Богатырь (сорт яблони)
- 1 year ago
- 0
- 0
Пе́ра ( Пе́ля, Пе́ря ; коми-перм. Пера ) — легендарный богатырь , персонаж коми-пермяцкого прозаического эпоса .
Цикл легенд о Пере включает рассказы о жизни Перы и его брата Мизи на реке Лупье ; о помощи русскому царю (обычно Ивану Грозному ) в битве с врагом; о споре с лешим за промысловые угодья; о борьбе с графом Строгановым , желавшим захватить местные земли; о смерти Перы и последующем обнаружении его больших костей .
Рассказы о Пере бытовали во всех шести районах Коми-Пермяцкого округа (включая Юрлинский — с русским населением), в смежном Усть-Куломском районе Республики Коми, а также в Красновишерском районе Пермского края — у русских и язьвинских пермяков .
Антропоним Пера мог произойти от русского имени Перша / Перфилий , преобразованного на коми-пермяцкой почве, подобно именам легендарных первопоселенцев Бо́ра (из Борис ) и Мо́ка (из Мокей ). В писцовой книге Перми Великой за 1579 год среди жителей деревни , которая считается родиной Перы-богатыря, упоминается Перша Сидоров . Переписная книга 1647 года упоминает в той же деревне Стахейко Остафьева сына Мизева , прозвище отца которого идентично имени спутника Перы — Мизя .
Родился в семье князя-жреца иньвенских коми-пермяков, легендарного богатыря Кудым-Оша и мансийской княжны около реки Лупья .
По другим верованиям, он был сыном тайги .
Его жена — красавица -ань (Зарань), дочь Шонди или Солнца , была воплощением зари, добродетельной хозяйкой: вставала раньше и ложилась позже мужа. Она присматривала за тем, чтобы солнечный огонь не сжег все живое.
Шонди не стерпело брака дочери с земным человеком. Наступили лютые морозы, но Парма, мать-тайга, укрыла сына и невестку в себе. Долго прожили они в укрытии, пока Шонди не вернулось вновь. Тогда оно послало на землю нестерпимую жару и Зарни-ань вынуждена была вернуться домой. Она хотела с собой забрать и детей, но Парма создала эхо и Зарни-ань не могла докричаться до них. От детей Перы и Зарни-ань и произошли люди.
Когда дети подросли, Пера поднялся с сыновьями на гору . Они стали стрелять из луков в Шонди. Наконец, огромный кусок солнца упал в тайгу. Так люди получили огонь .
Главным врагом Перы считался Вэрса — хозяин тайги, леший. Он состязается с Вэрсой смекалкой и обманывает глупого духа тем, что вместо себя подкладывает на ночь дерево. Вэрса вместо Перы убивает дерево, тогда как в этот момент Пера ранит его стрелой. Начинается погоня до Урала, где Пера убивает Вэрсу у входа в своё пещерное жилище . Там Пера находит красавицу-жену лешего, и хочет вступить с ней в союз, но та сама не чужда нечистой силы — может снимать с себя скальп, чтобы искать вшей в волосах. В итоге Пера убивает ее.
Пера и Кудым-Ош уходят под землю (по другим вариантам, превращаются в камни или оказываются заточенными в Уральских горах ) после распространения новой христианской веры . Сохранилась также легенда о том, что Пера боролся с самим Богом и тот превратил его в камень.
С именами богатырей Перы и Мины народными преданиями связывается древнее Эсперово городище на Каме .
В 1988 году киностудией Пермьтелефильм снят мультфильм «Сказ о Пере-богатыре»