Interested Article - Концерт для скрипки с оркестром № 1 (Прокофьев)
- 2021-10-07
- 1
Концерт № 1 для скрипки с оркестром D-dur , op. 19 — первый скрипичный концерт Сергея Прокофьева . Начало создания относится к 1914 году, а завершение — к 1917 году. Первое исполнение состоялось 18 октября 1923 года солистом Марселем Дарье и оркестром под управлением Сергея Кусевицкого в Гранд-Опера́ , Париж . В 1921 году нотоиздательством « А. Гутхейль » был опубликован клавир сочинения, а в 1924 году — его партитура .
История создания
Согласно записям «Дневника», 24 апреля 1914 года Прокофьев уже работал над концертом , а 14 мая отметил:
Вообще же днём подсочинил Скрипичный концерт и экспозиция первой части почти выяснилась. Я очень люблю его темы, Концерт обещает быть трогательным.
— С. С. Прокофьев. Дневник. 1907—1918 .
Создание концерта растянулось на годы: сперва из-за работы над балетом « Ала и Лоллий », затем — над оперой « Игрок ». Главная партия произведения возникла в 1915 году .
В 1917 году были завершены « Мимолётности », Скрипичный концерт, « Классическая симфония », кантата « », Третья и Четвертая сонаты для фортепиано . После распределения партий партитура концерта была передана на просмотр скрипачу , консультировавшему композитора. Дирижёр А. И. Зилоти планировал первое исполнение на ноябрь 1917 года с Коханским в качестве солиста , но осуществлению премьеры помешала Октябрьская социалистическая революция.
Осенью 1924 года во Франции Прокофьев работал над корректурой партитуры и голосов, которые закончил 18 октября .
Части
Концерт составляют три части — «мечтательно-лирическое начало, скерцозная середина и лирический финал» — общей длительностью около 23 минут:
- I. Andantino
- II. Scherzo. Vivacissimo
- III. Moderato. Allegro moderato
Инструменты
Концерт написан для соло скрипки и симфонического оркестра в составе 2 флейт , 2 гобоев , 2 кларнетов , 2 фаготов , 2 валторн , 2 труб , тубы , арфы , литавр , малого барабана , бубна и струнных.
Премьера
Премьера состоялась 18 октября 1923 года в парижской Гранд-Опера́ в исполнении оркестра Сергея Кусевицкого; партию солиста, от исполнения которой отказались несколько именитых виртуозов (например, Бронислав Губерман ), исполнил концертмейстер оркестра Марсель Дарье. В зале присутствовали видные деятели искусства: Пабло Пикассо , Александр Бенуа , Анна Павлова , Кароль Шимановский , Артур Рубинштейн , Павел Коханский и другие. Парижская критика не смогла дать концерту достойную оценку . При первом исполнении сочинение не обрело большого успеха, публика встретила его прохладно.
О первом восприятии концерта И. В. Нестьев писал следующее: «Многим казалось, что лирика Скрипичного концерта не современна, что автор ещё не расстался с устаревшими романтическими привычками. Впервые Прокофьева стали критиковать „слева“ за слишком ясную и недостаточно изощрённую музыку» . По мнению Орика в концерте присутствовали черты искусственности и « мендельсонизм ».
Со временем сочинение стало завоёвывать славу, а его наибольший успех был достигнут благодаря стараниям Йожефа Сигети , об исполнении которого 28 декабря 1928 года в Париже композитор писал как о лучшем из всех ранее им услышанных . Спустя годы Сигети писал, что находил в концерте «настроение маленького мальчика, внемлющего сказке» .
В СССР концерт впервые был исполнен Натаном Мильштейном в сопровождении фортепиано ( Владимир Горовиц ) 21 октября 1923 года .
Записи
- ГСО , дирижёр А. В. Гаук , солист Д. Ф. Ойстрах
- Лондонский филармонический оркестр , дирижёр Т. Бичем , солист Й. Сигети ; дирижёр Джулини, солист Н. Мильштейн
- Нью-Йоркский филармонический оркестр , дирижёр Д. Митропулос , солист И. Стерн
- Оркестр Национальной филармонии (США), дирижёр С. С. Прокофьев, солист Д. Ф. Ойстрах
- Оркестр романской Швейцарии , дирижёр Э. Ансерме , солист Р. Риччи
- Филадельфийский оркестр , дир. Ю. Орманди , солист И. Стерн, Columbia Records
- 1954 — Лондонский симфонический оркестр , дирижёр Л. Матачич , солист Д. Ойстрах
- 1956 — БСО , дирижёр К. П. Кондрашин , солист Д. Ф. Ойстрах, фирма « Мелодия » Д 03040-1
- 1980 — Симфонический оркестр Би-би-си под управлением Геннадия Рождественского , солист Ицхак Перлман , EMI Records
См. также
- Второй скрипичный концерт С. С. Прокофьева
Примечания
- , 1914. 24 апреля, с. 674.
- , 1914. 14 мая, с. 463.
- , Глава IV. Sturm und Drung, с. 124.
- , Глава V. На распутье, с. 156.
- , Глава V. На распутье, с. 155.
- , 1917. Сентябрь, с. 671.
- , Глава V. На распутье, с. 157.
- , 1924. 18 октября, с. 287.
- , Глава IX. Возвращение, с. 374.
- ↑ , Глава VII. В Париже, с. 244.
- , 1928. 28 декабря, с. 660.
- , Глава XV. Добрый мастер, с. 603.
- , Глава IX. Возвращение, с. 245.
- . Каталог советских пластинок. Дата обращения: 24 апреля 2017. 24 апреля 2017 года.
Литература
- Нестьев И. В. Жизнь Сергея Прокофьева / Редактор И. Прудникова. — 2-е переработанное и дополненное. — М. : Советский композитор, 1973. — 663 с.
- Прокофьев С. С. Дневник 1907—1918 / Предисловие Святослава Прокофьева. — Paris: sprkfv [DIAKOM], 2002. — Т. 1. — 813 с. — ISBN 2951813805 .
- Прокофьев С. С. Дневник 1919—1933 / Предисловие Святослава Прокофьева. — Paris: sprkfv [DIAKOM], 2002. — Т. 2. — 813 с. — ISBN 2951813813 .
Ссылки
- на International Music Score Library Project
- на YouTube в исполнении Давида Ойстраха и Лондонского симфонического оркестра под управлением Ловро фон Матачича, 1954
- на YouTube в исполнении Ицхака Перлмана и Симфонического оркестра Би-би-си под управлением Геннадия Рождественского, 1980
- 2021-10-07
- 1