Interested Article - Торжественная месса ми мажор (Керубини)

Торже́ственная ме́сса ми мажо́р для четырёх солистов, четырёхголосного хора и оркестра торжественная месса ( лат. missa solemnis ) Л. Керубини , сочинённая в 1818 году. Это третья из шести месс, написанных композитором, пока он руководил парижской Королевской капеллой (в эпоху Реставрации ). При его жизни никогда не издавалась. Поскольку месса начинается в одноимённом ми миноре, иногда её обозначают этой тональностью.

Структура

Месса состоит из шести номеров, которые, впрочем, легко разбиваются на отдельные структурные части, хотя резкого перехода между ними почти никогда нет.

  • Kyrie написано в традиционной трёхчастной форме, исполняется хором.
    • Kyrie eleison — открывается кратким оркестровым вступлением, сразу же в миноре.
    • Christe eleison — в отличие от того, как это было в предыдущих мессах, построено не на новом материале, а на уже введённом в Kyrie eleison , но в мажоре.
    • Kyrie eleison — повторение первой части, но без оркестрового вступление, и кода.
  • Gloria написана сложно, можно выделить пять больших разделов, четвёртый повторяет первый, придавая всему построению гармоничную завершенность. Привлекает внимание отсутствие обычной фуги в конце, вместо которой поставлена лёгкая кода .
    • Gloria in excelsis Deo — двухчастного построения, в форме A-B-A-C ( Gloria Et in terra Laudamus — каданс).
    • Gratias agimus tibi рондо A1-B1-A2-B2-A3, чередуются хор и терцет солистов ( Gratias Domine Deus Deus pater Domine fili Domine Deus, Agnus Dei ).
    • Qui tollis — традиционно трёхчастно. Чередуются последовательно три солиста и хор.
    • Quoniam tu solus — повторяет Gloria in excelsis Deo с небольшими изменениями в конце.
    • Cum sancto spiritu — кода для солистов и хора в форме A-B-A-B-C, где C — собственно кода.
  • Credo состоит из длинной вступительной части ( Credo ), двух повествовательных ( Et incarnatus и Et resurrexit ), двух частей, повторяющих в общем музыку первой ( Et in spiritum sanctum и Et unam sanctam ), и заключительной фуги Amen .
    • Credo in unum Deum — хоровая вступительная часть в медленном темпе, в форме A1-A2-A3-A1 ( Credo in unum Deum Et in unum Dominum Genitum Qui propter ), чередуются разные части хора (женский — мужской — женский — весь хор). Пройдя через ряд модуляций, тема возвращается к исходной тонике.
    • Et incarnatus est — своеобразное нисхождение с непрерывным музыкальным развитием: поют последовательно три солиста ( Et incarnatus Et homo Crucifixus ). Оркестр умолкает.
    • Et resurrexit — после паузы происходит будто бы взрыв ликования, затем снова, как и положено, pianissimo на «et mortuos». Далее вставлены несколько переходных тактов.
    • Et in spiritum sanctum — квартет солистов. Мелодия отличается от бывшей в Credo in unum Deum , однако окрестровый аккомпанемент всё тот же.
    • Et unam sanctam — на материале Credo in unum Deum .
    • Amen фугато .
  • Sanctus имеет форму A1-B-C-B-A2, где B — Osanna , C — дуэт солистов (женский) Benedictus , A2 — повторение открывающих номер фанфар (вместо «Sanctus» поётся «Osanna» ).
  • O salutaris hostia не входит в ординарный чин , но присутствует во всех шести последних мессах Керубини. [ источник не указан 4387 дней ]
  • Agnus Dei , как всегда, делится на две части.
    • Agnus Dei — трёхчастный. Два первые обращения открываются валторнами . В них терцету солистов («Agnus Dei») противостоит бас («Miserere nobis»). Третье обращение исполняется хором.
    • Dona nobis pacem — начинается с той же фразы у валторн, которая повторяется два раза, как в Agnus Dei (поёт хор). Затем следует кода.

Музыка

Характер музыки мессы удивительно разнообразен. Открывающее её Kyrie и его жалобными интонациями, напоминающими едва ли не плач, вполне могло бы сослужить интроитом какому-нибудь реквиему (Керубини окончил свой знаменитый до-минорный реквием всего за два года до написания этой мессы). Следующая затем Gloria выделяется своей бравурностью. Оркестр в ней полнозвучен, обилие ударных уже не поражает (сочинённую всего за двадцать лето до этого Й. Гайдна окрестили за это «Paukenmesse» — мессой литавр ). Музыка переливается, блестит, как бы играя со слушателем — то хор громко поёт «Gloria» (слава) , то затаившись, «pax» (мир) , то снова, с наскоком, почти выкрикивается по многу раз «Gratias» (благодарения) . Появляются наконец солисты (Domine Deus — Господи Боже ), обращающиеся к Богу. Хор поддерживает их, и, когда всеобщее единение в молении, казалось бы, доходит до предела, наступает момент Qui tollis (берущий на себя грехи) . Наивысшего напряжения музыка достигает на последнем «miserere», разрешаясь в повторение старой темы («Quoniam tu solus»), которая звучит после этого напряжения ещё более громко. Кода в Gloria служит для завершения того объединения солистов с хором, которого не состоялось чуть ранее.

Credo всегда является важнейшей частью мессы. Вместе с тем, это самая сложная её часть для музыкального решения — из-за длинноты текста и его полнейшей ритмической неупорядоченности. Часто её пытаются сократить за счёт быстрого темпа. Керубини поступает иначе. Следуя традиции, он даёт все слова до Et incarnatus сразу. В размеренном движении хора, в его четырёхдольной поступи чувствуется столь нужная для Символа веры уверенность людей в том, что они говорят. Женская половина хора поёт про Бога-Отца, мужская — про Бога-Сына. Весь хор целиком заявляет, что Бог сошел на землю. Солисты рассказывают историю Иисуса Христа : начинаясь светлым, лёгким сопрано, она уходит в бас и, как положено, затихает там на словах «passus et sepultus est» (страдавший и похороненный) . Струнные нетерпеливо дают одну и ту же ноту, наконец всё взрывается в Et resurrexit (и воскрес) . Возвращается первый отдел Credo , теперь в виде квартета солистов (Et in spiritum sanctum — И в Святого Духа ), который затем переходит в убедительнейшие слова хора о Церкви (Et unam sanctam). В конце помещается традиционное торжественное фугато Amen .

Sanctus удивляет краткостью Benedictus : хотя он исполняется всё-таки солистами, ради достижения полного единства всего номера, Керубини отводит ему лишь шесть тактов . В результате получается мощная светлая молитва, смешение фанфар, литавр и хорового пения, наглядно рисующее картину Осанны в вышних (Osanns in excelsis). Напротив, не входящая в ординарный чин O salutaris hostia , но столь любимая Керубини, чистотой, прозрачностью и почти полным отсутствием оркестра (играют только струнные, причём очень тихо) производимым эффектом напоминает . Заключительный Agnus Dei весь пронизан идеей мира (pax). Моление о нём начинается уже самой первой мягкой фразой валторн , затем осторожно вступают солисты, затем наконец хор, постепенно всё затухает и разрешается тихим мажорным аккордом, обещающим только хорошее. Керубини показывает, насколько сильно желает покоя и себе, и истощённой Революцией , войнами и переворотами Франции.

Записи

Ноты

Партитуры мессы в свободном доступе нет.

Источник —

Same as Торжественная месса ми мажор (Керубини)