Interested Article - Портрет А. В. Щусева

Портрет А. В. Щусева — картина М. В. Нестерова , написанная в Москве в июне—июле 1941 года. Последняя работа Нестерова в жанре портрета зафиксировала тревожную, напряжённую обстановку первых недель Великой Отечественной войны .

Предыстория

М. В. Нестеров познакомился с А. В. Щусевым в 1901 году, когда Щусев выполнял росписи трапезной Киево-Печерской лавры . В 1902 году Щусев помог Нестерову в ходе росписи церкви Александра Невского в Абастумани . Неудачно сложенный купол церкви постоянно протекал, только что выполненные росписи разрушались. Щусев быстро определил причины протечек, отвёл скопившуюся в конструкциях купола воду, и дал простые и эффективные рекомендации по его гидроизоляции . В последующее десятилетие Нестеров покровительствовал молодому коллеге: благодаря рекомендациям Нестерова Щусев получил контракты на проектирование интерьеров Троицкого собора в Сумах , церкви в Натальевке , собора Марфо-Мариинской обители и право на участие в конкурсе на проектирование и постройку Казанского вокзала в Москве. В конце жизни Нестеров, критически оценивая собственные работы в храмах, считал лучшими среди них собор в Сумах и собор Марфо-Мариинской обители, выполненные совместно с Щусевым .

К началу 1910-х годов покровительство переросло в товарищество двух равноценных мастеров. Нестеров и Щусев породнились семьями: Нестеров стал крёстным отцом Михаила Щусева (1908—1978), Щусев — крёстным отцом Алексея Нестерова (1907—1942) . Семьи жили по соседству: Нестеровы на Сивцевом Вражке , Щусевы в Гагаринском переулке . В послереволюционные годы Щусев и Нестеров не сотрудничали, но поддерживали добрые отношения. Как минимум один раз, предположительно в 1924 году, Щусеву довелось ходатайствовать перед ОГПУ об освобождении Нестерова из-под ареста . В 1938 году Щусев, переживший опалу и отстранённый от архитектурной деятельности, безуспешно ходатайствовал об освобождении арестованного зятя художника Виктора Шрётера . Дочь Нестерова Ольга, арестованная тогда же, вернулась из ссылки инвалидом в 1941 году .

Создание

История создания портрета известна из частных писем Нестерова, воспоминаний С. Н. Дурылина и автобиографического очерка Щусева, написанного по просьбе Дурылина в 1944 году . В сентябре 1940 года Нестеров в шутку предложил Щусеву написать его портрет в образе смеющегося весельчака . Щусев немедленно согласился, а Нестеров втайне сожалел о неосторожном обещании («Я никогда смеющихся не писал. Это трудно, а я стар.» ). Художник знал, что Щусев по состоянию здоровья вряд ли сможет позировать стоя, и сразу решил писать его сидящим . В первой половине 1941 года он несколько раз приходил в дом Щусева и выполнял наброски . Во время одного из этих визитов Щусев, разбирая старые вещи, обнаружил два бухарских халата и тюбетейку , которые он купил в Самарканде ещё в 1896 году . Со слов Щусева, «М. В. [Нестеров] пришёл от них в полный восторг» и немедленно принял решение писать портрет в этих восточных одеждах «… с утра, когда я [Щусев], напившись утреннего кофе, беседую у себя в кабинете, а он меня слушает. Позу он мне дал простую и лицо в профиль, так как боялся, что с фасом не справится, сил мало» .

Утром 22 июня 1941 года «бодрый и решительный» Нестеров пришёл в дом Щусева, чтобы начать писать обещанный портрет . Довольно много времени занял поиск удачного освещения, осложнённый цветным рефлексом от розового дома напротив . Вскоре после того, как Нестеров начал набросок углём , Мария Викентьевна Щусева сообщила ошеломляющую новость о германском вторжении . Нестеров проработал ещё три часа, несмотря на то, что врачи разрешили ему лишь двухчасовые рабочие сеансы . В последующие дни Нестеров ежедневно приходил к Щусевым на три-четыре часа; исключением стали лишь несколько дней после начала воздушных бомбардировок Москвы . Со слов Щусева, «держался М. В. спокойно и стойко, как философ и герой … работал с охотой и страстью», но быстро ослабевал и к концу сеанса шатался . Он уже не мог самостоятельно, без посторонней помощи, дойти до дома . Дурылин пригласил Нестерова переехать к нему, в спокойное и безопасное Болшево , но художник предпочёл остаться в Москве, чтобы завершить начатое . В частной переписке Нестеров сообщал, что портрет был готов 13 июля , Щусев же писал, что «только к 30 июля портрет был совсем готов» .

Примечания

  1. Государственная Третьяковская галерея. Живопись конца XIX — начала XX века. Том 5. — Сканрус, 2005. — С. 264. — ISBN 5932210893 .
  2. , с. 353—354.
  3. , с. 264.
  4. , с. 340.
  5. , с. 336.
  6. , с. 347.
  7. , с. 348.
  8. , с. 484.
  9. , с. 349.
  10. , с. 349, цит. воспоминания Дурылина.
  11. , с. 350.
  12. , с. 349, цит. воспоминания Щусева.
  13. , с. 351.
  14. , с. 485.
  15. , с. 352.
  16. , с. 353.

Литература

Источник —

Same as Портрет А. В. Щусева