Interested Article - Жакмар де Эсден
- 2021-03-04
- 1
Жакмар де Эден или Жакмар де Эсден (фр. Jacquemart de Hesdin, ок. 1355 — ок. 1414), французский художник- миниатюрист , работавший в стиле интернациональной готики .
Биография
Жакмар родился в Артуа . Эсден, от названия которого художник получил своё прозвище, — крепость на землях современного департамента Па-де-Кале (в то время это была часть Фландрии и владение герцогов Бургундии). Возможно, что Жакмар родился там. Он был одним из многочисленных нидерландских художников, которые с середины XIV века работали по заказам французского королевского дома. Единственный известный заказчик Жакмара — Жан Беррийский (1340—1416), младший брат французского короля Карла V , тративший огромные суммы на свою коллекцию произведений искусства.
Большей частью Жакмар жил и работал в Бурже , где находилась основная резиденция Жана Беррийского. Он работал по заказам герцога с 1384 по 1414 гг. С 1384 года Жакмар де Эден получал регулярное содержание из казны герцога. Известно, что миниатюры Жакмара де Эдена украшают Малый часослов ( Petites Heures , Национальная библиотека , Париж ) , Брюссельский или Прекрасный часослов ( Tres Bellers Heures , Королевская библиотека в Брюсселе ), Большой часослов ( Grandes Heures , Национальная библиотека, Париж). Из них Большой часослов считается главной работой художника. В инвентаре 1413 года о нём сказано:
…очень большой, очень красивый и роскошный часослов, замечательно оформленный и украшенный миниатюрами Жакмара де Эдена и других «работников» герцога. Включает в себя часы, посвящённые нашей возлюбленной Деве, Святому Кресту, Святому Духу, страстям и ещё раз Святому Духу, также и поминальные молитвы .
Рукопись не сохранилась до наших дней целиком. Жакмар де Эден выполнил для неё большие миниатюры (400х300 мм), из которых осталась только сцена Несения креста (1409, ныне хранится в Лувре). Большой часослов был завершён в 1419 году и оценен в 4 000 фунтов.
Жакмар де Эден работал на втором этапе оформления Малого часослова, приняв эстафету, вероятно, от . По предположению Милларда Майсса , над часословом работали ещё два анонимных мастера — Мастер Троицы и Псевдо-Жакмар . Позднее братья Лимбург дополнили часослов миниатюрой с изображением герцога Беррийского, собирающегося в путешествие. Жакмару де Эдену приписываются также некоторые миниатюры (созданы ок. 1386 года) из Псалтири герцога Беррийского (Национальная библиотека, Париж, Ms. fr. 13091)
По определению Анн Гранбулан, Жакмар «демонстрирует определённое мастерство в изображении пространства, показывая таким образом, что усвоил уроки сиенской школы» . Соединив достижения итальянской живописи и реализм, характерный для художников севера Европы, он придерживался более естественной манеры исполнения, в отличие от идеализированного искусства Жана Пюселя . Помимо миниатюр Жакмар выполнял элементы декора манускриптов — обрамления с фигурами животных и растительными мотивами .
Примечания
- ↑ Granboulan, Anne, Jacquemart of Hesdin (14th-15th cc) in Encyclopedia of the Middle Ages , by André Vauchez, Richard Barrie Dobson, & Michael Lapidge, trans. Adrian Walford (London, Routledge, 2001, ISBN 1-57958-282-6 )
- Казель Р., Ратхофер И. Роскошный часослов герцога Беррийского. — М. : Белый город, 2002. — С. 207. — 248 с. — (Сокровища мировой культуры). — 2000 экз. — ISBN 5-7793-0495-5 .
- Казель Р., Ратхофер И. Роскошный часослов герцога Беррийского. — М. : Белый город, 2002. — С. 208. — 248 с. — (Сокровища мировой культуры). — 2000 экз. — ISBN 5-7793-0495-5 .
- Meiss, Millard, French Painting in the Time of Jean de Berry (New York, 1967)
- M. Thomas. Buchmalerei aus der Zeit des Jean de Berry. Munchen, 1979, s.63, Ill. 12.
- от 11 мая 2013 на Wayback Machine , in the Columbia Encyclopedia (6th edition), online at encyclopedia.com (англ.)
Литература
- Казель Р., Ратхофер И. Роскошный часослов герцога Беррийского. — М. : Белый город, 2002. — 248 с. — (Сокровища мировой культуры). — 2000 экз. — ISBN 5-7793-0495-5 .
- 2021-03-04
- 1