Николаев, Александр Алексеевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Александр Андреевич Николаев (1868 — март 1921) — эсер, теоретик кооперативного движения, городской голова Ростова-на-Дону , член Всероссийского учредительного собрания .
Родился в семье чиновника. Родители были преподавателями. В 1888 году, когда Александр только окончил Тверскую гимназию, скончалась его мать, а отец с горя запил. Поступив на физико-математический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета, Николаев занимался репетиторством столь интенсивно и успешно, что даже помогал оставшейся в Твери семье. В 1892 году окончил университет экстерном по первому разряду. На последнем курсе увлекся социалистическими и революционными идеями, и для того, чтобы быть полезным революции, поступил в Военно-медицинскую академию. Там организовал кружок по выпуску нелегальной литературы. Впервые арестован в 1893 году, но отпущен из-за недостатка улик. Снова арестован в 1895 году, на этот раз причиной ареста был донос провокатора, до апреля 1896 год содержался в одиночной камере, приговорён к ссылке в Вологодской губернию на 5 лет. Занимался языками и юридическими науками. Находясь в последние годы ссылки в Грязовце , вступил в партию социалистов-революционеров. По окончании ссылки жил в Пскове, где служил страховым инспектором в статистическом отделении Псковского губернского земства. Работая в Пскове, Николаев активно занимался общественной деятельностью, он был секретарём правления городской общественной библиотеки, председателем Псковского общества сельского хозяйства, членом Псковского археологического общества и родительского комитета в Псковской губернской гимназии, членом Общества взаимного вспомоществования учащим и учившим в народных училищах Псковской губернии и т. п. .
В партии эсеров через Ф. В. Волховского и К. M. Оберучева был связан с военной работой . Был участником Крестьянского и Железнодорожного союзов . Летом 1907 года Николаева привлекли к уголовной ответственности за принадлежность к эсеровской партии, членство в Железнодорожном союзе и по нескольким делам о распространении нелегальной литературы. Осенью группа псковских «максималистов» совершила в лесу под Псковом политическое убийство, и к обвинениям Николаева добавилось ещё и это. После этого эмигрировал и жил заграницей до 1916, когда в ходе очередного процесса по делу об этом убийстве он не был исключен из числа обвиняемых .
С 16 по 21 апреля 1908 года тайно приезжал в Россию под псевдонимом А. А. Андреев выступил с докладом на I-ом кооперативном съезде в Москве. В 1914 и 1915 годах участвовал в издании в Париже эсеровской газеты «Мысль», стоявшей на антивоенных позициях, а после её закрытия, в 1915 и 1916 годах сначала в Париже, а затем в Женеве — заменившей её газеты «Жизнь». Занимался теорией кооперативного движения, написал 2-томный труд «Теория и практика кооперативного движения», опубликованный 26 апреля 1908 года и переизданный в 1909 Москве. Известно более 50 научных и публицистических трудов А. А. Николаева, посвящённых потребительской кооперации и устройству сельского хозяйства в стране, значению всеобщего обучения, взаимоотношениям интеллигенции и народа, освобождению крестьян от крепостной зависимости, и даже истории японского народа. В 1906–1907 годах он опубликовал серию книг под названием «Крестьянская библиотечка», где доступным языком разъяснено, что такое сельское самоуправление, земские учреждения, избирательное право, партии, выборы, деревенская община .
С февраля 1917-го в Ростове-на-Дону (5 февраля прочитал доклад заседание студенческого кооператива Ростова «Идеи потребительской кооперации в истории русской интеллигенции») . Избран председателем Совета Крестьянских депутатов . Редактор еженедельного журнала «Донской землероб» (№ 1 вышел 5 августа 1917). 9 июля 1917 участвует в выборах гласных Ростовской городской думы (из 109 мест 40 заняли эсеры, а 40 меньшевики). 1 августа 1917 года избран городским головой Ростова, а с 8 августа приступил к обязанностям .
Уже 10 августа выехал в Москву для участия в Государственном совещании , а затем в Петроград. Смог добиться удвоения займа для городских нужд. Внёс предложения Всероссийской комиссии по выборам в Учредительное собрание по постановке выборов в Донской области, которые были приняты и вошли в закон. Добился того, что областным комиссаром становился не войсковой атаман Донской области, как настаивало войсковое правительство, а независимое лицо, назначаемое Временным правительством .
В Ростов Николаев вернулся 6 сентября. В октябре он занимался "разгрузкой Петрограда для города Ростова", то есть эвакуацией военных учреждений в Ростов (автомобильной военной школы, офицерской воздухоплавательной школы, воздухоплавательного парка Кованько, школы военных механиков, правление шоссейных дорог и т. д.). Николаев выдвинул идею создания в Ростове трёх районных Дум, но меньшевистская фракция не поддержала её, и проект не состоялся.
14 сентября Николаев выступил в помещении электротеатра «Солей» с докладом «Корниловщина». Общеизвестные факты докладчик дополнил своими выводами и комментариями. В частности он в августе 1917 года на Государственном совещании в Москве слышал выступления Л. Г. Корнилова и А. М. Каледина и расценил их как контрреволюционные. Он считал, что хотя Каледин не участвовал в Корниловском мятеже лично, к нему безусловно готовились за его спиной. Это выступление подверглось резкой критике в казачьей и кадетской прессе («Приазовский край», «Ростовская речь» и др.). Эти выступления были расценены гласными городской Думы и левой прессой как "травля" . В конце сентября Николаев выступил еще раз на областном крестьянском съезде с докладом «Корниловщина». Раскол и противостояние между Ростовской городской думой и войсковым правительством усилились .
После октябрьского переворота в Петрограде Ростовская дума выдвинула протест против введения военного положения в Ростове и Нахичевани войсковым правительством. Вскоре большевицкий Военно-революционный комитет объявил себя высшим органом власти в Донской области и через несколько дней с помощью черноморских матросов установил контроль над Ростовом и Нахичеванью. А. А. Николаев и эсеровско-меньшевистское большинство Ростовской объявили о своём нейтралитете, и пытались добиться мира между противоборствующими сторонами. 29 ноября, когда делегация Ростовской Думы, включавшая и Николаева, вела переговоры с Калединым в ст. Александровской, большевики открыли огонь. Посредническая миссия не удалась" .
Обязательный кандидат Центрального комитета партии эсеров в Учредительное собрание. В ноябре 1917 года избран во Всероссийское учредительное собрание в Донском избирательном округе по списку № 2 (Эсеры, Совет крестьянских депутатов, трудовое казачество) . 26 ноября на заседании городской думы Николаев объявил о снятии полномочий городского головы в связи с его избранием во Всероссийское Учредительное собрание. 2 декабря донские казаки Каледина подавили сопротивление ВРК и овладели Ростовом. А. А. Николаев и члены городской управы собственноручно заделывали бойницы, сделанные красногвардейцами в стенах Николаевской больницы .
11 декабря Николаев в выступлении перед рабочими главных мастерских Владикавказской железной дороги подвел итог своей деятельности на посту главы Городской думы за четыре месяца в труднейших экономических условиях: «дума сделала всё, что могла. Работала она, не покладая рук, причём в тревожные дни дума заседала непрерывно» . 14 декабря Ростовский городским головой стал заместитель Николаева, меньшевик Пётр Семёнович Петренко. 17 декабря, в день отъезда в Петроград Николаева, якобы, пыталась арестовать группа кадетов на вокзале или вскоре после отправки поезда, но предупреждённый Николаев сумел избежать ареста, выпрыгнув из окна вагона в момент отхода поезда. Детали этого инцидента неясны. По мнению ростовского историка выехать в столицу для участия в работе Учредительно собрания Николаеву удалось только в конце декабря" . Однако в январе 1918 года на единственном заседании Учредительного собрания он не присутствовал .
Детали дальнейшей жизни А. А. Николаева во время гражданской войны не изучены.
Арестован ВЧК . Умер в марте 1921 года в тюремной больнице Ростова-на-Дону .
На его смерть откликнулись письмом 100 заключённых кооператоров .