Хаверц, Кай
- 1 year ago
- 0
- 0
Хавер , также хабер ( др.-евр. חבר ; мн. ч. хаверим ), — на древнееврейском языке « товарищ », « друг ». В этом смысле слово встречается в Библии ( Пс. ) . В талмудической литературе слово употребляется в этом и в других, более специальных значениях.
В Талмуде имеется такое изречение в смысле «товарища»: «Твой хавер имеет хавера; хавер твоего хавера также имеет хавера, каждое твоё слово таким образом передаётся от одного к другому и становится общим достоянием» .
Также означает товарища по учению . Один законоучитель выразился так: «Я многому научился от своих учителей, но ещё большему от своих товарищей» .
В связи со словом «талмид» ( или ученик мудреца ), хавер означает ученика , которого по его познаниям учитель считает также своим товарищем . Отсюда слово «хавер» стало употребляться как титул . В XI веке этот титул давался членам судебных учреждений .
Кроме того, в талмудической литературе этим словом обозначали члена товариществ или союзов, образовавшихся в целях точного соблюдения законов о ритуальной чистоте и десятине ( маасер ). Мишна сообщает, что Гиркан I произвёл в стране расследование, как народ выполняет установленные Библией законы о десятине в пользу священников, левитов и бедных. Расследование показало, что выделялась только терума .
Решено было объявить продукты сельского населения сомнительными относительно десятины (« демай »). Только те продукты считались чистыми по отношению к десятине, владелец которых мог доказать свое благочестие, и таким доказательством являлась его принадлежность к товариществу (חבורה) или, по крайней мере, приверженность к последнему; в первом случае он назывался חבר, а во-втором — נאמן (заслуживающий доверия). Ревнители закона группировались в товарищества для соблюдения высшей чистоты и применения особенных правил, как, например, מדף, היסט и пр., которые другими не соблюдались. К этим товариществам принадлежали люди высшего благочестия эпохи Второго храма, хасидеи . Не входящие в товарищества назывались ам-хаарец (нехавер), плоды их земли были «демай», а пища и платье нечисты.
Товарищества сослужили большую службу для сохранения иудаизма ; из них вышли законоучители и все те мученики, которые своим героизмом во времена гонений не дали погибнуть иудаизму. Хавер заботился о соблюдении субботы и праздников , совершал дела благотворительности, утешал своих братьев в скорби и становился благодаря этому опорой народа.
В позднейшее время в еврейских общинах Германии под словом хавер подразумевали лицо, которое посвятило много лет изучению религии . Йонатан Эйбешюц дал этот почётный титул христианину-профессору Тиксену .