутульские села // Лики Кавказа. — М. Л. : Традиция, 2012. — С. 100.
  12. Ибрагимов Г. Х. Названия рутульских населённых пунктов // Названия рутульских и цахурских аулов. Сборник статей по вопросам дагестанского и вейнахского языкознания. — М. Л. : Махачкала, 1972. — С. 27.
  13. . Лезги-Яр - Официальный сайт. Дата обращения: 11 января 2016. 13 сентября 2016 года.

Литература

  • Ибрагимов Г. Х. Названия рутульских и цахурских аулов. Сборник статей по вопросам дагестанского и вейнахского языкознания. — Махачкала, 1972.
  • Рамазанов Р. А., Рамазанов А. Р. Историко-эпиграфические материалы народов Рутульского района. — ГУП «РГЖТ», 2012.
  • Булатов А. О. Подвижники ислама. — Издательство РАН, 2003.
  • Рамазанов Р. А. Шиназ (очерки древнего аула). — Махачкала, 1990.
  • Бобровников В. О. Дагестанское село: вопросы идентичности. — Москва, 1999.
Источник —

Same as Хнюх