Балич, Саша
- 1 year ago
- 0
- 0
«Страна Саша» (англ. The Land of Sasha ) — молодёжная драма режиссёра Юлии Трофимовой , снятая кинокомпанией Vega Film по одноимённой young adult -книге российского писателя Галы Узрютовой (написана в 2009 году, опубликована издательством «КомпасГид» в 2019 году) . Мировая премьера фильма состоялась в феврале 2022 года на Берлинале — картина вошла в программу Generation 14+ 72-го Международного Берлинского кинофестиваля . Дата выхода в массовый прокат в России , Казахстане , Белоруссии — 14 июля 2022 года . Всероссийская премьера прошла в кинотеатре «Художественный» в Москве 10 июля 2022 г. В августе 2022 года состоялась онлайн-премьера фильма на киноплатформе START и в других онлайн-кинотеатрах ( Premier , Okko и др.) .
Подросток Саша не может определиться, куда поступать, и избегает серьёзных отношений с девушками. В своей нерешительности он винит отца, бросившего его в раннем детстве. Но знакомство с необычной девушкой Женей и встреча с отцом заставляют подростка, как и его мать, боящуюся отпустить сына, повзрослеть .
Фильм «Страна Саша» снят по одноимённой young adult книге российского писателя, поэта и драматурга Галы Узрютовой , написанной в 2009 году . Книга опубликована издательством «КомпасГид» в 2019 году ( ISBN 978-5-00-083575-3 ) .
В 2018 году книга вошла в шорт-лист премии интеллектуальной литературы Bookscriptor в номинации Young Adult .
В 2021 году книга вошла в список портала Burning Hut «22 книги, которые стоит включить в школьную программу по литературе » .
Портал «Недоросль» включил повесть Галы Узрютовой в список 10 подростковых книг , по которым можно ставить спектакли .
Фильм «Страна Саша» снят в 2021 году российской кинокомпанией .
Режиссёром фильма выступила Юлия Трофимова (фильмы «Комментатор», «Инсталайф»); продюсерами — Катерина Михайлова (Vega Film) и Константин Фам . В главных ролях фильма снялись Марк Эйдельштейн , Евгения Громова, Мария Мацель , Дарья Румянцева , Дмитрий Ендальцев и др. В качестве оператора-постановщика приглашен Егор Поволоцкий ( Лос-Анджелес ), художником-постановщиком стала Саша Антонова, композитором — Сергей Штерн ( Лос-Анджелес ).
Среди фильмов кинокомпании Vega Film, ориентированной на российское независимое авторское кино, — картины « Город уснул », « Близкие », « Конференция » и др.
Режиссёр Юлия Трофимова о фильме «Страна Саша» : «Я хотела бы исследовать тему совершеннолетия в России сегодня. С одной стороны, эта история универсальна, поскольку сегодня молодой человек поражён разнообразием выбора в жизни, причём до такой степени, что иногда выбор кажется невозможным. С другой стороны, часто подростки воспитываются матерями (без отцов), которые пережили сложные времена 90-х годов и хотят защитить своих детей от совершённых ими ошибок».
Актер Марк Эйдельштейн , сыгравший роль Саши, о фильме: «Для меня это картина о новом поколении подростков, о моем брате. Когда я учился в школе, я хотел, как Холден Колфилд , ловить детей над пропастью во ржи. Когда мой отец учился в школе , он хотел стать космонавтом . Когда я спросил у 16-летнего брата, что он будет делать после школы, он ответил: „У самурая нет цели, только путь“. „Страна Саша“ — исследование о том, что поменялось, и фиксация того, что главным остаются человеческие взаимоотношения и чувства». «С 13 лет я раз в год перечитываю роман Сэлинджера „ Над пропастью во ржи “, он меня возвращает к себе. Увидев сценарий „Страны Саши“ и прочитав одноимённую повесть Галы Узрютовой , я почувствовал, что это мой шанс воплотить на экране героя, которого я люблю с детства, с похожими проблемами, однако в других обстоятельствах. Это честное, независимое кино».
Мировая премьера фильма «Страна Саша» состоялась 15 февраля 2022 года на 72-м Международном Берлинском кинофестивале , где картина была показана в секции Generation .
Фильм вошёл в число 15 картин, отобранных в конкурсную программу фестиваля нового российского кино «Горький fest» ( Нижний Новгород , 8-14 июля 2022 года ) . Также лента стала частью программы XVI Международного кинофестиваля им. Андрея Тарковского « Зеркало », который прошел с 22 по 27 июля 2022 года в Ивановской области . Лента стала фильмом закрытия Первого международного кинофестиваля дебютов Евразийского континента «Одна шестая» ( Екатеринбург , 12-17 августа 2022 года ) . Фильм вошел в показы Программы российского кино (новое кино России ) на 44-м Московском Международном Кинофестивале (сентябрь 2022 года) , а также в программу показов 19-го Международного кинофестиваля стран Азиатско-Тихоокеанского региона во Владивостоке « Меридианы Тихого » (Pacific Meridian) (сентябрь 2022 года ) . Лента стала фильмом открытия 31-го Открытого фестиваля « Киношок » в Анапе (23-30 сентября 2022 г.) . Фильм был включен в программу «Портрет поколения» IX Международного фестиваля-конкурса детского и юношеского кино « » (3-7 октября 2022 года , Саратов ) . Лента вошла в программу 19-го кинофестиваля «Русское возрождение» (Russian Resurrection Film Festival) в Австралии в 2022 году ( Сидней , Мельбурн , 28-30 октября ) . Картину показали на Дне российского кино в программе 28-го Минского международного кинофестиваля «Лiстапад» (4-11 ноября 2022 , Минск ) . Фильм включен в программу «Территория солнца» VI Арктического Международного кинофестиваля «Золотой ворон» ( 28 ноября - 11 декабря 2022 года , Анадырь ) . Также показ фильма прошел в кинотеатре Русского дома в Берлине ( 5 января 2023 г.) . Лента вошла в конкурсную программу международного кинофестиваля «8 женщин», организованного Гильдией кинорежиссеров России (5- 13 марта 2023 г ., Москва ) .
В рецензии на Forbes кинокритик Тимур Алиев назвал фильм «честным кино о современных подростках, детстве без отца и взрослении», добавив:
"…история лишена топорных нравоучений. Более того, режиссёр не позволяет — ни повествованию, ни диалогам героев — уходить в сторону двумерного черно-белого мира, обитатели которого находятся в поиске морального камертона в стиле «Что такое хорошо, что такое плохо (…) В своем полнометражном дебюте Юлия Трофимова не упускает возможности экспериментировать. Основанная на одноимённой повести Галы Узрютовой картина периодически ломает четвертую стену — герой Эйдельштейна, глядя прямо в камеру, зачитывает отрывки из литературного первоисточника (книга написана в формате беспрерывного монолога). В истории неимоверно много воздуха, герои периодически подолгу молчат — чего только стоит игра Саши и Жени в гляделки. Классический хронометраж 90 минут позволил режиссёру и раскрыть персонажей, и рассказать увлекательную историю, и оставить подвешенные „чеховские ружья“ — чтобы полнее проиллюстрировать превращение „мальчика в мужа“» .
Кинокритик Егор Москвитин на портале Гёте-Институт Россия пишет: «Основанную на книге Галы Узрютовой „Страну Саша“, хочется верить, ждёт легкая прокатная судьба. Это воодушевляющее кино с ясным смыслом и лаконичным киноязыком, а главное, с подростковой энергией и свежими лицами. Обычный зритель, который его посмотрит, обязательно вспомнит собственное лето между школой и университетом. А профессиональный зритель захочет узнать команду фильма » .
Ксения Рождественская в « Коммерсанте » назвала картину «самым нежным фильмом года», написав: Юлия Трофимова говорит, что в последние лет 20 такие фильмы не снимали. Это правда: после « Питера FM », где что-то невозможно милое побеждало в схватке с чем-то невероятно милым, Россия в кино была мрачной, ядовитой, фарсовой, жесткой, жалкой, безысходной, выхолощенной, гламурной, понтующейся. Отцы искали детей, спортсмены рвали жилы, матери уходили в себя, все пили и стучали по столу, а дети занимались своими делами, и школьные разборки всегда были для них важнее родительского спокойствия. Ничего хорошего. Вот оно, хорошее: Саша.(…) «Страна Саша» не собирается идеализировать своих героев или, наоборот, подкидывать им нерешаемые проблемы, исследовать поколенческие конфликты, задавать поколению зумеров вопрос «какие у вас планы на будущее?». Скорее фильм дает своим героям чуть отдохнуть перед тем, как начнется другая — взрослая — жизнь" .