Interested Article - Самодуров, Вячеслав Владимирович

Вячесла́в Влади́мирович Самоду́ров (род. 19 мая 1974 , Таллин ) — российский артист балета и хореограф. Художественный руководитель балетной труппы Екатеринбургского театра оперы и балета . Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2023).

Биография

Родился в Таллине в семье военного, с детства занимался фигурным катанием. Когда Вячеславу было восемь лет, отца с семьёй перевели в Ленинград , и мать отвела его в балетную школу — Академию русского балета имени А. Я. Вагановой . Ещё учащимся, вместе с курсом принимал участие в спектаклях Театра оперы и балета имени С. М. Кирова (с января 1992 года — Мариинский театр) . Педагогом был Геннадий Селюцкий . После окончания в 1992 году был зачислен в балетную труппу Мариинского театра .

Первое сильнейшее впечатление от современной хореографии он получил в Мюнхене , когда оказался там с небольшой группой учащихся Вагановской школы для участия в концерте. Это были «Свадебка» и «Симфония ре мажор» Иржи Килиана . И уже будучи солистом театра, специально для Международного конкурса «Майя» в 1996 году вдвоём с Юрием Петуховым подготовил миниатюру «Постскриптум» на музыку Р. Щедрина «монолог Вронского , преследуемого кошмарным видением гибели Анны » :

В резких ударах музыки, в исступлённой скороговорке твердимых движений словно билась назойливая мучительная мысль. Тщетно пытался Вронский отогнать её романтическим воспоминанием о первой встрече с Анной. Он метался, ища выход из невидимого лабиринта, и в гипнотическом безумии провожал взглядом летящий мимо поезд…

Юлия Яковлева, « Петербургский театральный журнал » май 1999

В итоге выиграл золотую медаль конкурса, вскоре после чего был переведён в ранг премьера .

В 2000 году подписал контракт с Национальным балетом Нидерландов, где также в ранге премьера исполнял хореографию Фредерика Аштона , Джерома Роббинса , Уильяма Форсайта , Ханса ван Манена . C 2003 года работал в балетной труппе Королевского балета в Ковент-Гардене , танцуя в основном английскую классику: Нинетт де Валуа , Кеннета МакМиллана , там же поставил два балета для своих коллег (в 2009 и 2010 году) — опыт, ставший для него определяющим . В 2010 году был приглашён для постановки в Михайловский театр . Травма ноги помешала продолжению карьеры танцовщика, и, покинув Лондон, он уже подумывал о завершении балетной деятельности . Находясь в Берлине, он получил неожиданное предложение из Екатеринбурга на предмет постановки большого спектакля . И вскоре директор театра А. Г. Шишкин предложил ему возглавить балетную труппу Екатеринбургского театра оперы и балета в качестве художественного руководителя .

Год спустя совместно с фондом «Евразия балет» Самодуров организовал в Екатеринбурге проект по поддержке молодых хореографов — «Dance-платформа», на которую приезжают начинающие хореографы и занимают в постановках бо́льшую часть труппы, давая им возможность показать себя . По его инициативе для постановок в театр приглашают «новых классиков»: Пола Лайтфута и Соль Леон, Ханса ван Манена . В 2017 году привлёк в качестве штатного хореографа Антона Пимонова — экс-танцовщика из Санкт-Петербурга . Для научной реконструкции спектакля «Арлекинада» в год 200-летия Мариуса Петипа был приглашён Юрий Бурлака .

Не сразу, но в Екатеринбургском театре изменилась публика: в театр пошли молодые зрители. Он был одним из инициаторов ребрендинга названия театра, исключившего из афиш слово «академический», получившего более ёмкое название — Урал Опера Балет .

В 2016 году, работая над постановкой для Большого театра и выбрав для этого малоизвестный балет, написанный Х. В. Хенце для Ф. Аштона в 1958 году, отталкиваясь от партитуры, перепадов настроений, ритмов и формы, сам написал к нему либретто .

В 2015 году вошёл в жюри международного конкурса-фестиваля «Context. Диана Вишнёва» , в 2018 году работал в составе жюри ежегодного Международного фестиваля балета « Dance Open » , был председателем жюри по музыкальным театрам на фестивале « Золотая маска » — 2021 .

Из увлечений — фотография, на которую в последние годы не остаётся времени, походы в Ельцин-центр .

Постановки

Королевский балет (Лондон)
  • 2009 — «Нелинейные взаимодействия» на музыку Ю. Катори и Д. Скарлатти
  • 2010 — «Trip Trac» на музыку Д. Шостаковича
Михайловский театр
  • 2010 — «Минорные сонаты» на музыку Д. Скарлатти
Екатеринбургский театр оперы и балета
Dance-платформа
  • 2012 — H₂O (спектакль идёт под фонограмму, собранную диджем Виталием Жеребцовым)
Королевский балет Фландрии
Большой театр
Пермский академический театр оперы и балета
  • 2017 — «Поцелуй феи» И. Стравинского
  • 2022 — «Севагин / Самодуров / Пимонов» — одноактный балет на музыку

Фильмография

Награды и звания

  • 1996 — лауреат I премии Международного конкурса артистов балета «Майя» (Санкт-Петербург)
  • 2013 — специальный диплом жюри конкурса и фестиваля «Браво! — 2012» за балет «H₂O», представленный в рамках Уральской биеннале современного искусства
  • 2014 — лауреат премии « Золотая маска » в номинации «Работа балетмейстера/хореографа» («Вариации Сальери», 2013)
  • 2014 — лауреат конкурса и фестиваля «Браво! — 2013» в номинации «Лучшая работа хореографа» за спектакль «Вариации Сальери» (2013)
  • 2014 — «Персона года» по версии газеты «Музыкальное обозрение» за постановку спектакля «Cantus Arcticus», ставшего «Событием года» в балете
  • 2015 — лауреат премии « Золотая маска » в номинации «Лучшая работа хореографа» («Цветоделика», 2013)
  • 2015 — лауреат конкурса и фестиваля «Браво! — 2014» в номинации «Лучшая работа хореографа» за спектакль «Цветоделика» (2013)
  • 2015 — «Событие года» по версии газеты «Музыкальное обозрение» за постановку спектаклей «Цветоделика» и «Мимолётности»
  • 2016 — лауреат Российской национальной премии «Душа танца» в номинации «Маг танца»
  • 2020 — лауреат премии « Золотая маска » в номинации «Работа балетмейстера-хореографа» («Приказ короля», 2018)
  • 2020 — лауреат премии Правительства РФ в области культуры и искусства за 2019 год — за постановку балета «Пахита» в Екатеринбургском театре оперы и балета
  • 2023 — заслуженный деятель искусств Российской Федерации (26 января 2023) — за вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
  • 2023 — лауреат премии « Бенуа де ля данс » в номинации «Хореограф» («Танцемания», Большой театр ) .

Критика

Танцовщик

Самодуров — из тех, кого числят балетными интеллектуалами. Он был замечен за невероятную техническую виртуозность и бравурную, героическую манеру танца в самых разных постановках: «Allegro vivace» Дж. Баланчина, «Танго» Х. ван Манена, «Средний дуэт» А. Ратманского, « Юноша и смерть » Р. Пети :

Столь непохожие балеты роднит одно: для танцовщиков каждый подобен спринтерской дистанции, требующей максимального напряжения сил и эмоций в короткий отрезок времени. Не академист и не гротеск, Самодуров — танцовщик именно таких экстремальных состояний. Изматывающая других музыкально-танцевальная плотность — для него то, что надо. Тогда в его танце появляются и пластическая экспрессия, и нервная взвинченность (впрочем, без тени рафинированного «декаданса»).

Юлия Яковлева, « Петербургский театральный журнал » май 1999

Хореограф
«Минорные сонаты»

Неослабевающий темп, насыщенность текста, поддержки, нарушающие монотонность ровного развития, порой агрессивность острых и резких движений и упоительная красота рождающегося танца, а в нём — при желании улавливаемая нежная история о встречах и невстречах, понимании и расставании. В индивидуальном почерке начинающего хореографа ощущается ясность высказывания и уверенность в выбранной стилистике.

Ольга Макарова, « Петербургский театральный журнал » декабрь 2010
«Amore buffo»

…он доказал, что в наше время в российском театре можно поставить полнометражный спектакль на основе классического танца, не рискуя получить на выходе банально-школьное подражание академическим образцам. Хореограф соединил нашу классику с западной неоклассикой, то есть придал классическим па иные, острые, ракурсы, неожиданные — для отечественного балета — комбинации и развороты тел, вдохнул новую энергетику.

Кирилл Матвеев, « Газета.ru » 29 января 2013
«Ромео и Джульетта»

Первый показ балета прошёл в годовщину смерти Прокофьева и к 400-летию смерти Шекспира. Екатеринбург помянул двух гениев творчески, обретя качественный авторский спектакль, в котором, по словам хореографа, «смыслы свободно фланируют между прошлым и настоящим». А что в конце нет сцены примирения, так это мнение мудрого пессимиста Самодурова. Он считает, что история никого ничему не учит. И, оглядываясь вокруг, кто сей тезис опровергнет?

Майя Крылова, «Театрал» 8 марта 2016
«Приказ короля»

Главная авторская находка Самодурова — это интонация. Рядом с проникновенными, абсолютно кристально выстроенными адажио в рамках одного спектакля появляются разнузданные пляски — и это даже не неоклассические номера для утончённых прима-балерин, а броская, брутальная, агрессивная пляска для балетной шпаны, которая отжигает и угорает с таким напором и самоотдачей, которые можно встретить разве что на рейве.

Полина Дорожкова, « Петербургский театральный журнал » октябрь 2018

Комментарии

  1. , партнёрша Самодурова по «Лебединому озеру» в Ковент-Гардене , была первой, для кого он поставил небольшой номер — па-де-де .
  2. Как балетмейстер Самодуров впервые заявил о себе в 2006 году на Мастерской молодых хореографов на Новой сцене Большого театра, куда его пригласил Алексей Ратманский — в его хореографическом номере «+/-2» на музыку Г. Ф. Генделя тогда выступили Е. Крысанова и А. Меркурьев .
  3. С июля 2020 года Антон Пимонов возглавил балетную труппу Пермского театра оперы и балета .
  4. Будучи танцовщиком Королевского балета , Самодуров исполнял в балете Ф. Аштона роль Тиренио, повелителя вод, но поскольку сюжет был сильно запутан, он его так и не запомнил .
  5. Самодуров взял на себя завершение постановки в связи с внезапной смертью хореографа Сергея Вихарева .

Примечания

  1. // Музыкальные сезоны : сетевое издание. — 2018. — 8 июня. 3 мая 2021 года.
  2. Клепикова Ирина. // Областная газета. — 2014. — 31 мая. 3 мая 2021 года.
  3. Галайда Анна. // SOBAKA.RU : сетевое издание. — 2018. — 27 февраля. 3 мая 2021 года.
  4. Яковлева Юлия. // Петербургский театральный журнал. — 1999. — № 18—19 . — ISSN . 21 апреля 2021 года.
  5. . diaghilev-ps.ru . Международный фестиваль искусств «Дягилев. Постскриптум» (2020). Дата обращения: 3 мая 2021. 3 мая 2021 года.
  6. Яицкая Людмила. . DanceRussia.ru (1 декабря 2015). Дата обращения: 4 мая 2021. 4 мая 2021 года.
  7. Докучаева Алла. // Аргументы и Факты — Башкортостан : еженедельник. — 2019. — 20 октября ( № 43 ). 3 мая 2021 года.
  8. // Вечерний Екатеринбург : газета. — 2012. — 1 ноября. 3 июня 2021 года.
  9. Галайда Анна. // Ведомости : сетевое издание. — 2016. — 21 июня. 3 мая 2021 года.
  10. Королёк Богдан. // Музыкальное обозрение : газета. — 2018. — 27 августа ( № 8 (432, 433, 434) ). 3 мая 2021 года.
  11. Баталина Юлия. // Новый Компаньон : сетевое издание. — 2017. — 19 апреля. 3 мая 2021 года.
  12. // Музыкальное обозрение : газета. — 2020. — 30 июля. 19 декабря 2020 года.
  13. Дымова Софья. // ClassicalMusicNews.Ru : сетевое издание. — 2017. — 21 апреля. 3 мая 2021 года.
  14. Кузнецова Татьяна. // Коммерсантъ Weekend : журнал. — 2016. — 17 июня. — С. 26 . 8 августа 2020 года.
  15. Федоренко Елена. // Культура : газета. — 2015. — 3 декабря. — ISSN . 4 мая 2021 года.
  16. Иванова Марина. // Известия : газета. — 2018. — 13 апреля. — ISSN . 3 мая 2021 года.
  17. . Фестиваль «Золотая маска» (2021). Дата обращения: 3 мая 2021. 8 мая 2021 года.
  18. // Музыкальное обозрение : газета. — 2021. — 1 февраля. 3 мая 2021 года.
  19. // Музыкальное обозрение : газета. — 2017. — 13 июня. 4 мая 2021 года.
  20. Гордеева Анна. // Газета.ru : электронное периодическое издание. — 2012. — 25 сентября. 4 мая 2021 года.
  21. . Пермский театр оперы и балета . Дата обращения: 30 сентября 2022. 30 сентября 2022 года.
  22. . Министерство культуры Российской Федерации (2005). Дата обращения: 1 мая 2023.
  23. Тарасова Ольга. . РИА «Новый День» (28 мая 2013). Дата обращения: 3 мая 2021. 3 мая 2021 года.
  24. . Фестиваль «Золотая маска» (2014). Дата обращения: 3 мая 2021. 3 мая 2021 года.
  25. Тарасова Ольга. . РИА «Новый День» (29 мая 2014). Дата обращения: 3 мая 2021. 27 июня 2020 года.
  26. . Фестиваль «Золотая маска» (2015). Дата обращения: 3 мая 2021. 3 мая 2021 года.
  27. Тарасова Ольга. . РИА «Новый День» (26 мая 2015). Дата обращения: 3 мая 2021. 3 мая 2021 года.
  28. . Фестиваль «Золотая маска» (2020). Дата обращения: 3 мая 2021. 3 мая 2021 года.
  29. // Музыкальное обозрение : газета. — 2020. — 16 декабря ( № 11 (469) ). 3 мая 2021 года.
  30. . Официальное опубликование правовых актов (январь 2023). Дата обращения: 5 февраля 2023. 6 февраля 2023 года.
  31. . portal-kultura.ru . Дата обращения: 26 июня 2023. 26 июня 2023 года.
  32. Макарова Ольга. // Петербургский театральный журнал. — 2011. — № 1 (63) . — ISSN . 21 апреля 2021 года.
  33. Матвеев Кирилл. // Газета.ru : электронное периодическое издание. — 2013. — 29 января. 3 мая 2021 года.
  34. Крылова Майя. // Театрал : журнал. — 2016. — 8 марта. 29 декабря 2016 года.
  35. Дорожкова Полина. // Петербургский театральный журнал. — 2018. — № 4 (94) . — ISSN . 22 октября 2020 года.

Ссылки

  • . Большой театр . Дата обращения: 3 мая 2021.
  • . Екатеринбургский театр оперы и балета . Дата обращения: 3 мая 2021.
  • . Фестиваль «Золотая маска» . Дата обращения: 3 мая 2021.
  • Митина Елизавета. // Независимая газета. — 2015. — 20 августа. — ISSN .
  • Федоренко Елена. // Культура : газета. — 2016. — 19 июня. — ISSN .
  • Королёк Богдан. // COLTA.RU : сетевое издание. — 2018. — 20 февраля.
  • Поморцева Екатерина. // Уральский меридиан : информационное агентство. — 2018. — 1 мая.
  • Шахов Алексей. // The Village + : сетевое издание. — 2018. — 2 ноября.
  • Кичин Валерий. // Российская газета. — 2020. — 20 апреля ( № 86 (8140) ). — ISSN .
Источник —

Same as Самодуров, Вячеслав Владимирович