Широкорад, Александр Борисович
- 1 year ago
- 0
- 0
Александр (Ши́ко) Борисович Муляр ( рум. Şico (Alexandru) Mulear ; 18 мая 1922 , Саврань , Балтский уезд , Одесская губерния — 17 июня 1994 , Кишинёв ) — молдавский советский композитор.
Шико Борисович Муляр родился в местечке Саврань Балтского уезда Одесской губернии . Его отец, Буця Шикович Муляр, был маляром и играл на скрипке в тарафе (1876—1941) . Окончил еврейскую среднюю школу в Тирасполе и музыкальную школу там же по классу Г. И. Гершфельда , в 1940 году поступил в Кишинёвскую консерваторию в класс композиции Ш. Няги . В том же году дебютировал «Дуэтами на молдавские народные темы» для двух скрипок. В годы немецко-румынской оккупации во время войны был заключён с семьёй в гетто Транснистрии , где переболел тифом . Впоследствии бежал из гетто, переплыв через Буг .
После освобождения Украины в 1944 году работал скрипачом в оркестре Одесского театра оперы и балета , преподавателем игры на скрипке в тираспольской музыкальной школе (1945—1948), затем продолжил занятия музыкой и в 1955 году окончил Кишинёвскую консерваторию по классу композиции Л. С. Гурова и С. М. Лобеля . В 1955—1970 годах преподавал в базовой Кишинёвской музыкальной школе-семилетке.
Жена — пианистка и концертмейстер Века Каплун; дети — пианисты Элеонора Муляр и Илья Муляр.
Среди сочинений Александра Муляра — первый молдавский балет для детей «Фэт-Фрумос» (1959, либретто А. Смолиной), симфонические поэмы «Гайдуки» (1955) и «Татарбунары» (1974), «Праздничная увертюра» (1966); «Балетная сюита» (1954) для малого симфонического оркестра, сюиты «Гимн Октябрю» (1962) и «Партия — солнце моё» (1964, обе на слова А. М. Гужеля ) для солиста, хора и симфонического оркестра, хореографическая композиция «К свету» (1970); «Ода Ленину» (на слова В. Рошки, 1961) для голоса в сопровождении симфонического оркестра, «Рапсодия на молдавские темы» для оркестра молдавских народных инструментов (1953); «Квартет» (1952) и две сюиты (1973) для 2-х скрипок, альта и виолончели; «Рондо» (1950), «Двенадцать пьес» (1961), Шесть концертных миниатюр (1966) и цикл «Эхо кодр» (1970) для скрипки и фортепиано; «Юмореска» (1954), «Сонатина» (1960), «Двенадцать пьес» (1965), «Шесть пьес» (1968) и «Соната» (1976) для фортепиано; «Концерт для кларнета и оркестра»; более 30 хоров (среди которых поэма «Суб стягул Пэчий — Под знаменем мира» на слова В. Рошки, 1952, и «Поэма о партии Ленина» на слова Г. Димитриу, 1970). Писал также музыку для эстрадных оркестров («Рапсодия», 1965) и к драматическим спектаклям, песни и романсы на слова Е. Бауха , Е. Букова , Е. Кримермана , Ф. Пономаря, В. Рошки, Г. Виеру (цикл песен), «Марш борцов за мир» на стихи А. Лукьянова .
Автор музыки к картине «Фэт-Фрумос» (1960), снятой на основе его балета. Песня «Мэй, скрипкаре, мэй, кобзаре» на стихи Леонида Корняну (1951) широко исполнялась молдавскими народными оркестрами. Писал стихи и прозу на идише (переводы осуществил М. Г. Хазин , впервые опубликованы посмертно в кишинёвской газете «Истоки»).