Interested Article - Эффект Дросте

Реклама какао , 1904 год, художник Ян Миссет (1861—1931)
Фрагмент триптиха Стефанески 1320 года, на котором кардинал Стефанески держит сам триптих

Эффект Дросте ( нидерл. Droste-effect ) — техника размещения рекурсивного изображения, частный случай техники mise en abîme : внутри изображения размещается его уменьшенная копия, внутри которой — уменьшенная копия предыдущего изображения, и так далее — теоретически до бесконечности (на практике — до пределов допустимого качества изображения).

Термин ввёл голландский спортивный журналист, поэт и переводчик Нико Схепмакер ( нидерл. Nico Scheepmaker ) в конце 1970-х годов, отталкиваясь от вида рекламного постера какао , на котором была изображена медсестра, несущая поднос с чашкой горячего шоколада и коробку с тем же изображением (разработан Яном Миссетом в 1904 году) .

Сам эффект в живописи известен давно: в частности, ещё Джотто применил его в своём в 1320 году.

Эффект

Происхождение

Эффект впервые был применён в рекламе Яном Миссетом в 1904 году, после чего его примеру последовали другие дизайнеры и издатели. В конце 1970-х годов поэт и журналист Нико Схепмакер для обозначения этого приёма ввёл в обиход термин «Дросте-эффект», который получил широкое распространение .

Математическое обоснование

Эффект основан на принципе рекурсии : меньшая версия содержит ещё меньшую версию изображения и т. д. . Теоретически он может продолжаться до бесконечности, как во фрактальных объектах; на практике эффект действует лишь до пределов, обусловленных разрешением изображения .

В средневековом искусстве

Эффект Дросте был использован Джотто в его (1320 год). Запрестольный образ полиптиха изображает на центральной панели кардинала , предлагающего сам триптих Святому Петру . Изображения с использованием эффекта Дросте встречаются в некоторых средневековых книгах, а также на оконных панелях в церквях .

В творчестве М. Эшера

Голландский художник Мауриц Эшер использовал эффект Дросте в своей литографии 1956 года, которая изображает галерею, содержащую гравюру, изображающую галерею, каждый раз уменьшенную и повёрнутую, но с пустотой в центре изображения. Эта литография привлекла внимание математиков, в том числе Барта де Смита и Хендрика Ленстры . Они разработали метод заполнения центральной пустоты литографии с использованием дополнительного применения эффекта Дросте путём последовательного поворота и сжатия изображения .

Современное использование

Эффект Дросте широко используется в современной рекламе. Так, он был использован в дизайне упаковки масла , на которой изображена коренная американка , держащая пакет масла с её собственным изображением . Компания — производитель пищевой соли — также использует этот эффект в рекламе . На обложке виниловой пластинки альбома Ummagumma группы Pink Floyd 1969 года изображены участники группы, сидящие в разных местах, а на стене изображена та же сцена, но с другим порядком участников . На логотипе сырной пасты французской компании « Весёлая бурёнка » ( фр. La vache qui rit ) изображена смеющаяся корова с серьгами. При ближайшем рассмотрении серёжек видно, что это — изображения круглой упаковки сырной пасты, на каждой из которых изображена та же смеющаяся корова с серьгами . Эффект Дросте — тема книги англо-американского фантаста Рассела Хобана , появляющаяся в виде этикетки на банке питания для собак «Bonzo Dog Food», которая копирует саму себя .

Существуют и трёхмерные варианты использования эффекта Дросте. Например, деревня , в графстве Глостершир , Англия , известна тем, что в 1930-х годах в ней была построена её точная копия в масштабе 1:9, внутри которой располагалась модель предыдущей модели, а та, в свою очередь, включает ещё одну меньшую модель, а затем ещё меньшую модель внутри предыдущей .

Галерея

См. также

Примечания

  1. Van Dale Groot woordenboek der Nederlandse taal (ed. 2005)
  2. . cultuurarchief.nl . Дата обращения: 19 марта 2021. 30 марта 2008 года.
  3. Merow Katharine. . Mathematical Association of America (2013). 2 августа 2013 года.
  4. Juola Patrick, Ramsay Stephen. . — Zea Books, 2017. — P. . — «By putting a picture inside a picture, you get a progression of suggessively smaller, but self-similar images (the box of Droste cocoa has a picture of a woman holding a box of Droste cocoa... ). In theory, this nesting could go on forever into infinite detail, but in practical terms, the resolution of the image limits how it's actually drawn.». — ISBN 978-1-60962-111-7 .
  5. . The Vatican. Дата обращения: 19 марта 2021. 30 ноября 2016 года.
  6. Whatling, Stuart. . (16 февраля 2009). 2 ноября 2013 года.
  7. Smit B., Lenstra H. W. (2003). (PDF) . Notices of the American Mathematical Society . 50 (4): 446—451. (PDF) из оригинала 15 апреля 2021 . Дата обращения: 19 марта 2021 .
  8. Lenstra Hendrik, De Smit Bart. . Leiden University. Дата обращения: 10 ноября 2015. Архивировано из 14 января 2018 года.
  9. Barr, Jason. / Jason Barr, Camille D. G. Mustachio. — Rowman & Littlefield, 15 May 2014. — P. 41. — ISBN 978-1-4422-3481-9 .
  10. Den Hartog Ben. . OtherFocus (11 ноября 2011). Дата обращения: 21 сентября 2015. 24 ноября 2015 года.
  11. Kelly Stuart. . The Guardian (31 декабря 2013). Дата обращения: 19 марта 2021. 14 ноября 2017 года.
  12. . Box Vox (20 ноября 2013). Дата обращения: 13 ноября 2017. 14 ноября 2017 года.
  13. Marshall Brian Robert. . Geograph (8 мая 2013). Дата обращения: 19 марта 2021. 11 декабря 2020 года.
  14. Davies Caroline. . The Guardian (19 апреля 2013). Дата обращения: 19 марта 2021. 8 декабря 2020 года.

Ссылки

Источник —

Same as Эффект Дросте