Дежан, Жан Франсуа Эме
- 1 year ago
- 0
- 0
Жан Дардель , или Жан Тортибольский ( фр. Jean Dardél , Jean de Tortiboli , итал. Giovanni Dardelli , арм. Դարդել Հովհան , Hovhan Dardel ; ум. после 1384 ) — французский хронист, монах - францисканец , епископ Тортиболи, советник и духовник последнего короля Киликийской Армении Левона VI де Лузиньяна (1374—1375), автор «Хроники Армении» ( фр. Chronique d'Arménie ).
Биографических сведений о Дарделе немного, за исключением отрывочных упоминаний в его собственной хронике. Предположительно он родился в Этампе близ Парижа и в середине XIV века вступил в орден францисканцев .
В 1375 году он отправился с другими христианскими паломниками в Святую землю на гору Синай . Прибыв в августе 1377 года в Каир вместе со своим собратом по ордену Антонио да Монополи, он нашёл там последнего короля Киликийской Армении Левона VI (ум. 1393), который в июле 1375 года, после трёхмесячной осады крепости в Сисе , был взят в плен эмиром Алеппо и доставлен в Иерусалим , а оттуда отправлен вместе со своей семьёй в столицу Мамлюкского султаната .
Заручившись доверием киликийского короля, Дардель стал его духовником , советником и секретарём. Часто посещая Левона в тюрьме, добился привилегии от султана Аль-Мансура служить перед пленником мессу . Оставался в Каире до 1379 года и, по его собственным словам, составил от имени Левона несколько писем европейским королям с просьбой посодействовать в его освобождении . В конце концов, Левон VI доверил ему свою королевскую печать и верительные грамоты , отправив послом к королю Арагона Педро IV (1336—1387), с поручением в случае отказа со стороны последнего, обратиться с просьбой о помощи к другим христианским монархам .
11 сентября 1379 года Дардель вместе со своим спутником Антонио покинул Каир, и 1 марта 1380 года достиг Барселоны . Объездив пол-Европы, францисканцам сначала удалось убедить короля Педро послать к мамлюкскому султану посольство с дарами. После чего отправленный в Каир паломник Джан-Альфонсо ди Лорик, поддержанный королём Кастилии Хуаном I (1379—1390), добился, наконец, освобождения Левона. 7 октября 1382 года последний отплыл из Александрии в сопровождении Дарделя, которого после прибытия 21 октября на Родос назначил канцлером своего государства . 12 декабря 1382 года Левон прибыл в Венецию , затем отправился во Францию, отдав там дань уважения авиньонскому антипапе Клименту VII (1378—1394), а после прибыл в Сеговию , где Хуан оказал ему королевский приём, передав во владение города Мадрид , Андухар и Вилареал (совр. Сьюдад-Реаль ) .
В награду за службу армянскому королю , 11 марта 1383 года Климент VII назначил Дарделя Биккари ) в провинции Беневенто Неаполитанского королевства . Строго говоря, Дарделя следует считать антиепископом, так как поставил его антипапа, а не законный понтифик Урбан VI (1378—1389), в результате чего водвориться к себе в епархию он, возможно, так и не смог . Точная дата его смерти неизвестна, по некоторым данным, он скончался 6 декабря 1384 года и был похоронен на семейном участке у церкви Святого Василия в Этампе , по другим сведениям, формально освободил свою кафедру только в 1403 году .
(совр.Между 1384 и 1393 годами Дардель составил по рассказам, а возможно, и под диктовку армянского короля , «Хронику Армении» ( фр. Chronique d'Arménie ), долгое время неизвестную востоковедам. Она охватывает историю Киликийского царства со времён Левона II (ум. 1219) до прибытия Левона VI в Авиньон и Париж (1383—1384), предваряя её кратким очерком армянской истории со времён Римской империи . Изначально хроника была, вероятно, написана на латыни , но позже переведена на среднефранцузский язык .
Как источник сочинение Дарделя представляет собой ценность преимущественно в тех разделах, которые касаются пребывания последнего короля Киликии в Сисе, а затем в Каире, Венеции, Испании и Франции, отчасти составленных автором в качестве очевидца, с поправкой на необъективность оценок и наличие идеологических клише . Так, рассуждая об обстоятельствах пленения мамлюками Левона VI, якобы «преданного» католикосом Погосом I (1374—1382) и киликийской знатью , хронист-францисканец безапелляционно утверждает, что причиной падения армянского царства было упорное несогласие армян перейти в католичество и подчиниться авиньонским папам . А рассказывая о мерах по вызволению Левона из плена, он явно преувеличивает роль в нём антипапы Климента VII, умаляя заслуги кастильского короля Хуана I. Вместе с тем, сочинение Дарделя остаётся единственным источником о недолгом правлении Левона VI в Киликии, поскольку армянские свидетельства об этом до нас не дошли .
Оригинал «Хроники Армении» до нас не дошёл, и единственная её рукопись , переписанная во второй половине XV века и включающая также копию «Мартинианских хроник» ( фр. Chroniques martiniennes ) Себастьена Мамро (1458) , обнаружена была в начале 1880-х годов французским историком церкви Робером Ули́ссом (1845—1903), который наткнулся на неё в городской библиотеке г. Доля (совр. франц. департамент Юра ) . Армянская версия её была опубликована в 1891 году в Санкт-Петербурге под редакцией Г. Ергеянца, а в 1906 году она издана была Французской Академией надписей и изящной словесности во втором томе «Собрания историков крестовых походов» ( фр. Recueil des Historiens des Croisades ) , вместе с «Цветником историй земель Востока» Хетума Патмича .