Дэшнер, Джеймс
- 1 year ago
- 0
- 0
Джеймс Куделка ( англ. James Kudelka ) — современный канадский балетный танцовщик, хореограф , администратор и балетный педагог, согласно Канадской энциклопедии — ведущий хореограф своего поколения в Канаде. Работал в основных канадских балетных труппах, в том числе как художественный директор Национального балета Канады в 1996—2005 годах. Офицер ордена Канады (2005).
Родился в Ньюмаркете (Онтарио) в 1955 году . Проявил себя как хороший полу характерный танцор, но уже во время учёбы в Национальной балетной школе Канады начал работать как хореограф. В дальнейшем не прекращал эту деятельность в годы выступлений в качестве танцовщика с Национальным балетом Канады (1972—1981) и труппой Les Grands Ballets Canadiens (1981—1990) .
Первый спектакль Куделки как хореографа с Национальным балетом Канады, «Соната» (на музыку Франка ), поставлен в 1973 году . Хореография Куделки отличалась подчёркнутым драматизмом. Он получил многочисленные положительные отзывы критиков за такие спектакли как «Вечеринка» ( англ. A Party , 1976, на музыку Бриттена ) и «Вашингтон-Сквер» (1977, на музыку ), ставший его первой полностью сюжетной работой. Переход из Национального балета в Les Grands Ballets Canadiens Канадская энциклопедия связывает с неудовлетворённостью атмосферой на старом месте службы, где Куделка жаловался на отсустствие условий для творчества .
На новом месте хореография Куделки стала менее драматичной, что проявилось в том числе в постановках In Paradisum (1983) и «Союзы» ( англ. Alliances , 1984). С 1984 по 1990 год он был штатным хореографом Les Grands Ballets Canadien. Одновременно с этим сотрудничал и с другими танцевальными коллективами, включая Les Ballets Jazz de Montréal, балет Джоффри , и Американский театр балета . В это время его наиболее заметными работами стали постановка «Внезапно, последняя зима» ( фр. Soudain, l’hiver dernier ), подготовленная в 1987 году для коллектива Montréal Danse, и «Там, внизу» ( англ. There Below , BalletMet, Колумбус , 1989) .
В начале 1990-х вернулся в Национальный балет (с 1992 года — штатный автор), хотя продолжал сотрудничать и с другими труппами . В 1990 году поставил для Национального балета спектакль «Пастораль» на музыку . В 1995 году впервые отметился переработкой классического русского балета (« Щелкунчик »), и успех постановки способствовал назначению Куделки художественным директором Национального балета в 1996 году . В этот период, однако, труппа переживала экономические трудности, связанные с уменьшением государственного финансирования. Куделке пришлось урезать штат танцоров и начать кардинальный пересмотр репертуара. Это заставило его разработать новую концепцию репертуара классического балетного театра в XXI веке. В период работы художественным директором он заказал несколько балетов у бывших танцоров труппы — Матьяша Мрозевского и Доминики Дюме, а также у известного монреальского модерниста Жана-Пьера Перро . В репертуар вошли несколько спектаклей из наследия . Среди наиболее удачных собственных работ Куделки в этот период были полные переработанные версии « Лебединого озера » (1999) и « Золушки » (2004) — последняя быстро приобрела такую популярность, что её поставили также Бостонский балетный театр и Американский театр балета. Два спектакля Куделки были впоследствии экранизированы для телевидения: «Времена года» (постановка 1997 года по одноимённому произведению Вивальди ) и « Жар-птица » Стравинского (2000). Среди других работ хореографа были «Актриса», поставленная как бенефис балерины Карен Кейн в 1994 году и занимавшая важное место в её прощальном турне 1997 года; «Контракт» — экспериментальная трактовка истории Гамельнского крысолова (2002); и полная балетная адаптация водевиля XIX века « Соломенная шляпка » (2005) .
В 1998 и 2004 году Национальный балет Канады с успехом гастрлировал в США, при этом турне 1998 года стало для него первыми зарубежными выступлениями за почти целое десятилетие. Однако административная работа и обязанности, связанные с поддержанием публичных отношений вызывали у Куделки неприятие, и в 2005 году он ушёл с поста художественного директора, оставшись при этом штатным хореографом. В 2008 году он был также назначен штатным хореографом коллектива современного танца Coleman Lemieux & Compagnie (Citadel + Compagnie, Торонто ), с которым впервые начал сотрудничать за два года до этого . В этом театре он отметился экспериментальными постановками: «Из Дома радости» ( англ. From the House of Mirth , 2012) объединяет элементы танцевального спектаткя и оперы , а в «Малькольме» (2014) сам хореограф появляется на сцене как мастер-кукольник, управляющий марионетками .
Помимо театральной работы, занимался преподаванием, в том числе в ванкуверской танцевальной академии Arts Umbrella, Национальной балетной школе и Университете Райерсона . В 2005 году произведён в офицеры ордена Канады , в 2020 году включён в Зал славы танца Канады .