Шривастава, Чандрика Прасад
- 1 year ago
- 0
- 0
Джайшанкар Прасад ( 30 января 1889 — 15 ноября 1937 ) — индийский писатель , поэт и драматург . Видный представитель в современной литературе и драматургии хинди . Сыграл значительную роль в развитии индийской поэзии и драматургии.
Его отец принадлежал к касте вайшья , был известным в городе коммерсантом. С раннего детства Прасад изучал поэзию на брадже и санскрите , интересовался языками, литературой, историей, музыкой. После ранней потери родителей столкнулся с финансовыми трудностями, и не смог окончить школу.
Начал писать стихи под псевдонимом «Каладхар». Первый сборник стихов, который он написал, вышел под названием «Чхаяваад» ( Chhayavaad ), был создан на диалекте брадж хинди, более поздние произведения написаны им на диалекте хади или санскритизированном хинди. Его поэзия была эмоциональной и живой, поэтому он получал положительные отклики. С начала 1910-х гг. появились первые поэмы Прасада на хинди .
Позже Прасад провозгласил «Чхаяваад», литературным направлением в литературе хинди , в котором романтизм сочетается со спиритизмом , распространенного в поэзии хинди 1920—1930 годов и стал одним из его идеологов.
Автор трёх романов, двенадцати пьес на исторические и мифологические сюжеты, множества рассказов.
Интеллектуальная лирика Дж. Прасада во многом близка поэзии Рабиндраната Тагора . В центре художественных интересов Дж. Прасада — проблемы добра и зла, человека и природы, разума и страсти. Эти проблемы автор рассматривает в религиозно-этическом и философском плане. Полемизируя с буддизмом , индуизмом и христианством , он решает спор в пользу чувства, земной любви, отдавая предпочтение эмоциональному началу. Любовь у Дж. Прасада — единственная религия жизни, хотя радость, которую она приносит, мимолётна и отравлена, ибо социальное зло, как считает писатель, извечно.
Мучительное ощущение трагичности бытия пронизывает творчество Дж. Прасада.
В разных жанрах автор эти вопросы решает по-разному. В поэзии (сборник «Слезы» — «Ансу», 1925, поэма «Камаяни», 1935, и др.) их решение воплощено в сложных символических образах.
В драматургии Дж. Прасада переносится в область реальной жизни. Автор — тонкий психолог ; герои его драм подкупают своей реальностью, действие развивается непринужденно. Создал психологическую драму ибсеновского плана, оставаясь в то же время убеждённым приверженцем традиционного индийского исторического сюжета. Драматургия Дж. Прасада («Аджаташатру», 1922, «Скандагупта», 1928, «Чандрагупта», 1931, и др.) преодолела инерцию жанра (новый характер конфликта, строения интриги и т. д.).
Будучи на самом пике своей карьеры, Прасад заболел и скончался 15 ноября 1937 года в Варанаси .
Он считается одним из четырех столпов (Char Stambh) романтизма в литературе хинди, наряду с Sumitranandan Pant , Mahadevi Verma и Suryakant Tripathi 'Nirala'.