Interested Article - Шурма (мифология)

«Шурма» ( šurma ) — свирепое божество в мифологии коми , питавшееся человеческим мясом. Шурма и его ворон (коршун) фигурирует в этногоническом и этиологическом ( топонимическом ) мифе о братьях-близнецах Остьясе и Ошъясе — легендарных прародителях финно-угорского народа коми-пермяков . Этимология теонима туманна и не выяснена.

В мифологии

Согласно этногоническому коми-пермяцкому мифу , записанному во второй половине XIX века , близнецы Остьяс и Ошъяс (Ожьяс) правили многочисленным народом в мифические времена всеобщего благоденствия , когда не надо было работать и всё необходимое для жизни было в изобилии (ср. « Золотой век ») , в далёкой стране, где восходит солнце . Братья и их народ поклонялись кровожадному богу Шурме, обитавшему со своим огромным чёрным вороном ( кырныш , кырніш ) на солнце (по другому варианту — прафинноугорскому богу-демиургу Йомалю ) , который питался человеческим мясом и запивал его тёплой овечьей кровью . Чтобы умилостивить свирепого бога, предки коми еженедельно приносили ему жертву: двух мальчиков, двух девочек и трёх овец. Однажды люди не выполнили вовремя условие своего благоденствия, за что боги наслали на них гигантского ворона (по другой версии — коршуна ), крылья которого при полёте издавали гром, а его клюв извергал пламя. Птица огнём изничтожила весь народ , изгнала братьев из мифической страны на запад в дремучие леса .

Долина реки Усьва на Среднем Урале

Близнецы не раз пытались украдкой вернуться в страну изобилия, однако ворон когтем провёл борозду, которая превратилась в большую реку. Тогда братья придумали плот и попытались перебраться через широкую реку. Однако посланник свирепого бога заметил это и, прогнав братьев ещё дальше на запад , обронил из хвоста перо, которое превратилось в большие горы (исследователи предполагают, что, судя по содержанию мифа, речь идёт об Уральских горах ), покрывшиеся лесом . Эта горная преграда навсегда отделила народ коми-пермяков от их мифической прародины .

Интерпретации

Сведения о свирепом боге обрывочны, а этимология неясна . Предполагается, что в его образе представлены воспоминания о солярном культе , а также антропоморфном, мифологическом характере Солнца . Исследователи находят сходство в кровавом культе коми-пермяцкого бога Шурмы с мифологическими традициями других восточноевропейских народов . Так, его сравнивают с кровожадным «зверем» по имени Ур, сведения о котором приведены в «Саге о Стурлауге Трудолюбивом Ингольвссоне» ( Sturlaugs saga starfsama Yngolfssonar ) . Её действие связано с Биармией ( историческая область на севере Восточной Европы), где, после того как начался голод, местное население для «защиты» стало поклоняться Уру. Этот зверь широко разевал пасть, а люди бросали туда золото и серебро. Со временем чудовище стало самым большим и злым зверем. Он начал нападать на людей и скот, после чего вся западная территория от реки Вина ( Северная Двина ) обезлюдела. Услышавший про эти бедствия конунг Харольд, при помощи совета одной женщины, сумел победить Ура, а единственный его рог (Урархорн — Úrarhorn ) стал реликвией языческого храма. С Шурмой также связывают марийские легенды о князе Тюкун Шуре , который по наущению бога зла стал убивать первенцев своих подданных с целью обретения бессмертия. В южнославянских сказаниях фигурирует бог Троян , одна голова которого пожирала людей, другая — скот, третья — рыбу .

Примечания

Комментарии
  1. Также у коми был распространён миф об их происхождении от исчезнувшего народа чудь .
Источники
  1. , с. 388.
  2. , с. 264.
  3. .
  4. , с. 222.
  5. , с. 212.
  6. , с. 566.
  7. , с. 338.
  8. , с. 212, 213.
  9. , с. 43.
  10. . norse.ulver.com . Дата обращения: 3 декабря 2022. 3 декабря 2022 года.
  11. .

Литература

  • Добротворский Н. А. Пермяки. Бытовой и этнографический очерк. — Вестник Европы , 1883. — Т. 11, кн. 3—4.
  • Конаков Н. Д. Традиционное мировоззрение народов коми: Окружающий мир. Пространство и время. — Сыктывкар:: Изд-во КНЦ УрО РАН, 1996. — 131 с.
  • Петрухин В. Я., Хелимский Е. А. Финно-угорская мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т / Гл. ред. С. А. Токарев. — М. : Советская энциклопедия, 1992. — Т. 2. К—Я. — С. 563—568. — 719 с. — ISBN 5-85270-072-Х.
  • Петрухин В. Я. Мифы финно-угров. — М. : АСТ, 2005. — С. 463.
  • Коллектив авторов. Мифология коми / Руководитель авторского коллектива Н. Д. Конаков. Научный редактор В. В. Напольских. — Москва — Сыктывкар: Издательство ДИК, 1999. — 480 с. — (Энциклопедия уральских мифологий, т. I).
  • Иликаев, Александр; Шарипов Ренарт. // Большая книга скандинавских мифов. Более 150 преданий и легенд. — М. : Эксмо, 2022. — ISBN 978-5-04-118276-2 .

Ссылки

  • . Уральская мифология . ИЯЛИ Коми научного центра УрО РАН (1999).
Источник —

Same as Шурма (мифология)