Захарова, Светлана Юрьевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Светла́на Ю́рьевна Марты́нчик (род. 22 февраля 1965 , Одесса ) — русская писательница и художница , автор литературных произведений, обзоров и рецензий, публикующихся под именем Макса Фрая , а также ЖЖ — под именем Чингизид . Ранние произведения из цикла «Ехо», издававшиеся под именем Макса Фрая, созданы при участии супруга Мартынчик художника Игоря Стёпина .
Родилась в Одессе в семье военного. С 3 до 9 лет проживала в ГДР , где служил её отец. Увлекалась литературой, фотографией, изобразительным искусством в разных его проявлениях. Училась на филологическом факультете Одесского государственного университета , но университет не окончила. В 1986 году познакомилась с Игорем Стёпиным .
С 1993 года жила в Москве , в 2000—2001 годах возглавляла сайт NEWSru.com . Вела радиопрограмму «Свободный вход» на радио «Культура» (вместе с Дмитрием Воденниковым ) . С 2004 года живёт в Вильнюсе . Гражданка Украины с видом на жительство в Литве .
Светлана Мартынчик ведёт блог с 2002 года как — в « Живом Журнале », долгое время он назывался «Как объяснять картины мёртвому зайцу» ( отсылка к перформансу Йозефа Бойса ), потом название сменилось на «Как объяснять картины железному волку».
До того как стать популярной писательницей, Светлана Мартынчик занималась изобразительными видами искусства: пластилиновой скульптурой и живописью. Мартынчик и Стёпин — представители «одесского концептуализма» — известны своими пластилиновыми работами по вымышленному ими миру «Хомана» , их выставки проходили в Одессе , Мюнхене, Москве , в Русском музее в Санкт-Петербурге .
Заимствуя язык наивного искусства… и обратившись к истории человечества, они создали персональную мифологию, представив исторические события в своей собственной трактовке. Эти работы — реакция на официальную историю и застывшие установки. Их живописный цикл начинается с «Жития Аменхотепа».
—
В Москве творческий дуэт «Мартынчики» продвигал галерист Марат Гельман :
Я привез из Одессы художников Мартынчик, такие были художники, которые создавали миры из пластилина. Это был абсолютно некоммерческий проект. И для галереи абсолютно не могло быть коммерческим, и вдруг Каха где-то прочитал, увидел, сам на нас вышел. И за его счет была издана книга об этих народах. И те, кто не знает художников Мартынчик, зато все знают писателя Макса Фрая.
— Марат Гельман в программе «Особое мнение» на радио « Эхо Москвы »
Светлана Мартынчик много фотографирует:
У меня очень простой, недорогой любительский фотоаппарат Canon G10 , перед ним был Canon G9, и следующий, когда понадобится, скорее всего, тоже будет из этой линейки. Потому что мне как художнику этот инструмент подходит идеально. И даже его объективные недостатки — скажем, зерно на высоком ISO и готовность размазывать по кадру все, что шевелится — облегчают выполнение моих — и, вероятно, только моих — художественных задач.
Её фотовыставки проходили в Вильнюсе и Москве, её авторскими фотографиями были оформлены несколько первых томов « Сказок старого Вильнюса ».
Самые известные работы Макса Фрая посвящены приключениям сэра Макса из Ехо. Помимо «Лабиринтов Ехо», несколько раз переиздававшихся (в первый раз — по мере написания, во второй — все вместе, со значительными изменениями), им посвящены книги «Гнёзда химер» и «Мой Рагнарёк».
а также другие книги, сборники рассказов, антологии, в том числе в серии «ФрАм» .
Мартынчик сотрудничала с издательствами « Азбука », « Амфора », « АСТ », «Nieko rimto» ( ), «The Overlook Press» (New York), «Ediciones Minotauro» (Barcelona).
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|