Дехаан, Дэйн
- 1 year ago
- 0
- 0
Дэйн Кларк ( англ. Dane Clark ), имя при рождении — Бернард Зэнвилл ( англ. Bernard Zanville ) ( 26 февраля 1912 — 11 сентября 1998 ) — американский киноактёр, более всего известный ролями в кино и на телевидении в 1940-50-е годы.
На протяжении сорока с лишним лет своей карьеры Кларк снялся почти в 30 фильмах, начиная с «Воскресного удара» (1942) и заканчивая « Последним ритуалом » (1988) . Лучшими картинами Кларка стали военные драмы « Пункт назначения — Токио » (1943), (1943), (1944), (1945) и , криминальные драмы и фильмы нуар « Украденная жизнь » (1946), « Глубокая долина » (1947), « Восход луны » (1948), (1948) и « Стрелок на улицах города » (1950), спортивная мелодрама (1954) . Партнёрами Кларка были такие звёзды, как Хамфри Богарт , Джон Гарфилд , Кэри Грант , Бетт Дейвис и Рэймонд Мэсси .
Кроме того, Кларк играл на Бродвее и много снимался на телевидении .
Дэйн Кларк родился 26 февраля 1912 года (его имя при рождении — Бернард Эллиотт Зэнвилл) в нью-йоркском районе Бруклин в семье еврейских эмигрантов из России , его отец был владельцем магазина спортивных товаров . Он был хорошим спортсменом и даже получил предложение стать профессиональным бейсболистом , однако решил продолжить учёбу и получить высшее образование . В начале 1930-х годов он закончил Корнеллский университет и в Бруклине . Однако, по словам Кларка, в те годы юристам было тяжело найти работу, и он пошёл в боксёры . Быстро поняв, что это дело не для него, Кларк ради заработка играл в бейсбол , работал на стройке, был торговцем и моделью для скульптора, и в этом качестве попал в художественную среду . Первоначально Кларка восхитила художественная среда, в которой он оказался, но через некоторое время он понял, что постоянные снобистские разговоры о театре немного фальшивы. И тогда он решил попробовать себя в актёрской профессии с целью показать, что она по силам любому .
В 1934 году под именем Бернард Зэнвилл он дебютировал в спектакле левацкого театра Union по пьесе Фридриха Вольфа «Матросы из Катарро» (1934), которую поставил Джордж Тобиас . На следующий год он дебютировал на Бродвее в спектакле (1935), который выдержал всего 2 (согласно другому источнику — 3 ) представления и был охарактеризован одним критиком как «выдающийся провал года». Эта антикапиталистическая трагедия была написана белым стихом и поставлена в стилистике древнегреческого театра , рассказывая о катастрофе национального банка в 1933 году. Спектакль вошёл в историю американского театра по нескольким причинам — это была первая пьеса поэта Арчибальда Маклиша , главную роль в ней сыграл 19-летний Орсон Уэллс , её продюсерами были Джон Хаусман и Вирджил Томсон , а хореографию в греческом стиле поставила Марта Грэм .
После этой работы Зэнвилл сыграл в двух успешных спектаклях ориентированного на социальную тематику театра по пьесам Клиффорда Одетса — известном своей радикальной постановкой (1935, 144 представления) и антинацистском (1935, 136 представлений) . Последний спектакль Кларка в 1935 году — Сидни Кингсли о пагубном влиянии трущоб Нью-Йорка — стал наиболее успешным, он шёл в течение двух лет и выдержал 687 представлений. Позднее Кларк гастролировал с несколькими спектаклями, среди них наиболее успешный из спектаклей Group Theatre — по пьесе Одетса — пока в 1941 году его не позвали в Голливуд сыграть в нескольких агитационных фильмах для американской армии .
Кларк начал работать в кино под именем Бернард Зэнвилл . Свою первую роль он сыграл ещё в 1938 году в нью-йоркской короткометражке «Сети закона» (1938). Прибыв в Голливуд в 1941 году, он сыграл эпизодические роли (без указаниях в титрах) в таких значимых картинах, как военная драма Джона Фэрроу «Остров Уэйк» (1942), исторический биопик Уильяма Дитерле (1942) с Вэном Хефлином , спортивный биопик (1942) с Гэри Купером и Терезой Райт и фильм нуар Стюарта Хейслера « Стеклянный ключ » (1942) с Аланом Лэддом и Вероникой Лейк .
В 1943 году Кларк заключил контракт с Warner Bros. , после чего сменил имя на лучше воспринимаемое аудиторией Дэйн Кларк, которое, как говорят, дал ему Хамфри Богарт во время совместных съёмок в военном экшне Ллойда Бэкона (1943) . В этой картине с участием Богарта и Рэймонда Мэсси , посвящённой героизму моряков торгового флота во время войны , Кларк исполнил роль моряка, корабль которого был потоплен немецкой подлодкой. Игра Кларка в этом фильме обратила на себя внимание критиков и «в большей или меньшей степени сделала его звездой» . Кларк продолжал играть свои лучшие роли в фильмах о Второй мировой войне , среди них военная приключенческая драма Делмера Дэйвса « Пункт назначения — Токио » (1943) с участием Кэри Гранта и Джона Гарфилда . Фильм рассказывал историю экипажа подводной лодки на боевом задании, и Кларк создал образ наиболее агрессивного из членов экипажа. Это был первый из двух фильмов, где он сыграл вместе с Гарфилдом, который также был выходцем из The Group Theatre . После этой роли Кларка стали рассматривать как возможную альтернативу Гарфилду, который в то время был постоянным исполнителем ролей суровых парней на студии Warner Bros. .
Затем Кларк перешёл на роли боевых товарищей и лучших друзей главных героев: в романтической мелодраме военного времени (1944) он был партнёром Денниса Моргана , а в звёздном музыкальном ревю (1944) — Роберта Хаттона . Роль Кларка в этом фильме запомнилась благодаря моменту, когда он говорит девушке, с которой танцует: «Знаешь, ты точная копия Джоан Кроуфорд », на что она отвечает: «Но я и есть Джоан Кроуфорд», после чего он падает в обморок . Год спустя Кларк убедительно сыграл коллегу и лучшего друга главного героя, выдающегося лётчика ( Деннис Морган ) в военном экшне Роберта Флори (1945) и морпеха , боевого товарища и лучшего друга ослепшего героя войны ( Джон Гарфилд ), который возвращается домой и пытается начать гражданскую жизнь, в биографической драме (1945) .
В психологической мелодраме Кёртиса Бернхардта « Украденная жизнь » (1946) с Бетт Дейвис в двойной роли сестёр-близнецов Кларк сыграл роль постоянно раздражённого художника, обучающего одну из сестёр, который начинает проявлять к ней неприятный для неё романтический интерес . В криминальной мелодраме (1946) Кларк сыграл свою первую главную роль — газетного обозревателя, который влюблён в певицу кабаре ( Дженис Пейдж ), помолвленную с гангстером эпохи сухого закона ( Закари Скотт ) . По мнению обозревателя Тома Вэлланса из « Индепендент », фильм стал «вялой попыткой студии Warner Bros. воссоздать славу своих ранних гангстерских фильмов» .
К концу 1940-х годов Кларк получил на Warner Bros. несколько главных ролей в криминальных драмах и фильмах нуар. В 1947 году в криминальной мелодраме « Глубокая долина » (1947) Кларк сыграл свою лучшую роль на Warner Bros. , создав образ ожесточённого заключённого, который сбегает с каторги и укрывается у живущей в горах одинокой девушки ( Айда Лупино ). Из-за забастовки постановщиков декораций на студии весь фильм был снят на натуре в Биг-Суре и Биг-Беаре в Калифорнии , и его режиссёр Жан Негулеско позднее вспоминал, что длительный период изоляции привёл к страстному роману между Кларком и Лупино, который завершился столь же мгновенно, как и начался, как только оба вернулись в Голливуд . В комедии (1947) Кларк исполнил роль неуживчивого владельца автомастерской, влюблённого в дочь ( Марта Викерс ) бывшего автомобильного магната ( Сидни Гринстрит ), который, выйдя на пенсию, инкогнито становится совладельцем этой мастерской .
В спортивном нуаре « Кнут » (1948) Кларк сыграл бедного художника, который становится профессиональным боксёром, чтобы завоевать сердце певицы из ночного клуба ( Алексис Смит ) и спасти её от мужа ( Закари Скотт ), который является владельцем клуба и организатором боёв . Критики часто сравнивали «Кнут» с «Её типом мужчины» на том основании, что Кларк, как и в том фильме, спасает певицу от опасного персонажа в исполнении Закари Скотта . С другой стороны, роль Кларка — выходца из рабочей среды и типичного среднего парня, который становится амбициозным боксёром — сравнивали с ролью Джона Гарфилда в спортивном нуаре « Тело и душа » (1947), назвав фильм Кларка второсортной версией картины Гарфилда . В криминальной мелодраме (1948) Кларк сыграл связавшегося с бандитами доброго парня, который во время бегства от полиции на автомобиле случайно сбивает девушку ( Джеральдин Брукс ), нанося ей тяжелые травмы, а затем, испытывая муки совести, находит девушку и начинает помогать ей деньгами, влюбляется и в финале картины женится на ней перед самой её смертью.
В том же году Кларк был отдан в аренду на студию Republic Pictures , где сыграл свою лучшую роль эмоционально взвинченного юноши, совершившего непреднамеренное убийство , в сельском нуаре Фрэнка Борзейги « Восход луны » (1948). История социального изгоя, отягощённого знанием того, что его отец был повешен, и совершившего случайное убийство, по словам Вэлланса, «была сделана с лирическим романтизмом, а необычная актёрская пара угрюмого Кларка и неземной Гэйл Расселл в роли его подруги придала фильму дополнительную пикантность» . По мнению многих критиков, это была самая выдающаяся роль Кларка в кино .
Кларк завершил свой контракт с Warner Bros. двумя второстепенными фильмами. В вестерне (1950), поставленном по мотивам романа Джека Лондона « Морской волк » (1904), он побеждает в смертельной схватке владельца шахты, расположенной в отдалённой пустынной местности, тирана и садиста Крюгера ( Рэймонд Мэсси ). Наконец, в нуаре Винсента Шермана « Ответный огонь » (1950) с Эдмондом О’Брайеном , Гордоном Макреем и Вирджинией Мейо Кларк сыграл отрицательную роль боевого товарища главного героя, который, как выясняется, ведёт двойную жизнь, оказываясь рэкетиром и коварным убийцей .
После завершения контракта с Warner Bros. Кларк стал активно работать на телевидении, а также снялся в нескольких европейских фильмах. Во французском независимом гангстерском нуаре Фрэнка Таттла « Стрелок на улицах города » (1950) Кларк сыграл главную роль дезертировавшего из армии американского солдата, ставшего во Франции преступником, розыск которого ведётся по всей стране (его преданную подругу сыграла Симона Синьоре ).
В начале 1950-х годов Кларк стал регулярно сниматься в Великобритании . Сначала он сыграл главную роль в шпионском триллере Роя Уорда Бейкера (1950) , причудливой истории о британском энтомологе ( Маргарет Локвуд ), которую правительство направляет за « железный занавес » в одну из балканских стран , чтобы предотвратить выведение особого вида насекомых, которых можно использовать как биологическое оружие. При помощи американского журналиста, которого играет Кларк, ей удаётся выполнить задание . За этой лентой последовали три криминальных фильма, произведённые независимым американским продюсером совместно с британской киностудией «Хаммер» . В картине (1952) Кларк предстал в нетипичном для себя образе амбициозного гангстера, которого губит тяга к респектабельности. В нуаровом триллере Теренса Фишера « Убийство по договорённости » (1954) он сыграл роль обедневшего американца в Лондоне , которого подставляют в убийстве. И, наконец, в нуаровом триллере (1954) Кларк исполнил роль неудачливого бизнесмена, заказавшего другу своё убийство с тем, чтобы жена смогла получить страховку. Однако ему неожиданно везёт в делах, он хочет отменить заказ, но за его убийство уже взялись настоящие преступники .
На родине в 1954 году Кларк сыграл главные роли офицера армейской кавалерии в вестерне «Громовой перевал» (1954) и начальника порта, спасающего его от готовящегося коммунистами ядерного взрыва , в триллере периода Холодной войны «Адский порт» (1954). Одной из любимых киноработ Кларка стала роль известного спортивного продюсера Эйба Саперстейна , создателя и генерального менеджера составленной из чернокожих игроков знаменитой профессиональной баскетбольной команды « Гарлем Глобтроттерс » в биографической спортивной драме (1954). Кларк особенно гордился этим фильмом, так как считал его предшественником многих других картин, которые выступали против расовой дискриминации и боролись за гражданские права . Вестерн (1957) рассказывал об отношениях странствующего преступника и убийцы (Кларк) со своим сыном, которого воспитала добропорядочная тётя, пытающаяся защитить ребёнка от криминала.
В 1960—80-е годы Кларк редко появлялся в кино, переориентировавшись на работу на телевидении. Свою последнюю роль главы нью-йоркского мафиозного клана Кларк сыграл в криминальной мелодраме « Последний ритуал » (1988) с Томом Беренджером в роли католического священника, который имеет тесные родственные связи с мафией.
В середине 1950-х годов, когда его фильмы становились всё хуже, Кларк стал появляться в кино всё реже, найдя более стоящие роли на телевидении и на бродвейской сцене . В 1950—1960-е годы он сыграл в четырёх бродвейских спектаклях . Кроме того, на протяжении всей своей карьеры Кларк постоянно работал на радио , в частности, в апреле-сентябре 1954 года он играл главную роль в криминальном радиосериале «Преступление и Питер Чемберс».
Кларк был одним из первых киноактёров, начавших работать на телевидении, сыграв в 1949 году в эпизоде телепрограммы «Телетеатр „Шевроле“» . В 1950-е годы Кларк сыграл несколько главных ролей в телесериалах: он играл корреспондента новостей Дэна Миллера в журналистском приключенческом сериале « » (1956—1957, 14 эпизодов) и владельца плавучей гостиницы на Тринидаде в приключенческом телесериале « » (1959, 43 эпизода), поставленном на основе радиошоу 1951—1952 годов, в котором главные роли исполняли Хамфри Богарт и Лорен Бэколл . В 1970-е годы он сыграл лейтенанта Трэгга в неудачном продолжении классического судебного сериала « » (1973—1974, 14 эпизодов) .
Кроме того, в 1950—1980-е годы Кларк был приглашённой звездой многих популярных телесериалов, среди них «Правосудие» (1954, 7 эпизодов), «Театр научной фантастики» (1955, 2 эпизода), « » (1958, 1 эпизод), « Сыромятная плеть » (1960, 1 эпизод), « Сумеречная зона » (1961, 1 эпизод), « » (1964, 1 эпизод), « » (1966—1968, 2 эпизода), «Полиция Нью-Йорка» (1967, 1 эпизод), « Айронсайд » (1968—1974, 6 эпизодов), « Шоу Билла Косби » (1970, 1 эпизод), « » (1970, 1 эпизод), « » (1970—1971, 3 эпизода), « Миссия невыполнима » (1972, 1 эпизод), « » (1972, 1 эпизод), «Новобранцы» (1972—1974, 2 эпизода), « » (1974, 1 эпизод), «Полицейская история» (1974—1978, 7 эпизодов), « Женщина-полицейский » (1974—1977, 5 эпизодов), « » (1975, 1 эпизод), « Гавайи 5-O » (1975—1978, 3 эпизода), « Старски и Хатч » (1976, 1 эпизод), « » (1976, 1 эпизод), « Эллери Куин » (1976, 1 эпизод), «Свитч» (1977, 1 эпизод), « Вегас » (1978, 1 эпизод), « Остров фантазий » (1979—1982, 3 эпизода), « » (1983, 1 эпизод), « Детектив Майк Хаммер » (1984, 1 эпизод) и « Она написала убийство » (1984—1989, 2 эпизода) .
Как отметил обозреватель « Нью-Йорк таймс » Лоуренс ван Гелдер, «при росте 178 см и весе 73 килограмма, кареглазый, с тёмными волосами, Кларк добился известности созданием простых и понятных образов суровых, но обаятельных солдат, моряков и пилотов в фильмах о Второй мировой войне ». Как говорил сам Кларк, «всё, что я хочу и умею делать в кино — это быть средним мистером Джо» . Киновед Хэл Эриксон написал об актёре: « Бруклинец до мозга костей, Кларк так никогда и не отошёл от своей уличной неуживчивости, часто исполняя роли лучшего друга главного героя или дерзкого бруклинского смутьяна» .
По словам самого Кларка, лучшим событием в его жизни стало заключение контракта со студией Warner Bros. , когда его карьера стала развиваться в начале и середине 1940-х годов как актёра, являющегося альтернативой Джону Гарфилду в амплуа жёсткого парня из рабочего класса . Кларк много играл в экшн-фильмах студии Warner Bros. о Второй мировой войне , , в частности, убедительно сыграл неуживчивых солдат в военных фильмах « Пункт назначения — Токио » (1943), и (оба — 1945) .
В таких фильмах, как (1946), (1947), (1947) и (1948) амплуа Кларка как парня с крутым характером получило новую трактовку, теперь как непонятого обществом опасного главного героя, который меняется благодаря общению с хорошей девушкой . Более близким к его типажу парня из рабочего класса был « Кнут » (1948), где Кларк сыграл роль жёсткого боксёра .
Хотя на студии Warner Bros. Кларк дорос до главных ролей, его самой большой актёрской удачей и, возможно, лучшей ролью в карьере стала роль, которую он сыграл, находясь в аренде на студии Republic Pictures , где в мрачном фильме нуар Фрэнка Борзейги « Восход луны » (1948) он идеально сыграл психически травмированного общественного изгоя, отца которого в своё время повесили за убийство .
Немногие актёры были сильнее Кларка в изображении воинственных, задиристых персонажей. Небольшого по комплекции, но жёсткого и жилистого Кларка часто сравнивали с Джоном Гарфилдом , одной из крупнейших звёзд той же студии Warner Bros. . Но хотя Кларк и был популярен среди кинозрителей 1940-х годов, он так и не достиг сравнимого с Гарфилдом звёздного уровня . Его драчливые бунтари вызывали меньше сочувствия, чем герои Гарфилда, а энергия актёра была как его силой, так и слабостью. Порой его необузданность даже разрушала атмосферу фильма . В итоге, несмотря на свой бесспорный талант и магнетизм, Кларк так и не поднялся на тот звёздный уровень, которого достиг Гарфилд .
Кларк был женат дважды. В 1940 году он женился на художнице Марго Йодер, с которой прожил вплоть до её смерти в 1970 году. В 1972 году он женился повторно на молодой сотруднице биржи Джеральдин Фрэнк, с которой прожил 27 лет вплоть до своей смерти .
Дэйн Кларк умер 11 сентября 1998 года в Санта-Монике .