Interested Article - Центральные бани

Центральные бани (до революции Китайские бани , до 1940-х годов Бани № 1 Коминтерновского района ), называвшиеся по фамилии владельцев также Хлудовскими банями , — комплекс городских бань в Театральном проезде Москвы , просуществовавший с 1889 по начало 1990-х годов . В настоящее время в их реконструированных зданиях размещаются ресторан и гостиница. Является объектом культурного наследия регионального значения .

История

Во второй половине XIX века московский купец 1-й гильдии Герасим Хлудов приобрёл у грузинских царевичей Ираклия и Окропира большой земельный участок от Неглинного проезда до улицы Рождественки . Именно здесь Герасим Иванович задумал построить бани, затмившие бы славу Сандуновских , успех которых у населения не давал ему покоя. Возведение комплекса было поручено известнейшему архитектору того времени Семёну Семёновичу Эйбушицу . По словам заказчика новые бани должны были стать «Сказочными. А ещё пышными. С русскими парилками разного разряда, большой Турецкой залой…» . Будучи загруженным другими заказами, с 1890 года Эйбушиц переложил многие обязанности на приехавшего в Москву после окончания Петербургского института гражданских инженеров молодого талантливого помощника Льва Кекушева .

Первый корпус комплекса для рядовых москвичей был открыт в 1881 году , ещё при жизни Хлудова; цена входного билета составляла пять копеек. Однако строительство бань продолжалось еще двенадцать лет, и торжественное открытие комплекса состоялось уже после смерти Герасима Ивановича, в 1893 году . Сами бани получили название «Китайских» — по названию проезда в Китай-городе , на который выходил их фасад; в простанородье же их называли просто «Хлудовскими» — по фамилии построившей их купеческой династии .

После революции 1917 года Китайские бани были переименованы в «Бани № 1 Коминтерновского района», а в 40-е годы — в «Центральные». В годы Великой Отечественной войны здесь был организован пункт раздачи лекарств для военных, а позднее — и для гражданских лиц, страдающих диабетом .

До начала 1990-х годов комплекс Центральных бань использовался по своему первоначальному назначению, однако, сначала в эпоху перестройки бани начали страдать финансово, а в 1993 году здесь случился пожар, уничтоживший большую часть интерьеров. После реконструкции, с конца 1990-х комплекс получил многофункциональное использование .

Архитектура

Комплекс Центральных бань состоит из двух расположенных друг напротив друга корпусов: правый вытянут вдоль границы двора и был предназначен для женского отделения, левый – в форме перевёрнутой буквы «Г» – для мужского отделения. Над мужским отделением на 2-м этаже были устроены парадные помещения, которые в настоящее время составляют главную достопримечательность комплекса. Они представляли собой богато отделанные позолоченной лепниной и полированным деревом залы .

Вход в мужское отделение начинался с двухуровневого вестибюля, оформленный в стиле рококо XVIII века . Созданная Кекушевым парадная лестница на второй этаж с разделением её в середине на 2 рукава напоминала в миниатюре лестницу Парижской оперы . Несмотря на свою многодетальную декоративную отделку, лестница не создавала впечатления перегруженности, а архитектурная пресса признавала её лучшей в Москве .

Особой отделкой отличались «Мавританский зал», который в многочисленных деталях прекрасно воспроизводил интерьеры замков Арабской Испании , и зал «Нимфей», выполненный в виде ротонды , между колоннами которой располагались керамические панно и скульптурные композиции божеств Древнего Рима .

Интересные факты

  • По одной из легенд, в день открытия в 1893 году банного комплекса одна пожилая цыганка напророчила Эйбушицу , что он проработает ровно век. Плохо понимавший русский язык архитектор попросил коллегу Владимира Чагина пояснить, что имела в виду женщина. Не желая расстраивать друга, Чагин обманул того, сказав, что «век» значит «вечный». Однако предсказание сбылось: в 1993 году случился пожар, после которого сохранилось лишь четыре зала .
  • По другой легенде, незадолго до революции 1917 года одна из дочерей Герасима Хлудова решила забрать из банка золото и серебро и спрятать их до лучших времён в надёжном месте. Были отлиты три золотых и сорок серебряных тазов, которые, по одной версии, были замурованы в стены бань. В 1918 году сотрудники ВЧК заинтересовались этими ценностями: они метр за метром простучали все стены Центральных бань, в нескольких местах вскрывали полы, но так ничего и не нашли .
  • Несмотря на казавшееся соперничество Центральных и Сандуновских бань , конкурентами друг другу они не стали: в Сандунах мылись купцы попроще, в Центральных — богатые промышленники, банкиры, известные ученые, музыканты, врачи; Центральные бани посещали генералы, а офицеры предпочитали Сандуны; артисты балета Большого театра ходили, в основном, в Центральные бани, а его же вокалисты предпочитали Сандуновские .

См. также

Примечания

  1. , с. 6.
  2. Главтема (16 февраля 2018). Дата обращения: 6 октября 2019. 6 октября 2019 года.
  3. , с. 305.
  4. Расулова, Карина. . Газета.Ru (25 декабря 2016). Дата обращения: 6 октября 2019. 6 октября 2019 года.
  5. Сергеев, Сергей. Узнай Москву . Дата обращения: 6 октября 2019. 19 апреля 2019 года.
  6. , с. 308.

Литература

  • Бусева-Давыдова И. Л. и др. Москва: Архитектурный путеводитель / И. Л. Бусева-Давыдова, М. В. Нащокина, М. И. Астафьева-Длугач. — М. : Стройиздат, 1997. — 512 с. — ISBN 5-274-01154-3 .
  • Нащокина М. В. Лев Кекушев. Архитектурное наследие Москвы. — М. : ВЕГА, 2012. — 416 с.
  • Соколова Л. А. Московский модерн в лицах и судьбах. — М. : Издательство Центрполиграф, 2014. — 360 с. — ISBN 978-5-227-05115-8 .
Источник —

Same as Центральные бани