Онегов, Анатолий Сергеевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Анато́лий Серге́евич Ште́йгер , барон ( 7 (20) июля 1907 , с. Николаевка Черкасского уезда Киевской губ. — 24 октября 1944 , Лейзан , Швейцария) — русский поэт, один из наиболее значительных поэтов «первой волны» русской эмиграции . Стихи, сохраняя авторскую индивидуальность, в большой степени выражают эстетику « парижской ноты ».
Происходил из старинного швейцарского рода . Отец — барон Сергей Эдуардович Штейгер ( 1868 — 1937 ), земский деятель, предводитель дворянства Каневского уезда , депутат IV Государственной думы ( 1913 ). Имел двух сестёр, одна из которых — Алла (в замужестве Головина ) была поэтессой, известной в Русском Зарубежье. Брат оставшийся в России — Штейгер, Борис Сергеевич (1892—1937), сотрудник Наркомпроса и агент ОГПУ .
Семья эмигрировала в Константинополь в 1920 г., в дальнейшем А. Штейгер жил в Чехословакии , во Франции и (с 1931 ) в Швейцарии . Во время Второй мировой войны писал антинацистские памфлеты. С детства был болен тяжёлой формой туберкулёза , от которого и умер в возрасте 37 лет.
Важным литературным и человеческим документом является обширная переписка А. Штейгера и М. Цветаевой (личная встреча между ними состоялась всего один раз). Штейгер является адресатом стихотворного цикла Цветаевой «Стихи сироте» (август-сентябрь 1936 г.).
Автор сборников стихов «Этот день» ( 1928 ), «Эта жизнь» ( 1931 ), «Неблагодарность» ( 1936 ); посмертно издан итоговый сборник «Дважды два четыре» ( 1950 ; под тем же названием в 1981 г. опубликовано и наиболее полное собрание стихов в Нью-Йорке ). Получил известность в основном как один из представителей так называемой «Парижской ноты» — литературного течения в поэзии Русского Зарубежья, существовавшего в середине 1930-х годов. Творчество Штейгера пропагандировал духовно близкий ему литературный критик Г. Адамович . В поэзии, отмеченной влиянием М. Кузмина , Г. Иванова , Г. Адамовича, но в то же время глубоко индивидуальной, преобладает (одна или несколько строф, часто с дополнительной «сверхсхемной» последней строкой), мотивы одиночества, ностальгии , хрупкости мира, предчувствия смерти. В метрике в основном разрабатывал классические размеры, использовал также 3-иктный дольник .