Interested Article - Кульман, Квирин

Квири́н(ус) Ку́льман ( нем. Quirinus Kuhlmann , также Culmannus, Kühlmann, Kuhlman ; 25 февраля 1651 , Бреслау (ныне Вроцлав ) — 4 октября 1689 , Москва ) — немецкий мистик, писатель и поэт. Сборник стихотворений Кульмана «Поцелуи любви» считается одним из шедевров немецкой барочной пиетистской поэзии.

Начало деятельности

Родом из купеческой семьи. В детстве отличался слабым здоровьем, с трудом говорил, проводил много времени в богатой городской библиотеке. Первые сочинения Кульмана относятся ко времени его учёбы в гимназии. В 1669 году он серьёзно заболел, был на краю смерти; у Кульмана начались видения , в течение пяти лет он считал, что за ним неотступно следуют два ангела .

В 1670 году он публикует сочинение «Ростки немецкой пальмы» ( Entsprossenen teutschen Palmen ) — экстатическую похвалу Плодоносному обществу , занимавшемуся обновлением немецкого языка и литературы, через год — «Небесные поцелуи любви» ( Himmlische Libes-Küssen ). За сборник сонетов был удостоен венца поэта-лауреата и высокого покровительства. Изучив в течение трёх лет право в Йене , он переезжает в нидерландский город Лейден , где полностью посвящает себя духовным исканиям, знакомится с учением Бёме и делается его последователем (книга «Новоодухотворёенный [Воскрешённый] Бёме» (Der N eubegeisterte Böhme , 1674 ). Также сильное влияние на взгляды Кульмана в этот период оказывают чешские мистики — Ян Амос Коменский , , , .

Мистическое учение

Кульман переиначивает своё имя, называя себя Kühlmonarch («хладный властитель (монарх)»; Бог , по его представлению, охлаждает жар дьявола . Разрабатывает утопические планы по объединению иудаизма , ислама и христианства в единую религию, объявляет себя «Сыном Сына Божьего » и проповедует собственное мистическое учение о скором крушении «Вавилона» и наступлении «иезуэлитского царства», в котором люди будут жить, «как до грехопадения Адама ». В 1678 году он отправился из Парижа в Константинополь , желая обратить в свою веру самого турецкого султана ; потерпев закономерную неудачу, Кульман вынужден был вернуться обратно. Приехав в Лондон в 1682 году , он женился на англичанке Анне Гулд (вскоре умершей), затем скитался с проповедями по Англии , Нидерландам, Швейцарии , выпустил в свет свой главный поэтический сборник из 150 авторских псалмов -- «Псалтирь Кульмана», или "Охлаждающая [от адского пламени] Псалтирь" ( Kühlpsalter , 1684-86), предпринял путешествие в Иерусалим , но уже через неделю повернул обратно. В 1687 году заключил брак с Эстер Михаэлис, от которой родилась умершая во младенчестве дочь. За свои проповеди неоднократно подвергался арестам в Германии, Нидерландах, Англии. [ источник не указан 4459 дней ]

Путешествие в Москву и казнь

В том же году от живописца , чей родственник состоял на службе русского государя , Кульман узнал, что в России есть приверженцы идей Якоба Бёме. Составив послание, полное апокалиптических пророчеств и излагающее суть его учения, он попытался доставить его к московскому двору через Генина, а после неудачи сам отправился в путь. 27 апреля 1689 года Кульман добрался до Москвы, где был с восторгом встречен в Немецкой слободе , где действительно жили последователи Бёме и других мистиков, и нашёл себе покровителя — богатого купца .

Опасаясь влияния Кульмана, , главный пастор московской немецкой общины, подал жалобу патриарху Иоакиму , обвиняя Кульмана в ереси и неуважении к царской власти. Переводчики Посольского приказа Юрий Гивнер и Иван Тяжкогорский , ознакомившись с изъятыми у Кульмана бумагами, составили т. н. «Мнение переводчиков», приложенное затем к розыскному делу. Кульман и Нордерман подверглись пыткам , не пожелали отказаться от своего учения, и по указу царей-соправителей Петра I и Ивана V были сожжены в срубе на Красной площади вместе с письменными трудами Кульмана .

В культуре

Казнь Кульмана изображена в романе А. Н. Толстого « Пётр Первый ». М. Л. Гаспаров в своих «Записях и выписках» упоминает некую немецкую антологию, «с порога» предупреждающую читателей: «От комментирования стихов Квирина Кульмана мы отказываемся»; самого поэта он сравнивает с растерзанным толпой «за плохие стихи» поэтом Цинной — персонажем шекспировского « Юлия Цезаря ».

Примечания

  1. Quirinus Kuhlmann // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  2. , с. 12.

Литература

Ссылки

  • (недоступная ссылка)
  • (нем.)
Источник —

Same as Кульман, Квирин