Interested Article - Марченко, Владимир Иванович (актёр)

Влади́мир Ива́нович Ма́рченко ( 2 августа 1943 , Хабаровский край 20 февраля 2021 , Екатеринбург ) — советский и российский актёр театра и кино, театральный педагог. Народный артист РСФСР (1982).

Биография

Родился в небольшом городке Хабаровского края, в простой семье . В 1963 году окончил театральную студию при Владивостокском краевом драматическом театре (педагог Г. И. Топчиев), владел игрой на гитаре, имел неплохие вокальные данные и был принят в труппу театра. Проработав год, уехал на Урал , вслед за однокурсницей Тамарой Сухонос , в сезон 1964—1965 годов оба были артистами Нижнетагильского драматического театра .

С сентября 1965 года — актёр Свердловского театра драмы , куда переехал также с Т. Сухонос . В декабре того же года был призван в Советскую армию . Под конец службы летом 1968 года получил от А. Л. Соколова , ставшего главным режиссёром театра, письмо — «Ждём Вас!» и осенью вернулся в Свердловск . «Актёр острой социальной темы» с типажом положительного героя, Марченко быстро вошёл в репертуарные спектакли о советском производстве, играя рабочих: правильных, идеологически подкованных . В 1972 году был выдвинут от Свердловской области для участия во Всесоюзном туре смотра творческих достижений артистической молодёжи .

…и ростом высок, и лицом привлекателен, и в манерах располагающе прост…
легко можно понять, почему с первых же шагов в творческой биографии выпускника театральной студии из Владивостока всё большее и большее место занимали образы сверстников, героев годов шестидесятых-семидесятых.

Л. Алексеев, « Вечерний Свердловск » № 302 1973

Слом наработанного типажа произошёл в 1975 году, когда Соколов, ставивший «Гамлета» У. Шекспира , неожиданно для многих и для самого актёра предложил главную роль именно ему. Для этого специально познакомил Марченко с Л. Н. Коганом , много говорившим с артистом о литературе, об истории, о Шекспире .
И при постановке «Плодов просвещения» Л. Толстого в 1978 году Соколов неожиданно предложил актёру роль слуги Григория , далеко не главную, но зато с характером .
Этапным стало для него исполнение Ленина в спектакле по публицистической драме М. Шатрова «Синие кони на красной траве», где изначально не ставилась задача внешнего сходства .

С 1978 года преподавал в Свердловском театральном училище (с 1985 года — Свердловский государственный театральный институт), с 1982 года заведовал кафедрой театрального факультета Уральской государственной консерватории .

В 1983 году окончил заочное отделение ГИТИСа имени А. В. Луначарского . В 1986 году выпустил свой первый актёрский курс в Свердловском театральном институте. Среди его выпускников: Светлана Замараева , (1986) , Ирина Ермолова , , Ольга Коржева (1990) , Даниил Донченко (1994) , (1998) , (2002) , на его курсе начинали учиться Константин Юшкевич и Виктор Логинов . В 1986—2009 годах — заведующий кафедрой мастерства актёра ЕГТИ, сменив уехавшего в Москву В. А. Курочкина . Профессор кафедры с 2010 года, одновременно был художественным руководителем курса . Владимир Бабенко, ректор ЕГТИ в 1985—2016 годах, отзывается о Марченко как о легендарном педагоге .

Выступал в областной печати .

В 1987 осуществил режиссёрский дебют, поставив «Сад без земли» Л. Разумовской . В отсутствие главного режиссёра в кризисные перестроечные годы временно возглавлял театр . В Свердловской драме Марченко проработал до 2004 года , оставив сцену по собственному решению .

Член КПСС , был заместителем секретаря партийной организации театра . Член правления Свердловской организации Союза театральных деятелей России .

Скончался 20 февраля 2021 года в Екатеринбурге . Похоронен на Широкореченском кладбище .

Семья

Первая жена — Тамара Васильевна Сухонос (род. 1943), актриса театра, в дальнейшем — Зимина (по мужу) .

Театральные роли

Театральные постановки

Фильмография

Награды и звания

Отзывы в прессе

«Орфей спускается в ад» в постановке Александра Блинова

Не отвечающего типажу, обрисованному ремаркой самого автора пьесы «в красоте его есть что-то дикое» , работа артиста в роли Вэла признана точной и значительной:

С первого взгляда не скажешь, что он артист или поэт. Но в нём есть иное, не менее важное для раскрытия мысли автора: человеческая цельность, сдержанное волевое начало, за спокойствием сильного человека — доброта и участие к ближнему. Ю. Черняк, « Уральский рабочий » № 252 1969

«Гамлет» в постановке Александра Соколова

Несомненной актёрской удачей назвал автор рецензии в « Вечернем Свердловске » работу Марченко, сыгравшего не только драму ума, но и драму чувств — любая мысль словно проходит через сердце актёра, остающегося при этом естественным и непосредственным .

В. Марченко находит тонкие штрихи для раскрытия мучительного внутреннего душевного разлада Гамлета, показывает значительность, важность его реплик, шуток, решений. А. Еремеев , « Вечерний Свердловск » № 231 1975

«Борис Годунов» в постановке Александра Соколова

Новое звучание старого спектакля театральный критик Юлия Матафонова связывает с естественной, не аффектированной манерой игры Марченко, отличающейся от прежнего исполнителя острым психологизмом. Побывав на одном из первых показов, она отмечает его сдержанность — «царь как бы ищет стиль поведения, соответствующий облику правителя мудрого и несуетного» .

«Революционный этюд» в постановке Александра Соколова

Публицистически-интеллектуально-эмоциональная конструкция спектакля сделала его весьма непростым для исполнителя главной роли, — отмечает театровед Я. Тубин, — и Марченко, безусловно, достаточно гибко выполняет труднейшие переходы:

Здесь и сложнейшая нюансировка, о чём уже говорилось, и постоянное, на глазах у зрителей, перевоплощение из «человека театра» в образ, внутреннее состояние Ленина; и исполнение песен этим же актёром. Я. Тубин, « Вечерний Свердловск » № 15 1980

Комментарии

  1. Был введён в репертуарный спектакль 1964 года постановки.
  2. Был введён в репертуарный спектакль 1958 года постановки.
  3. Был введён в репертуарный спектакль 1967 года постановки.
  4. Был введён в репертуарный спектакль 1967 года постановки.
  5. Был введён в репертуарный спектакль 1963 года постановки.
  6. Был введён в репертуарный спектакль 1963 года постановки.
  7. Со дня постановки в 1974 году роль Годунова исполнял Герман Апитин , когда же артист перешёл в другой коллектив, выбор режиссёра пал на Марченко .

Примечания

  1. , с. 28.
  2. . Актёры России . Дата обращения: 2 марта 2021. Архивировано из 7 февраля 2022 года.
  3. , с. 145.
  4. , с. 182.
  5. Матафонова Юлия. // Культура Урала : журнал. — 2020. — Сентябрь ( № 7 (83) ). — С. 13 . 28 ноября 2020 года.
  6. , с. 183.
  7. , с. 25, 145—146.
  8. , с. 158.
  9. , с. 27.
  10. Названы победители // Уральский рабочий : газета. — 1972. — 24 мая ( № 120 (17189) ). — С. 3 .
  11. Алексеев Л. // Вечерний Свердловск : газета. — 1973. — 28 декабря ( № 302 (4906) ). — С. 3 . 11 февраля 2022 года.
  12. , с. 28—29.
  13. , с. 27—28.
  14. Короткий В. // Вечерний Свердловск : газета. — 1980. — 2 января ( № 1 (6730) ). — С. 1 . 12 февраля 2022 года.
  15. Матафонова Ю. // Челябинский рабочий : газета. — 1980. — 19 января ( № 16 (19451) ). — С. 3 . 12 февраля 2022 года.
  16. . Екатеринбургский государственный театральный институт . Дата обращения: 9 февраля 2022. 7 февраля 2022 года.
  17. Левит Ксения. // Культура Урала : журнал. — 2013. — Декабрь ( № 10 (16) ). — С. 32-34 . 21 января 2022 года.
  18. . 1983 год / Заочное отделение . Российский институт театрального искусства — ГИТИС . Дата обращения: 9 февраля 2022. 7 февраля 2022 года.
  19. Екатеринбургский государственный театральный институт . Дата обращения: 9 февраля 2022. 7 февраля 2022 года.
  20. Екатеринбургский государственный театральный институт . Дата обращения: 9 февраля 2022. 7 февраля 2022 года.
  21. Екатеринбургский государственный театральный институт . Дата обращения: 9 февраля 2022. 7 февраля 2022 года.
  22. Екатеринбургский государственный театральный институт . Дата обращения: 9 февраля 2022. 7 февраля 2022 года.
  23. Екатеринбургский государственный театральный институт . Дата обращения: 9 февраля 2022. 7 февраля 2022 года.
  24. Сумкина Вера. // Культура Урала : журнал. — 2014. — Октябрь ( № 8 (24) ). — С. 44 . 21 января 2022 года.
  25. Сумкина Вера. // Культура Урала : журнал. — 2015. — Февраль ( № 2 (28) ). — С. 45 . 21 января 2022 года.
  26. Вахрушев Олег. . Радио Свобода (14 сентября 2005). Дата обращения: 9 февраля 2022. 7 февраля 2022 года.
  27. Клепикова Ирина. // Областная газета. — 2015. — 31 октября ( № 202 ). 7 февраля 2022 года.
  28. Марченко В. // Уральский рабочий : газета. — 1972. — 6 февраля ( № 31 (17100) ). — С. 3 . 11 февраля 2022 года.
  29. Марченко В. И. // Вечерний Свердловск : газета. — 1980. — 3 января ( № 2 (6731) ). — С. 3 . 11 февраля 2022 года.
  30. Марченко В. // Уральский рабочий : газета. — 1987. — 21 июня ( № 143 (21648) ). — С. 2 . 12 февраля 2022 года.
  31. Вольхина Вера. // Культура Урала : журнал. — 2020. — Март ( № 3 (79) ). — С. 35 . 21 января 2022 года.
  32. Романова М. // Уральский рабочий : газета. — 1990. — 30 июня ( № 147 (22552) ). — С. 1 . 12 февраля 2022 года.
  33. Порошина М. // Вечерний Свердловск : газета. — 1990. — 18 декабря ( № 289 (10018) ). — С. 3 . 12 февраля 2022 года.
  34. . Свердловский академический театр драмы (февраль 2021). Дата обращения: 9 февраля 2022. 7 февраля 2022 года.
  35. , с. 150.
  36. Ельцин Б. // Советская культура : газета. — 198. — 25 сентября ( № 77 (5501) ). — С. 2 . 12 февраля 2022 года.
  37. Матафонова Ю. // Уральский рабочий : газета. — 1988. — 23 (22099) 12 ( № 294 ). — С. 1 .
  38. // Культура : газета. — 2021. — Февраль. 13 марта 2021 года.
  39. , с. 179.
  40. , с. 147.
  41. , с. 56.
  42. . Информационный портал Екатеринбурга (22 июня 2010). Дата обращения: 9 февраля 2022. 7 февраля 2022 года.
  43. // Уральский рабочий : газета. — 1971. — 25 декабря ( № 304 (4294) ). — С. 4 . 27 февраля 2022 года.
  44. // Советская культура : газета. — 1973. — 23 ноября ( № 94 (4686) ). — С. 2 . 12 февраля 2022 года.
  45. // Вечерний Свердловск : газета. — 1978. — 24 октября ( № 245 (6374) ). — С. 1 .
  46. // Уральский рабочий : газета. — 1980. — 23 декабря. — С. 4 . 11 февраля 2022 года.
  47. // Ведомости Верховного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики : сборник. — М. : Издание Верховного Совета РСФСР, 1982. — Вып. 26 (1236) . — С. 558 . — ISSN . 12 февраля 2022 года.
  48. Черняк Ю. Спускаясь в ад // Уральский рабочий : газета. — 1969. — 26 октября ( № 252 (16436) ).
  49. Еремеев А. // Вечерний Свердловск : газета. — 1975. — 2 октября ( № 231 (5444) ). — С. 3 . 11 февраля 2022 года.
  50. Матафонова Ю. // Уральский рабочий : газета. — 1977. — 8 января ( № 6 (18598) ). — С. 3 .
  51. Тубин Я. // Вечерний Свердловск : газета. — 1980. — 18 января ( № 15 (6744) ). — С. 3 . 12 февраля 2022 года.

Литература

  • Свердловский государственный драматический театр // сороковой сезон / состав труппы, репертуар сезона 1970—1971 гг. / Отв. за вып. Э. С. Аракелов, Е. Я. Файбушевич; фот. Б. Е. Лосева. — Свердловск: б. и., 1970. — 95 с. — 15 000 экз.
  • Матафонова Ю. К. Свердловский драматический / Худож. О. И. Журавлёва. — Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1980. — 176 с. — 16 000 экз.
  • Романова М. А. Театр Александра Соколова . — Екатеринбург: ООО «Форт Диалог-Исеть», 2011. — 175 с. — (Культура Урала; Жизнь замечательных уральцев). — 1000 экз. ISBN 978-5-91128-042-0 .
  • Матвеева А. А. Старожилы // Люди города Е . — б. м.: Издательские решения, 2020. — 232 с. — ISBN 978-5-00510-921-7 .

Ссылки

  • . Свердловский Академический театр драмы (2001). Дата обращения: 18 марта 2002. Архивировано из 15 июля 2003 года.
  • Екатеринбургский государственный театральный институт (26 февраля 2021). Дата обращения: 9 февраля 2022.
Источник —

Same as Марченко, Владимир Иванович (актёр)